"Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ чрез внедрение метода социальных проб в воспитательную систему школы- интерната"

Автор: Мартынова Ирина Михайловна
Должность: заместитель директора по ВВР
Учебное заведение: МКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
Населённый пункт: город Троицк Челябинской области
Наименование материала: Педсовет
Тема: "Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ чрез внедрение метода социальных проб в воспитательную систему школы- интерната"
Дата публикации: 27.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
ДОКЛАД

«ВЫЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ПО

ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБ

В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ШКОЛЫ- ИНТЕРНАТА» СЛАЙД

№1 И №2,3

СЛАЙД № 4
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. В настоящее время налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности. Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему духовно – нравственного воспитания. Выбор данной проблемы не был случайным. Составляющие технологии при определении темы педсовета по воспитательной работе были следующими:  анализ состояния воспитательной работы за предыдущие годы;  изучение современной литературы по проблемам развития и становления личности;  диагностика уровней воспитанности учащихся  изучение творческих работ учащихся, участие их в различных конкурсах, мероприятиях школьного, городского масштаба;  посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;  беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам .  обсуждение данной проблемы на методическом объединении воспитателей и классных руководителей.
2 В ходе подготовки к педсовету были определены и основные цели его проведения.
СЛАЙД №5

Цели данного педсовета:
выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного развития современного школьника; корректировка подходов и технологий духовно – Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём – то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Классные руководители и воспитатели работают над систематическим изучением детского коллектива и каждого школьника в отдельности. Проводятся диагностики, анкетирования учащихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении духовно – нравственного воспитания. Большая работа педагогами проводится в этом направлении и с родителями учащихся: родительские собрания, совместные мероприятия родителей и детей, привлечение родителей к внеклассной работе и т.д..
СЛАЙД №6
Сегодня на первое место встаёт вопрос гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является человек, обладающий следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.
СЛАЙД №7
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания: 1. Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. 2. Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это тормозит развитие ребёнка. 3. Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. 4. Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная,
3 отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. 5. Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения 6. Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. 7. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса. 8. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. 9. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому
проблема духовно-нравственного воспитания

так актуальна и выбор

данной проблемы не был случайным для сегодняшнего педсовета
. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Несколько статистических фактов: - в России рождается 17% детей с психическими отклонениями. -15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. -На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. -Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков. -По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.
4 Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Сегодня на нашем педагогическом совете наша творческая группа осветит вопросы духовно - нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки зрения, расскажут о новых приёмах, формах и методах работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализируем, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.
СЛАЙД №8
Начнем с понятия «
Воспитание».

Воспитание
– одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.
СЛАЙД №9
Вспомним принципы воспитания:  Принцип гуманистической направленности  Принцип природосообразности  Принцип культуросообразности  Принцип эффективности социального взаимодействия  Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
СЛАЙД №10
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». О задачах воспитания мы много слышали и читали.
СЛАЙД №11
Блок 1: Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении Блок 2: Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности; Блок 3: Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно- нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития
5 школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное, духовное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.
СЛАЙД №12
Таким образом,
целью духовно - нравственного воспитания является формирование

нравственности, морали, чему соответствуют критерии

добра, милосердия, заботы,

образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности:


 Любовь к матери  Патриотизм.  Любовь к Родине  Свобода воли  Добро и зло  Самовоспитание  Добродетель  Совесть  Надежда
СЛАЙД №13
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
• Во-первых
, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
• Во-вторых, в
современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих
, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. •
В-четвертых
, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
СЛАЙД №14
Система духовно - нравственного воспитания включает в себя
:



Во-первых,
понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно
6 полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
• Во-вторых
, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
• В-третьих
, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.


Основные источники духовно - нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по чтению и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.
С
ильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
СЛАЙД №15

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих

на нравственное

воспитание:

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность,

нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические

Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая

направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и

т.д.)

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

7 
Диалоговое общение

«Преобразовательные» способности

Педагогическая рефлексия

Положительные этические качества (добродетели)

Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к

детям)
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.
СЛАЙД №16


Педагога отличают следующие качества:  яркая индивидуальность;  любовь к детям;  внутренняя сила, целеустремленность;  широта и глубина интересов;  уверенность в правильности избранного им пути;  творческое отношение к детям. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.
СЛАЙД №17
Традиционными источниками нравственности являются: 1.
Патриотизм,
включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству. 2.
Социальная солидарность
— Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство. 3.
Гражданственность
— Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания. 4.
Семья

Любовь и верность.
Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода. 5.
Труд и творчество
— Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 6.
Наука — Познание.
Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание. 7.
Искусство и литература
включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие. 8.
Природа — Жизнь
. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля. 9.
Человечество — Мир во всем мире;
Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество. Важно, чтобы воспитанники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру
8 российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие. Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, подростки приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества. Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями. Другим
важным источником нравственного опыта
школьников является
разнообразная внеклассная работа.
В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. -Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто жить готовясь, в детстве не живёт.
Если бы в своё время по-настоящему прислушались к этим словам С.Я.Маршака, то, наверное, уже в 20 веке, а не в 21-ом в нашу школу пришли новые стандарты, поскольку именно теперь воспитание в школе рассматривается не как набор специальных мероприятий, а как совместная деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Именно в такой деятельности единственно возможно присвоение, а не узнавание детьми определённых ценностей. И впервые для такой внеурочной деятельности школьников определено пространство и время в образовательном процессе. Слово учителю начальных классов Саттаровой М.П. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей,
9 вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт.. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире
.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.
Дети чутки и

восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно
очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Нам есть над, чем работать и многое у нас уже получается. Как мы должны построить свою работу, что мы должны делать, и уже делаем, какие формы, приёмы и методы работы применяют наши педагоги на уроках, и внеурочной деятельности. Своими наработками в направлении духовно – нравственного воспитания сегодня поделятся наши коллеги.
СЛАЙД №18

Решение педсовета:
1. Одобрить систему работы педагогического коллектива над темой:
«
Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через внедрение метода социальных проб в воспитательную систему школы – интерната. 2. Зам. директора по УВР Грищенко Н.П.., зам директора по ВВР Мартыновой И.М., руководителям м/о создать банк «Методических идей» наиболее эффективных форм, методов, разработок мероприятий, родительских собраний по духовно – нравственному воспитанию в системе воспитательно – образовательного процесса. 3. Пед.коллективам сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений «группы риска», банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей и воспитателей, педсоветах. 4. Каждому педагогу определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета. Обобщить опыт работы на методических объединениях. Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.