Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных".

Автор: Малыхина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10 имени Е.И. Зеленко" города Курска
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных".
Дата публикации: 29.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных".

3-й класс

Цели:
1. ознакомление с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; 2. закрепление знаний о делении животных по группам, по составлению невидимых цепей; 3. развитие логического мышления, сообразительности, самостоятельности; 4. воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим.
Оборудование:
1. Иллюстрации животных разных групп в природе ; 2. Презентация размножения и развития животных; 3. Таблица; 4. Рабочие тетради, учебники.
Ход урока

1.

Организационный момент.
Долгожданный дан звонок- Начинается урок! Покажите позой взглядом, что вы готовы работать.
2.

Наблюдение за погодой.
- Какое время года сейчас? (Осень) - Какой сейчас осенний месяц? (Ноябрь) - Это какой по счету месяц осени? (3)
* Отчет дежурных о погоде на сегодняшний день. - Дежурные расскажут нам о погоде сегодняшнего дня.
3. Проверка домашнего задания.
– Назовите тему предыдущего урока. (Невидимые сети питания и невидимая пирамида) - У меня на доске прикреплены карточки животных. Составьте возможные цепи питания, используя эти карточки: берёза, лось, волк, дуб, мышь, сова. (берёза-лось-волк; колос - мышь-сова). - Какую ещё цепь питания можно составить? -Что произойдёт в природе, если из перечисленных животных и растений кто- нибудь исчезнет? Ответ объясните? (Растениями питаются растительноядные животные, растительноядными животными – хищники. Если нарушить одно из звеньев, исчезнут животные, растения, входящие в цепь питания). - Мы с вами составили цепи питания. - Кем, в цепи питания, являются животные? (Едаками - потребителями)
4. Работа по теме урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с жизнью животных и узнаем, как они размножаются и развиваются. (1 слайд) Поговорим об особенностях развития каждой группы животных. (2 слайд) Начнём изучать эту тему мы с моего сообщения, а дальше вы продолжите работу в группах и к концу урока я надеюсь каждый из вас будет иметь определённый запас знаний по данной теме. - Ребята, а вы знаете какое это животное? (3 слайда - гусеница) - А к какой группе животных она относится? - Вы правы, но давайте уточним, взрослое животное тоже будет гусеница? (Нет – бабочкой) - Это промежуточная стадия развития хорошо вам известного насекомого. А какого, вы узнаете, отгадав загадку: Расту червяком, Питаюсь листком,
Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу, Но тёплой весной Я вновь оживаю И, как птичка, порхаю. - О ком говорится в загадке? ( О бабочке) - Давайте попробуем с помощью загадки составить схему развития бабочки. (4слайд) Бабочки размножаются, откладывая яйца на листья растений. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называют гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями растений, быстро растут, а затем превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из куколки появится взрослая бабочка. - Каких ещё насекомых вы знаете? (жуки, стрекозы, пчёлы, мухи) - Часть насекомых размножается подобно бабочкам, но есть насекомые которые размножаются немного отлично от бабочек. - А какое это насекомое вы узнаете прочитав 2 абзац на странице 105 учебника. (Куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка не сколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происхо дит в последний раз, из шкурки выходит уже взрос лое насекомое — большое и с крыльями.) - Как же развиваются кузнечики? (яйцо-личинка-взрослое насекомое). (5 слайд) -Правильно, в развитии кузнечиков нет промежуточной стадии – куколка. - У меня на доске висит таблица, точно такая же у каждого из вас лежит на парте. Давайте вместе заполним 1 строку данной таблицы.

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые
Откладывают яйца Либо: яйцо-личинка- куколка- взрослое насекомое (бабочка); либо: яйцо-личинка- взрослое насекомое (кузнечик).
Рыбы
Откладывают икру Икра → малек → рыба
Земноводные
Откладывают икру Икра → головастик → лягушка
Пресмыкающиеся
Откладывают яйца Яйцо → детеныш → взрослое животное
Птицы
Откладывают Яйцо → птенец → взрослая птица
Млекопитающие
Рождают детенышей Детеныш → взрослое животное
Физминутка
- Сейчас вы продолжите самостоятельно работать в микро группах по плану: 1. Всем прочитать весь текст
2. Обучающиеся 1 парт каждого ряда, читают, отгадывают загадки и называют группу животных, к которой оно относится. Также вы выполняете задание в рабочей тетради на странице 50 под №4. 3. Обучающиеся 2 парт готовят краткий рассказ о развитии и размножении животных своей группы. 4. Обучающиеся 3 парт заполняют строку в таблице, по той группе животных, с которой работает их ряд. То есть каждый ряд готовит сообщение для всего класса по своей группе животных. Время выполнения 5 минут. 1 ряд работает с группой – рыбы, земноводные и пресмыкающиеся; 2 ряд – птицы; 3 ряд – звери. - Если у кого-нибудь возникнут вопросы, тихо поднимите руку.
Загадки для 1 ряда:
В траве мелькнёт, Хвостом вильнёт. Хвост оторвётся – Другой наживёт. (Ящерица – пресмыкающиеся.) Вильну хвостом Туда – сюда, И нет меня, И нет следа. (Рыба – рыбы.) Не зверь, не птица, Всего боится. Половит мух – И в воду плюх! ( Лягушка – земноводное)
Текст


РЫБЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
(6-7-8 слайд) Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из ик ринок появляются мальки, которые похожи на взрос лых рыб, только очень малы. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными. Весной в пруду, реке, озере слышны громкие го лоса лягушек и жаб — настоящие концерты! В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и постепенно превращаются во взрос лых лягушек или жаб. Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов от кладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчики. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.
Загадки для 2 ряда:
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел - птицы.) Звонко – звонко распеваю, Возвратившись с юга в срок, А вот песни занимаю У дроздов, синиц, сорок. (Скворец – птицы.)
Текст ПТИЦЫ
(9 слайд) Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их — согревают своим теплом. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вы лупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, вывод ком ходят за своей матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм. У других птиц птенцы появляются на свет беспо мощными, голыми. Они быстро растут, и им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам-
родителям — самке и самцу. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день! Синицы — 400 раз! Кор мом служат в основном насекомые. В конце весны — начале лета птенцы многих птиц покидают гнёзда. Хотя они уже покрыты перьями, ле тают ещё плохо. Питаться самостоятельно тоже пока не могут. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов, пытаясь отогнать от них даже кошку или собаку!
Загадки для 3 ряда:
Я – зверёк лесной, Встал, как столбик, под сосной И стою среди травы- Уши больше головы. (Заяц – млекопитающие.) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось - млекопитающие.)
Текст ЗВЕРИ
(10 слайд) Звери, или млекопитающие, рождают детёнышей и выкармливают их молоком. У большинства млекопитающих детёныши рожда ются весной. У лисы они живут в норе, у белки — в дупле или в гнезде на дереве, у бобра — в домике-хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождают ся зрячими. Большинство зверей заботится о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со вре менем приучают их самостоятельно добывать корм.
5.

Проверка групповой работы.
- Время вашей работы подходит к концу. Слово предоставляется 1 группе. (Выходит вся группа, становится около доски. Обучающиеся 1-2 парт стоят, а обучающиеся 3 парты заполняют таблицу на доске).
- Какие данные вы внесли в таблицу? -Молодцы садитесь. Ребята, давайте ещё раз повторим как размножаются и развиваются … .
(После послед группы!)
- Ребята, а какие проблемы испытывают животные в природе? (голодно в морозную зиму, люди засоряют места их обитания, вырубают леса, на месте лесов строят заводы, города) - Почему весной охота и рыбная ловля бывают запрещены. (Весной у птиц, зверей, рыб появляется потомство. Животные наиболее уязвимы, поэтому в это время года их истреблять нельзя. Это приведёт к уменьшению их численности.) -Как вы думаете, а вы можете помочь животным и если да, то чем? (Кормить зимой, не разорять гнёзд, не брать диких жив. домой) (11 слайд)
6. Закрепление
- На протяжении всего урока мы говорим о размножении и развитии разных групп животных. А кто обратил внимание, какая группа животных рождается 2 раза? ( Птицы –яйцо, птенец) - Кто 3 раза родится? (Насекомые – личинка, куколка, бабочка) - Давайте прочитаем на странице 111 учебника вывод по данной теме. (Вывод: Большинство животных откладывают яйца и икру. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своем потомстве). - Всё это мы с вами узнали на сегодняшнем уроке. - Мне понравилось как вы работали на уроке. А как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руку, кто считает, что он работал на 5, на 4 на 3. Я согласна с вашей оценкой работы на уроке.

6.Домашнее задание.
Учебник: стр. 105-111 вопросы, тетрадь стр. 48-49 или подготовить загадки и модели развития групп животных о которых мы сегодня не говорили . (Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные).
Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые


Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Задание: обучающиеся 1 парт каждого ряда, читают, отгадывают

загадки и называют группу животных, к которой оно относится.

Также вы выполняете задание в рабочей тетради на странице 50

под №4 (но рассказываете только про свою группу)

Загадки для 2 ряда

***
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! *** Звонко – звонко распеваю, Возвратившись с юга в срок, А вот песни занимаю У дроздов, синиц, сорок.

Задание: обучающиеся, 1 парт каждого ряда, читают, отгадывают

загадки и называют группу животных, к которой оно относится.

Также вы выполняете задание в рабочей тетради на странице 50

под №4 (но рассказываете только про свою группу)

Загадки для 1 ряда:

***
В траве мелькнёт, Хвостом вильнёт. Хвост оторвётся – Другой наживёт. *** Вильну хвостом Туда – сюда, И нет меня, И нет следа.

Задание: обучающиеся, 1 парт каждого ряда, читают, отгадывают

загадки и называют группу животных, к которой оно относится.

Также вы выполняете задание в рабочей тетради на странице 50

под №4 (но рассказываете только про свою группу)

Загадки для 3 ряда:

***
Я зверёк лесной, Встал, как столбик, под сосной И стою среди травы – Уши больше головы. *** Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Задание: обучающиеся 2 парт готовят краткий рассказ о

развитии и размножении животных своей группы. (Рыбы,

земноводные и пресмыкающиеся учебник страница 106).

Задание: обучающиеся 2 парт готовят краткий рассказ о

развитии и размножении животных своей группы . (Птицы,

учебник страница 106-108).


Задание: обучающиеся 2 парт готовят краткий рассказ о

развитии и размножении животных своей группы . (Звери, учебник

страница 108).

Задание: обучающиеся 3 парт заполняют строку в таблице, по той

группе животных, с которой работает их ряд.

Задание: обучающиеся 3 парт заполняют строку в таблице, по той

группе животных, с которой работает их ряд.


Задание: обучающиеся 3 парт заполняют строку в таблице, по той

группе животных, с которой работает их ряд.