"Умножение многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями"

Автор: Вдовина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №36
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умножение многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями"
Дата публикации: 29.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок математики в 4 классе
«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Класс: 4

Дата – 25.01.2016
Предметная область: математика, УМК « Школа России»
Тип урока
: урок «открытия» новых знаний.
Тема:
«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цель:
формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов

обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных

результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Оборудование урока:
ПК, монитор, презентация к уроку, раздаточный материал ( фишки разного цвета, алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть2, печатная рабочая тетрадь. Ход урока:
1.

Орг.момент.
- Прозвенел звонок, проверьте всё ли готово к уроку. Садитесь. Начинаем наш урок, Он пойдёт ребятам впрок. Только так, а не иначе. Я желаю всем удачи! (Слайд) Чтоб урок прошёл не зря, Будьте внимательны, друзья.
Учитель предлагает занять свои рабочие места
. - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? 1
- Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.
Девиз нашего урока
: « С малой удачи начинается большой успех». - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? - Не будем терять времени (Слайд 2) 2.Проверка домашнего задания. - Поднимите руку, у кого в тетради за домашнее задание оценки 4 и 5. Благодарю вас за труд и желаю хороших отметок на сегодняшнем уроке. Отметка сложится из тех оценок, которые вы получите в течение урока. Перед вами ваши оценочные листы, в которых вы будете отмечать выполнение заданий урока. И я предлагаю поставить «+» за первое задание тем, кто добросовестно потрудился в выполнении домашнего задания. -Откройте тетради и давайте оформим работу. Запишем число, классная работа.
3. Актуализация знаний
Учитель ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Посмотрите внимательно на доску и предложите работу, которую мы можем выполнить. -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.
1)6·9= 54
– табличное умножение 2
) 26·3
- внетабличное умножение (разбиваем на разрядные слагаемые) 3)
139·0 -
умножение на нуль 4)
264·10
- умножение на 10 5)
92· 100
- умножение на 100 6)
532·300 -
дети затрудняются ответить 4.
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
Учитель ведет побуждающий диалог. - Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике? Побуждает к осознанию темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока
? Дети формулируют тему урока (Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями). - Но для начала, мы повторим умножение многозначных чисел на 10 и на 100. Но вспоминать решение мы будем группами, а точнее рядами. (На каждом ряду карточка с примерами, соревнование – какой ряд решит первый, выигравший ряд записывает ответы на доске). (Оценивание) 32×10 320 946×10 9460 100×45 4500 24×1000 24000 270×10 2700
-
А теперь вернемся к теме нашего урока 2
- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы. 2. Стимулирует к деятельности. - Первый: Сама покажу вам приём умножения. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами. - Какой вариант выберете? (Дети предпочитают «открывать « новое знание сами.)
5. « Открытие» детьми нового знания.
1. Организует деятельность. - Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. -Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4) - У кого есть предположения, как можно его вычислить? (Ответы детей ). - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? - Какой способ мы можем ещё использовать?( Решим столбиком) - Умеем мы это правильно делать? - Дайте более точную формулировку темы нашего урока.
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6)
(Ответы детей)( Должны научиться письменно умножать многозначные числа, на числа, которые оканчиваются нулями). 2. Учитель предлагает самостоятельно решить пример столбиком. - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? (В учебнике)
-
Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. В оценочной таблице поставьте себе «+» в следующей графе. - Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? ( Слайд № 7) - Сейчас объясним приём умножения на доске. 3. Учитель вызывает к доске ученика, верно решившего пример. 4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Что такое алгоритм? (Пошаговое выполнение действий) - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы расставите цифры в нужном порядке. Одна пара зачитывает алгоритм. Алгоритм проверяется пошагово вывешивается на доску, выводится на экран (Слайд 8). 3
6.
Первичное закрепление с проговариванием.
1.Организует работу по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.13 №40 – 2-ой столбик) К доске вызывается сначала « сильный» ученик, затем «слабый». Все остальные – в тетради
7. Взаимоконтроль с проверкой по эталону.
1. Учитель дает инструктаж по выполнению задания. - У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. ( 735 ·500 6307 · 40) Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. (Дети решают на карточках). - Передайте карточку соседу. (Ответы выводятся на экран (Слайд 9). - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? (оценивание)
8. Физкультминутка
Игра на внимание «Три, тринадцать, тридцать три». Если я назову число три, нужно сделать хлопок перед собой, тринадцать – хлопок за спиной, тридцать три – хлопок над головой).
9
.
Включение нового в систему знаний и повторения.

Дифференцированное задание
- Перед вами4 задания. - Какое из них далеко от темы нашего урока? Как вы думаете какое? А) 736·300 6 324· 50 Б) 6 895+ 72 456 + 658 В) 784 · 600 + 2 907 · 30 Г) х· 4= 432·30 - Выберите для себя то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. - Посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. ( слайд 11-13). Оценивание. 2. Учитель организовывает работу над задачей. - Вернёмся к учебнику. Задача № 42. - Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? 4
- Что известно? - Как звучит вопрос задачи? - Как удобнее записать условие задачи? - Правильно, в виде таблицы. (Детям выдается шаблон таблицы, который они должны заполнить самостоятельно) Для проверки открывает слайд (Слайд 14) Кол-во в 1 кор. Кол-во кор. Всего штук каранда ши 12шт. 40 к. ? ? 560 шт. фломасте ры ? шт. 10 к.
10. Физкультминутка.
(Презентация) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные? - А сейчас посмотрите на 3 столбик. Ваши предположения, что можно узнать, используя данные 3 столбика? - Внимание на 2 строку таблицы. Используя эти данные, можем ответить на вопрос задачи? - Кто может решить задачу самостоятельно? Запишите решение в тетрадь. А теперь давайте разъясним задачу тем, кто её не понял.
10.Этап закрепления новых знаний.
Мне бы очень хотелось узнать, как вы поняли новый материал. Для этого проведём тест. Тест. 1. Какой пример записан, верно? а) 243 × _20 б) 243 × _ 20 в) 243 × _20 2. В значении, какого выражения не хватает нуля? а) 532 × _ 300 15960 б) 532 × _ 300 159600 в) 532 × _ 30 15960 5
3. Найдите значение выражения 105×30 а) 3150 б) 3450 в)315 4. Догадайся, какой второй множитель в произведении 44 ×… = 880 а) 2 б) 20 в) 200 5. Найди значение выражения 13× 300 а)390 б) 3900 в) 9300 (Работа оценивается по слайду) 1 – в); 2 – а); 3 – а) 4 – б) 5 – б).
11. Рефлексия учебной деятельности
1.Учитель благодарит ребят за работу. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? Вы за партой не сидите Быстро к облачку бегите. Да иль нет ? Дай ответ! - Я вижу, вам понравился урок. -Спасибо, присаживайтесь на свои места! - Какая тема нашего урока? - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Чему новому научились? - Достигли мы успеха?
12. Оценивание
- Перед вами лежат фишки. Поднимите фишку Зелёная – очень хорошо научился решать. Желтая – не всё понял. Красная – совсем не понял. -Теперь посмотрим на ваши оценочные листы. (Оцениваю работу.) Сегодня на уроке вы выполнили 7 заданий. Посчитайте на оценочных листах положительные отметки и поставьте себе на них оценку.
13. Домашнее задание
На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание. Проводит инструктаж домашнего задания. с. 13 № 41 – обязательный для всех № 46 – предлагаю тем, кто не боится трудностей. Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок. (Слайд 16)
Провела – учитель начальных классов Вдовина Е.Ю.