"Социальная работа как пространство духовности"

Автор: Козин Сергей Владимирович
Должность: специалист по социальной работе
Учебное заведение: Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" в г. Волгодонске
Населённый пункт: город Волгодонск
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Социальная работа как пространство духовности"
Дата публикации: 28.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Социальная работа как пространство духовности
С.В.Козин Специалист по социальной работе
Духовность
— это, прежде всего созидательная сила, посредством которой освящаются, облагораживается, возвышаются абсолютно все области личного и социального бытия, она влияет на общественное сознание, помогает человеку открыть смысл своего существования. В контексте профессиональной деятельности под духовной составляющей следует понимать потребность человека творить добро, отдавать свои физические и душевные силы ближнему, выполнять свою главную миссию на земле, реализуя внутреннюю устремленность к добру. Под пространством социальной работы мы понимаем целостную совокупность смыслообразующих значений, взглядов, установок и позиций в пределах и под влиянием которых осуществляется профессиональная деятельность. Психологическое «присвоение» пространства духовности специалистами социальной работы осуществляется посредством включения представлений о ней в свою профессиональную картину. Отличительной особенностью социальной работы как помогающей профессии является то, что её клиентами являются «особые» люди, имеющие весьма серьёзные затруднения в осуществлении жизнедеятельности. Конкурентоспособность специалиста в области социальной работы на рынке труда предполагает наличие у него совокупности личностных и профессиональных качеств, среди которых духовность как личностно- профессиональное качество занимает ведущее место, поскольку она мотивирует личность на безукоризненное исполнение своего профессионального долга по отношению к людям, нуждающимся в помощи со стороны государства и социума. Как констатирует С.В. Козин, рассматривая профессиональную социальную работу нужно сказать о том, что в первую, она требует высокого уровня гуманности, развитию интуиции и, конечно, умению сопереживать чужому горю. При этом личные качества должны так же включать и порядочность, чёткость и бескорыстие. [ 1 ]. Так С.В. Козин, П.М. Кольцов считают, что назначение и функции социальной работы как формы негосударственного и государственного 1
воздействуют на отдельную личность или группу людей состоят в обеспечении оптимального материального, социального и культурного уровня жизни граждан, восстановления в силу возможностей их способности к полноценному функционированию в обществе [ 2, с. 73-75 ]. Так С.В. Козин, П.М. Кольцов, Т.Е. Емцева акцентируют своё внимание на том, что социальные работники используют в своей повседневной деятельности различные социальные технологии, работают совместно с другими смежными специалистами, взаимодействуют с различными социальными учреждениями, но при использовании данных технологий социальные работы (работники) должны понимать о том, что бы они не навредили в процессе практической помощи своему клиенту это является главным профессиональным принципом [ 3, с. 160 ]. 2
Профессиональная социальная работа направлена на человека в среде. Она представляет собой личностную службу помощи людям, нацеленную, в первую очередь, на решение всего комплекса проблем в диаде «личность -окружающая среда». В центре внимания социальных работников - человек со всеми его проблемами. Социальные работники способствуют самовыражению и благополучию человеческой личности, развитию потенциала и ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых потребностей, национальных и интернациональных интересов и устремлений, защите прав человека, достижению социальной справедливости. Для этого ими используются все имеющиеся в арсенале профессиональной социальной работе средства и технологии. Человек во всех проявлениях своего бытия рассматривается в социальной работе как высшая ценность, а миссия социальной работы (предназначение, смысл существования профессии в обществе) является в высшей степени человечной, гуманистичной, поскольку она призвана обеспечивать, защищать, обслуживать, поддерживать человека. Можно утверждать, что профессиональная социальная работа представляет собой такой вид социальной деятельности, которая создает возможности для преобразования социальной действительности на основе достижения благополучия личности и общества, и тем самым утверждая на макро-уровне гуманистические идеалы и духовные ориентиры. Духовность в социальной работе является, с одной стороны, основанием для успешной профессиональной деятельности, а с другой, - следствием успеха в этой деятельности. В настоящее время в науке не представлено единообразное толкование сущности понятия «духовность». Связано это с тем, что феномен духовности носит идеальный характер (вырастает из потребности человека в идеальном постижении им мира), что затрудняет его определение в равнозначных формулировках и трактовках. Познавательная сторона духовности в социальной работе связана с тем, что и объектом, и субъектом ее исследования выступает человек. Миссия социальной работы заключается в изучении человека, его мира, его индивидуальности и уникальности, его непрерывности развития и свободы волеизъявления, его целостности. Осмысливая сущность жизнедеятельности человека, особенности её изменения под воздействием экономических, социально-культурных, социально-психологических факторов социальная работа приобретает более эффективный характер. Нравственная сторона духовности в социальной работе заключается в том, что смыслом профессии является ее направленность на творение добра. Истоки социальной работы восходят к благотворительности и милосердному подвижничеству, как уникальным формам духовной практики, направленным на добро как высшую форму полезности для общества. Эта направленность основана на признании приоритета прав человека, в том числе права на счастливую, 3
полноценную и достойную жизнь для каждого, независимо от его расовых, религиозных, национальных, гендерных, возрастных, индивидуальных или социальных особенностей. Можно сказать, что реализация в обществе нравственной установки на добро достигается на практике посредством профессиональной социальной работы. Более других профессий социальная работа располагается в границах этического поведения и нравственного выбора. Отсюда вытекает тот факт, что такие факторы регуляции человеческого поведения как индивидуальный нравственный контроль, общественная мораль являются нравственными регуляторами самой социальной работы. Эстетическая сторона духовности в социальной работе выражается в творческом характере профессии. Сложность социальной работы в том, что она требует особых качеств от профессионалов, работающих в социальной сфере. Одним из них является способность к творчеству. Ставя цель по изменению отношения человека в трудной жизненной ситуации к своему положению и привлечению его к совместной деятельности по решению проблем жизнедеятельности, социальному работнику необходимо меняться самому. Приоритетная часть этого изменения — освоение технологий управления творческим процессом в осуществлении деятельности в пространстве человека в проблеме, которыми специалисты должны владеть профессионально. Без активного включения своего личностного креативного потенциала, творческого видения форм и способов реализации тех или иных технологий социальной работы специалист никогда не достигнет максимального эффекта. Кроме этого, его труд будет носить шаблонный, формальный характер, а поэтому будет непродуктивным, неэффективным. Технология социальной работы — это интегративный тип технологий, в котором органично соединены компоненты рационального и эмоционального, действительного и возможного, исполнительского и творческого, материального и духовного. Это насыщенная ресурсами технология. С ее помощью можно активизировать как объект, так и субъект взаимодействия, интенсифицируя использование их творческого потенциала. Именно в процессе реализации технологий социальной работы происходит человекотворчество, т. е. выращивание нового образа мысли и действия человека в проблеме. Творческий характер профессиональной социальной работы заключается также в том, что он создает возможности для развития и личностного роста самого социального работника. Вся жизнедеятельность человека всецело связана с жизнью в профессии. Для каждого человека, стремящегося быть высококлассным специалистом, профессиональная деятельность является духовным пространством, которое он изучает, осознает, осваивает, преобразует. Духовная составляющая в социальной работе выражается для личности в диалектике собственно духовного, социального и биологического начал, в процессе профессиональной деятельности становится возможным становление 4
сущностных сил человека: психофизических, интеллектуальных, коммуникативных, творческих и т.п. Духовная составляющая профессиональной деятельности — это базис, который помогает человеку осознать целостность собственного бытия в множественности проявлений диалектики объективных и субъективных факторов. Литература:
1.
Козин С.В. Мотивы выбора молодёжью профессии «Социальная работа». [Электронный ресурс].
/
С.В. Козин // «Сетевой» интернет – журнал гражданской журналистики. — 2015. — URL: (дата обращения: 28.01.2016).
2.
Козин С.В., Кольцов П.М. Профессиональная социальная работа в Российской Федерации: престиж и трудности профессии. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. . — 2015. — № 25 (Сентябрь). — С. 73 — 82. — URL: (дата обращения: 28.01.2016).
3.
Козин С.В., Кольцов П.М., Емцева Т.Е. Профессиональная социальная работа с молодёжью в РФ. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов, Т.Е. Емцева // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. . — 2015. — № 25 (Сентябрь). — С. 151 — 161. — URL: (дата обращения: 28.01.2016). 5