"Частица как часть речи"

Автор: Кабирова Полина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Казаткульская СОШ
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Частица как часть речи"
Дата публикации: 28.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка для 7 класса.

Необходимое оборудование
1. Мультимедийный проектор. 2. Экран. 3. Интерактивная доска.
Частица как часть речи.
Цели. 1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста. 2. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы. 3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.

Слайд № 1.

1. Орг. момент.

2. Объяснение нового материала.
а) На какие группы делятся все части речи? б) С какими служебными частями речи мы уже познакомились?
Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 1 (по ссылке к презентации «Частица»,
)
Слайд № 2

4. Закрепление.

1) Анализ текста
Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» – Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке. – Неужели дятел? – Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. – Так ты птица-осоед. – Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. – Как раз гусениц и личинок любят дрозды. – Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. – Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. – Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. – Хорошо! Тогда ты кошка! – Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. – Ладно, ты – цапля. – Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. – Точно, куница! – Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. – Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! – Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

Слайд № 3

Вопросы и задания
 Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?  Озаглавьте. Сравните свое название с авторским.  Определите стиль.  Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.  Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?  Признаком, какого стиля является употребление частицы в данном контексте?  Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
Слайд № 4

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно

не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и к

собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

2) Значения частиц
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Слайд № 5

Задание.
Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.) Варианты, предложенные учащимися: Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион. Я все-таки чемпион. Какие значения придают частицы словам и предложению?
3) Лингвистический эксперимент
На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.
Слайд № 6

Задание.
Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.) ... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла. ... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!
Задание.
Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
Слайд № 7, 8.

4) Научное исследование лингвистической проблемы

Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка). Учитель читает легенду : Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание.
При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.
Слайд № 9

5) Делаем вывод
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
Вывод:
частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
Слайд № 10.

Слайд № 11.

Домашнее задание.
§ 62, упр. 359 ( по учебнику «РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС» под редакцией М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2006 г.) Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Частицы заключите в прямоугольники. Какие из них вносят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для выражения отрицания?