"Моя система воспитания"

Автор: Муртазина Ирина Радимовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Чекмагушевский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Моя система воспитания"
Дата публикации: 27.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система воспитания в классе
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поделиться с моим опытом работы как классного руководителя! Вопрос: Каким должен быть современный классный руководитель? Современный классный руководитель – настоящий воспитатель человеческих душ, выделяющийся среди многих не только знанием предмета. Это учитель, открытый для всего нового, способный ответить на вызовы времени, склонный к разумному риску, деятельный, обладающий аналитическими способностями и всегда нацеленный на саморазвитие. Современный классный руководитель – учитель думающий, сомневающийся, задающий вопросы и ищущий ответы. Классный руководитель – школьная мама, причем многодетная. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками.
Целью моей воспитательной работы является
воспитание всесторонне развитой личности учащегося через коллективно-творческие дела, взаимодействие семьи и школы, индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его способностей, трудовых навыков и умений, привлечение каждого ребёнка к выполнению коллективных заданий, ценностное отношение к собственному здоровью. Я являюсь классным руководителем 7в класса. Взяв их в 5 классе, я часто задавала себе вопрос «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Ведь каждый ребенок в классе - это индивидуальность. Каждому надо найти подход, нужно учитывать его интересы и желания, научить работать в коллективе, учитывая интересы других. И сегодня я с уверенностью могу сказать, что мы в классе живем одной семьей. Идеальных отношений в обществе не бывает, так и в нашем классном коллективе. Да, бывают и непонимания, иногда обиды и необдуманные слова…но мы с моими учениками решаем всё в нашей классной семье. Одним из
законов класса является «Все классные проблемы остаются в классе». Мне приятно осознавать, что ученики с доверием относятся ко мне. А это самое главное, я считаю. Я, как классный руководитель класса, стараюсь учить детей порядку и аккуратности, уважению и взаимопомощи друг к другу. В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Отношения классного руководителя с ребятами складываются не только в беседах, но и в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы. Воспитательная работа в классе ведется по направлениям «Я среди людей», «Я- патриот», «Профилактика правонарушений», «Здоровье и экология», «Культура и досуг», «Трудовое воспитание», «Семья и школа», «Ученическое самоуправление». Направление «Я среди людей» включает в себя такие разделы, как нравственное, интеллектуальное, духовное воспитание. В классе проводятся классные часы по духовно-нравственному воспитанию, познавательные и интеллектуальные викторины, игры. Учащиеся активно участвуют на различных предметных олимпиадах (школьного, муниципального, регионального уровня, всероссийских дистанционных); творческих конкурсах, предметных неделях, в школьных и районных мероприятиях. Ученики моего класса являются активными членами школьного музея. Хорошей традицией класса стала участие в мероприятиях, проведенных Чекмагушевской центральной районной библиотекой. Ребята с большим удовольствием участвовали на дне самоуправления, где каждый из них попробовал себя в роли работников; круглом столе «Мы выбираем ЗОЖ», в Олимпийских играх; в КВНе, посвященного 85-летию Чекмагушевского района. Мы часто с классом посещаем выставки в библиотеке, знакомимся с новой литературой. В таких мероприятиях дети раскрываются, показывают свой талант и мастерство. Большое внимание уделяется в классе патриотическому воспитанию. В классе есть своя тимуровская команда. Учащиеся по мере необходимости посещают наших
учителей-ветеранов педагогического труда, оказывают посильную помощь. В прошлом учебном году учащиеся также посетили ветерана ВОВ Газизова Галиахмета Газизьяновича, побеседовали с ветераном. Ученики класса регулярно держат в порядке зону пионерской работы. В классе совместно учащимися проводятся беседы и викторины по данному направлению. Посещаются выставки и достопримечательности нашего района и республики. Класс активно принимает участие в мероприятиях: «Мемориал», «Вахта памяти» - сайты (Димитриева Анна, Самойлов Александр). Не менее важным направлением моей работы является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Мои дети не стоят ни на классном, ни на школьном учётах. Это благодаря систематическим занятиям по данному направлению. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма проводятся беседы и классные часы по технике безопасности. По проблеме экстремизма были проведены классные часы: «Сила России в единстве народов», «Легко ли быть особенным», «Волшебная страна дружба». В этом году была проведена диагностика учащихся на уровень их агрессивности. Вот уже 2 года ученики моего класса проводят мероприятие «Посвящение в пешеходы первоклассников». Первостепенной задачей каждого учителя, а тем более, классного руководителя является сохранение жизни и здоровья учащихся. С этой целью систематические провожу инструктажи и инструкции по:- пожарной безопасности; - электробезопасности; - дорожно- транспортной безопасности; - безопасность на воде; на льду; - безопасность на спортивной площадке; - сезонная безопасность (клещи, бешенство животных, ледяные снежки, сосульки, профилактические меры при гриппе и т.д.); - безопасности при обнаружении взрывоопасных веществ и подозрительных предметов, незнакомые люди; - поведение в экстремальных ситуациях; - правила поведения во время школьных каникул, в поездках и т.д. Мной ведется эффективная работа с нашим школьным психологом. Ещё одной заботой классного руководителя является забота о здоровье детей. В данном направлении я работаю, используя программу «Здоровье». Я провожу
классные часы, беседы и уроки здоровья, посвящённые здоровому образу жизни. В классе были проведены занятия: - «Режим дня. Питание школьника»; - «Компьютер: за и против»; - Час здоровья «Профилактика гриппа»; - «Наркотики, пиво, табак. Твой выбор?!»; - Час здоровья «Причины и последствия обморожения» и т.д. Ребята посещают школьные и районные спортивные секции, активно участвуют в соревнованиях, имеют призовые места и грамоты. Мы активно участвуем в Днях Здоровья, Лыжне России. В классе есть свои спортсмены. В классе распланирована программа по экологическому воспитанию «Экологический марафон». Ученики класса активно участвуют в экологических акциях по сбору макулатуры, рябины, шишек; в экологических субботниках. Мои учащиеся принимали участия в конкурсах «Мы видим, слышим, творим», «Сохраним живую ель» и добились хороших результатов. Большая доля моей работы приходится на программу «Культура и досуг». Дети ещё не имеют сформировавшихся интересов, они легко увлекаются и также быстро остывают. Поэтому моя задача рассказать и показать как можно больше возможностей развития. В классе провожу беседы, занятия, анкетирование. Также активно участвуем в жизни школы. В этом году мои дети приняли участие в подготовке и проведении таких КТД, как Прием в пионеры, Хэллоуин, День матери, Посвящение первоклассников в пешеходы, Клуб веселых и начитанных. Ученики посещают разные кружки: по вокалу, мода и дизайн. Занимаются на музыкальных инструментах. Есть среди них хорошие певцы и танцоры. Некоторые из них принимают активное участие в районных и республиканских конкурсах. В классе есть свои традиции: 1. Поздравление именинников «День варенья» 2. Тимуровская помощь пожилым 3. Акция «Спеши творить добро» 4. Время отдыха «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» 5. Конкурс «Самый лучший ряд» 6. «Давайте споем»
Также одним из важнейших направлений является трудовое воспитание. В настоящее время родители уделяют минимальное внимание трудовому воспитанию своих детей. Приходится часто сталкиваться с проблемой, что ребята не умеют мыть полы, подгребать листву. Основные навыки домашнего труда приходится закладывать в школе. В этом мне помогают систематические акции «Мой чистый класс», «Самый лучший дежурный», «Почини сам». Ребята также работают на пришкольном участке. Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе способствует развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся. Вся работа с родителями направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращению негативных явлений, тесное взаимодействие семьи и школы. Я часто провожу индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания детей, вместе решаем проблемы. Родители активно посещают собрания, уроки предметников, индивидуально с ними консультируются по поводу учебы ребенка. В классе успешно работает родительский комитет, который оказывает большую помощь в работе классного руководителя. Благодаря использованию электронного журнала, работа с родителями намного облегчилась и стала эффективней. Одним из главных направлений в воспитательной работе является классное самоуправление. В нашем классе в основу самоуправления положен выбор ребят. Каждый из ребят высказывает своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбирает представителя в актив класса, которому я передаю некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Обязанности строго распределены. Например, учебный сектор отвечает за ведение учебных принадлежностей, успеваемость, своевременную запись домашних заданий и их выполнение. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно- оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе
и в классе, за организацию субботника на территории школы. Художественный сектор - за классный уголок, стенгазеты. Сектор культуры за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В результате сформируется классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. И в конце недели на классном собрании все сектора отчитываются по проделанной работе и составляют план работы на следующую неделю. Хорошо организованное классное самоуправление облегчает работу классного руководителя, учит детей самостоятельности и уверенности. Я люблю своих учеников. Но при этом не забываю, что временами нужно быть и строгой, требовательной, где-то заслуженно похвалить или поругать. Как сказал И. Гете: «Немало можно добиться строгостью, много – любовью, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица». Я часто повторяю фразу: «Мои дети». Да, у меня много детей, таких разных: добрых и не очень, старательных и не очень, честных и хитроватых, веселых и грустных, но таких замечательных – моих милых мальчишек и девчонок. А иначе, зачем быть классным руководителем? Работа классного руководителя настолько многогранна и необъятна, что позволяет не только воспитывать и делиться багажом знаний с другими, но и дает силы для собственного обогащения, творческого роста и самореализации. Конечно, это огромный труд, который забирает много душевных и физических сил, но детские горящие глаза и благодарная улыбка дорогого стоят. Спасибо за внимание!