"Учёт природного окружения ребёнка в работе над развитием речи."

Автор: Седова Людмила Ивановна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 96
Населённый пункт: Г.Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Учёт природного окружения ребёнка в работе над развитием речи."
Дата публикации: 29.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учёт природного окружения ребёнка в работе над развитием речи.


Учитель – логопед высшей категории Седова Людмила Ивановна Родная природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания и речевого развития. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили необходимые сведения о природе. Для того чтобы дети правильно отображали в речи явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно- образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, физического и, конечно, речевого развития. Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. 1 Наше ДОУ имеет приоритетное эколого-оздоровительное направление развития детей. Проводя работу, занимаясь с дошкольниками логопедической группы, логопед – учитель учитывает специфику детского сада. Программа обучения будущих школьников, имеющих отклонения в речевом развитии, (дефектное звукопроизношение, недостаточное понимание смысла услышанного высказывания, бедный лексический запас, ошибки в 1 А.Г.Хрипкова. Мир детства. М.1991.с.322.
согласовании слов, в грамматическом оформлении предложений, неумение рассказать об увиденном, сравнить, обобщить, и др. ) предполагает обязательное непосредственное общение с природой в процессе работы над определённой лексико – грамматической темой. Так, работая над темой «Осень. Лес. Деревья. Кустарники», воспитатель организует наблюдения за природными объектами, (отдельными деревьями и кустарниками разных видов), выводит детей на целевую прогулку. Показывая, как изменилась жизнь растений осенью, выезжает с детьми на экскурсию в лес. Дети любуются богатством и разнообразием красок, собирают коллекции листьев, которые являются богатым материалом для сравнения, обогащения словаря, а так же материалом для дидактических игр. («Детки на ветке», «С какого дерева лист» и т.д.) Когда непосредственно образовательная деятельность опирается на региональный компонент, в основе которого лежат наблюдения, усвоение лексико-грамматического материала идёт намного успешнее. Наблюдая в природе, дети учатся составлять план наблюдения, а затем и план рассказа о предмете. Дети под руководством педагога проговаривают, что будут наблюдать, что рассмотрят сначала. В старшей и подготовительной к школе группах, воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому воспитатель подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы дети могли порассуждать, подумать. Например: «Почему кролик прыгает, а не бегает и ползает?», «Что помогает ему прыгать?», «Каких ещё животных вы знаете с таким строением ног?», «Что кролик ест?» и т.п. С детьми старшей группы требуется: научить детей правильно называть части тела животных, подвести к пониманию, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (заяц прыгает, а волк бегает). Наблюдение опирается на эмоциональное начало, которое заставляет думать, удивляться, восхищаться,
радоваться. Куда спешит муравей, на что похож сучок, кто прячется в цветке? В.А. Сухомлинский писал: «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей». 2 Наши дети постепенно начинают рассуждать, сравнивать, давать описания явлениям природы. Всё это благодаря наблюдениям, прогулкам и экскурсиям в природу. Работая с художественными текстами, воспитатели стараются подбирать книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Мы совмещали заучивание нового стихотворения с наблюдениями. Так, прежде чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина "Белая береза", мы несколько раз на прогулке подходили к березке, рассматривали ее, сравнивали несколько берез и видели, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы - все они разные. Каждая березка по-своему прекрасна. Богата и разнообразна природа нашего края. В Забайкалье, по сравнению со средней полосой России, произрастают другие растения, отличается и животный мир. Не совпадают границы сезонов. Всё это мы не можем не учитывать в работе с детьми. Говоря о наступлении сезона, мы рассказываем детям о календарных и фенологических сроках, объясняем, что они не совпадают. Говоря о животных и растениях, мы даём детям, прежде всего, названия видов, обитающих в Забайкалье. Ведя наблюдение, педагог побуждает детей устанавливать связи между природными явлениями, рассуждать, развивая тем самым мыслительную и речевую активность детей. Солнце выше на небосклоне - день длиннее. Ночь короче - на улице теплее. Больше света и тепла – всё кругом растёт Нет дождя и влаги – и солнце не поможет жизни растений. 2 В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. М. 1985.с87.
Для поддержания интереса дошкольников к объекту наблюдения, развития речи, автоматизации поставленных звуков, формирования грамматического строя речи, на прогулках и экскурсиях проводятся словесные игры, пальчиковые гимнастики, логоритмические упражнения, согласующиеся с темами наблюдений. Воспитатель должен учить детей правильно соотносить слова с воспринимаемыми предметами, чтобы каждое слово было наполнено конкретным близким ребёнку содержанием. Только на такой основе будут образованы чёткие, точные представления, которые послужат прочным фундаментом для образования понятий, обобщений и умозаключений. В каждом времени года есть своё неповторимое чудо, своя прелесть, свои загадки. Систематическая работа заставляет детей почувствовать гармонию изменений и связей в природе, понять её мудрый ритм. Детские вопросы Зачем? Почему? Способствуют проникновению в суть природоведческих знаний пытливых дошкольников. Рассказ о берёзке.
На экологической тропе. Наблюдаем и рассказываем. Закрепляем новые слова. Игры на природе.