"Роль игры в развитии ребенка и организация игровой деятельности в условиях семьи"

Автор: Самборецкая Татьяна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Детский сад № 56 комбинированного вида"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль игры в развитии ребенка и организация игровой деятельности в условиях семьи"
Дата публикации: 28.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Самборецкая Татьяна Игоревна,
воспитатель БДОУ «Детский сад № 56 комбинированного вида»
Роль игры в развитии ребенка и организация

игровой деятельности в условиях семьи.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухомлинский) Издавна психологи педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. -Что ты делаешь? -Играю. Это типичный ответ маленького ребенка, означающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и прочее. Другими словами, для ребенка игра - это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Для ребенка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир[2]. Что же привлекает ребенка к игре? Сам процесс действования. Но действие в игре – особое, ненастоящее. Уже к трем годам дети начинают осознавать различие игры и не игры, а к четырем-пяти годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формируется ими: «Это же понарошку», «Давай, как будто я ехал…» и т.п. Эти «понарошку», «как будто», то есть действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков каким ему хочется быть: добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть: на Луне, на дне
моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий – лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с упоением «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в магазине «игрушек» руль; может устраивать гонки маленьких автомобилей с авариями и всяческими дорожными происшествиями; строить гаражи для машин, ангары для самолетов и целые города. Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Игра помогает ребенку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в деятельности [1,4]. Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и, прежде всего, желание действовать как взрослый, желание управлять вещами, которые на самом то деле пока еще не очень подчиняются ему. Достаточное ли это основание, чтобы поощрять, развивать у ребенка эту деятельность? Наверное, если бы значение игры заключалось лишь в удовольствии, то в какой-то степени можно было бы и пренебречь ею в пользу более серьезных, значимых для будущей жизни ребенка занятий. Однако игра не только источник удовольствия: оказывается, она чрезвычайно важна для развития ребенка. Что же дает игра для психического развития ребенка? Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Развитие воображения важно и само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая специфическая человеческая деятельность. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности [1,2].
В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения – учиться управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддерживания совместной игры со сверстниками уже без контроля со стороны взрослых. Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Взрослые должны осознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. Для того, чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать «человеком играющим», то есть научиться играть, а взрослый может ему в этом помочь [3]. Когда и где уместна игра взрослого с ребенком, а когда ему надо предоставить возможность играть одному, какие нужно создать условия для его самостоятельной игры и, вообще, каково место игры в жизни дошкольника? Если трехлетний ребенок нуждается в каждодневном внимании взрослого, то с ребенком четырех-пяти лет можно играть в сюжетную игру уже 1-2 раза в неделю. Каждый раз игра с ребенком должна занимать не более 15-20 минут. Если он очень увлекся игрой, следует предложить ему поиграть дальше одному или перенести продолжение на следующий день. Вообще, чтобы взрослые не чувствовали себя очень обремененными, а дети не огорчались лишний раз, лучше определить лишний раз, лучше определить время игры с ребенком в субботний или воскресный день, до или после утренней прогулки, после дневного сна. В организации самостоятельной игры ребенка существенными являются два фактора: свободное время и пространство для игры. Пространство для игры – это игровой уголок ребенка (в общей комнате или в детской), где должно удобно и компактно располагаться игрушки. Коврик, детский стол и стул – этого уже достаточно, чтобы развернуть сюжетную игру, особенно если правильно подобран игровой материал. В три года очень важно
обеспечить ребенка игрушками, которые стимулируют принятие роли и реализацию специфических для этой роли предметных действий. Это игрушки – копии настоящих предметов: врачебная трубочка, шприц – для врача, руль – для шофера, весы – для продавца, штурвал и бинокль – для капитана и т.п. Полезно использовать тематические наборы игрушек, дающие возможность развертывать целую цепочку ролевых действий, например, набор «Доктор Айболит» и т.п. Целесообразно предоставлять ребенку предметы, позволяющие обозначить принятую им игровую роль. Это уже не специальные ролевые атрибуты, а не нужные взрослым предметы, которые можно приспособить для самых разных игр (например: старая папина шляпа пригодится для гнома, пастуха, кота в сапогах; кусок старого тюля – для феи, принцессы и т.п.) [5]. Примерно с четырех лет дети начинают осваивать игры с правилами – подвижные и настольные. Дело в том, что игры с правилами рассчитаны обычно на нескольких участников, поэтому в такой игре ребенку не обойтись одному. На прогулке можно поиграть с ним в прятки, простые салочки, организовать игры с мячом. Дома можно вечером поиграть в настольные игры (детское лото и домино с картинками, костью и фишками; можно уже начать учить ребенка играть в шашки). Необходимо быть терпеливыми и не обвинять ребенка в нарушении правил, он еще не до конца понимает, что правило – это закон для всех играющих, он еще не может справиться с непосредственными желаниями, сдерживать себя. Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Список литературы
1. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сб. научных трудов – М.: Академический Проект, 1978- С. 32-36.
2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1985. - № 6. – С. 62-76. 3. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника / А. В. Запорожец, А. П. Усова. – М: Просвещение, 1966. – 350 с. 4. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 9. - С. 19-26. 5. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.