"Железная дорога".

Автор: Кцоева Луиза Исламовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Цалык
Населённый пункт: РСО-Алания, Правобережный район,с.Цалык
Наименование материала: Н.А.Некрасов.
Тема: "Железная дорога".
Дата публикации: 30.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КАРТИНЫ ПОДНЕВОЛЬНОГО ТРУДА В СТИХОТВОРЕНИИ

Н. А. НЕКРАСОВА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА».

Цели урока:
способствовать формированию представлений о Н. А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности лирики Некрасова; создать условия для ознакомления с картинами-образами в стихотворении «Железная дорога».
Тип урока:
постановка и решение учебных задач.
Оборудование:
портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого. Благослови же работу народную и научись мужика уважать. Н. А. Некрасов
I. Постановка целей и задач урока.

II. Изучение нового материала.

1.

Устный рассказ учителя

«Неоправданные надежды, связанные с

реформой 1861 года».
(См. Ресурсный материал.) – Что предваряет текст стихотворения? (Эпиграф.) – В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.) – Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.) – На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.) – Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.) – Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда. К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ.)
4. Анализ стихотворения.
– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.) – О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.) – Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.) – Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы. – Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает
лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков- строителей.) – Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.) – Какие картины вы рисуете в своем воображении? – Как называет голод поэт? (Царем.) – Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.) – Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте. ...Водит он армии; в море судами Правит, в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей... – Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.) – Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.) – Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной...) – Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.) – Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.) – Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.) – А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.) – Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.) ...Труды роковые кончены... Мертвые в землю закрыты; больные Скрыты в землянках... – О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.) – А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости? ...С Богом, теперь по домам, – поздравляю! Шапки долой – коли я говорю! Бочку рабочим вина выставляю И – недоимки дарю. – Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте. ...Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной... – Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.) – Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.) – Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть... поэма о творческом народном труде».
Ш.

Практическая

деятельность:

сопоставление

стихотворения Н. А.

Некрасова и картины К. А. Савицкого.
(См. Ресурсный материал.) – Перед нами иллюстрация картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге » 1874 года и текст стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Давайте попытаемся сравнить эти две работы. Вопросы для сравнения: – Какова главная мысль художника? Поэта? – Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли? – Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства? – Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения? – Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей? – Как природа помогает понять авторский замысел? – Что сближает поэта и художника? – Является ли картина К. А. Савицкого иллюстрацией к стихотворению «Железная дорога»?
IV. Сообщение учащегося «Народность лирики Н. А. Некрасова».
Учитель вносит свои дополнения, уточнения.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым. Мы поняли, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но поэт возмущен пассивностью народа, его долготерпением. Однако Некрасов призывает «мужика уважать », особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим. На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем. – Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?

Литература и изобразительное искусство
Обратим внимание на репродукцию картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Хорошо, если есть возможность показать цветную репродукцию картины, где на фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется одно яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие, среди которых есть дети, надрываясь, катят тачки с глиной. Лишь приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, в любую минуту готовый резко окликнуть решившего передохнуть человека. — Чем идея картины близка стихотворению Н. А. Некрасова и чем отличается от мысли поэта? Картина художника К. А. Савицкого показывает тяжелый физический труд русских мужиков. Но в стихотворении есть надежда на лучшее будущее; глядя на картину, зритель такой надежды не ощущает.
Домашнее задание
I часть стихотворения выучить наизусть. Перечитать части III и IV. Ответить на вопросы 7—9 учебника (с. 225, ч. 1). Повторить размеры стиха по записям в тетради и по 1-му заданию учебника (с. 244, ч. 1).