"Турнир"

Автор: Трусова Мария Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Новонадеждинская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область, Аннинский район, пос. Новонадеждинский, ул. Мира, 10
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Турнир"
Дата публикации: 30.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Математический турнир»

8 класс
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может любить математику, Наш турнир математический посвящаем!
Цели:
активизировать познавательный интерес к предмету; -обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся; - развивать познавательную и творческую активность; -формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить; -способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.
Ведущий:
Всем! Всем! Всем! Сегодня состоится математический турнир! Приглашаем всех отправиться в интересную и веселую страну, которая называется математикой! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность и конечно хорошее настроение! Вы встретились здесь вместе- Кто смекалистей решить, Дело класса, дело чести В этой встрече защитить. Вы сражаться должны дружно, с ясной целью победить, Оправдать надежды нужно и себя не посрамить! Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница: «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».
Правила игры.
В игре принимают участие 2 команды. Первая команда – «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик .
Ведущий:
Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».
Славим математику
Математика, тебя сегодня славим, И хотим спасибо мы сказать, Ведь о тех, кто приложил старанья, Ты заботишься, как ласковая мать. Развиваешь ум и память нашу, Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать, А подбросив трудную задачку, Учишь нас трудности преодолевать. Ты нас пробуждаешь, окрыляешь, Быть настойчивыми учишь неустанно. И познаний жажду разжигаешь, Предлагая неразгаданные тайны.
О. Панишева
Ведущий:
Итак, турнир я открываю, Вам успехов пожелаю, Думать, мыслить, не зевать, Быстро всё в уме считать!
Представление команды.
Счётный конкурс начинаю, Добрый день, мои друзья! Две команды на турнире, Их сейчас представлю я. 1.Вот команда «Треугольник»: Пусть узнает каждый школьник, Будут им, сказать хочу, Все заданья по плечу! 2.Про команду №2 Разошлась уже молва. Называется «Квадрат», Им любой учёный рад. Слово предоставляется командам. Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.
Приветствие команд.

Конкурс: «Мы желаем Вам».

Команда: «Треугольник».

Девиз:
«В треугольнике друзей лучше считать, легче решить и победить!» 1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим. И просто вам победу не дадим. Придётся попотеть и постараться За каждое очко мы будем драться. 2.Мы смекалку проявим и отвагу, А если вдруг не повезёт? Победа всех когда-нибудь найдёт! 3.Пусть сильней кипит борьба. Сильней соревнованье, Успех решает не судьба, А только наши знания. 4. Этот турнир сейчас Науке посвящается, Что математикой у нас С любовью называется. 5.Она поможет воспитать Такую точность мысли. Чтоб в нашей жизни всё познать. Измерить и исчислить.
Команда: «Квадрат».


Девиз:
«У нашего квадрата Все стороны равны, Наши ребята дружбой сильны!» !.Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело В мир загадок и сложных задач. 2. Этот турнир ждали мы, По нему истосковались умы Дружно будем задачи решать- Мы хотим математику знать. 3.Как же нам не веселиться? Не смеяться, не шутить? Ведь сегодня на турнире Мы решили победить! 4. Наша команда «Квадрат»- Приветствует всех собравшихся ребят. Желаем всем победить, А себе не проиграть! 5. И соревнуясь вместе с вами. Мы остаёмся друзьями. И так пусть борьба кипит сильней И наша дружба крепнет с ней.
Ведущий:
И жюри мы пожелаем Справедливей, строже быть, Ибо сами понимаем, Как трудно вам всех оценить! (Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).
Ведущий:
Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.
Разминка.

«Повторение – мать учения».
Каждая команда отвечает на вопросы. ( За верный ответ – 1балл).
Команда «Треугольник».
Ромб, у которого все углы прямые (квадрат). Сколько корней имеет уравнение ах 2 =0? (1). Кривая, являющаяся графиком функции у = к х . (гипербола) Что меньше √ 16 или √ 80 5 ? (равны). Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ). 6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд). 7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские). 8. Нахождение корней уравнения (решение).
Команда «Квадрат».
Самая большая хорда в круге (диаметр).
Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)). Сколько корней имеет уравнение х 2 = 2 ? (2). График функции у = √ х (парабола). Что общего у трапеции и прямоугольника? Что больше √ 100 или √ 20 × √ 5 (равны). Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины). Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус). (После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).
I. Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Конкурс: «Один за всех, все за одного».

Разгадывание шарад.
Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ. (Конкурс оценивается в 2 балла.) 1.Когда меня ты режешь, то не плачешь, И всё – таки слезу смахнёшь с лица, А сменишь букву, - выгляжу иначе: С началом стану я, но без конца. (лук – луч). 2.Арифметический я знак, В задачнике меня найдёшь во многих строчках. Лишь «о» ты вставишь, зная как, И я – географическая точка. (плюс – полюс). 3.Слово первое – почётный титул, Им даже Монте -Кристо называли. А второе часто говорим мы, Если очень сильно замерзаем. (граф – ик). 4.Предлог в моём стоит начале. В конце же – пригородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом. (за-дача)
Конкурс: «Шевели мозгами».
(за 2 минуты переставить буквы и получить новые слова) РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ) ЬДОРБ (ДРОБЬ) ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК) МАМРГ (ГРАММ) МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ ) Подведение итогов.
Ведущий:

Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам. Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П» (например: прямая, пропорция, пять, подобие,…). Каждое слово-1 балл
II.Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать.

Конкурс «Наш конструктор числовой – поработай головой».
1. Реши: 2 8 17 ¿ ¿ 9 17 1 ¿ ¿ ¿ √ ¿ . Решение: 2 8 17 + 1 9 17 ¿ ¿ ¿ 2 ¿ √ ¿ 2. Докажи, что ( √ 225 + 3 √ 121 ) : ( 2 3 √ 0,09 = 0,78 √ 100 ) = 6. Решение: (15 + 33) : ( 2 3 .0,3 + 0,78.10) = 6.
Игра «Где ошибка?»

Дикобраз в подарок сыну

Сделал новую машину,

К сожалению она

Недостаточна точна.

Результаты перед вами –

Быстро всё исправьте сами.

Ведущий:
Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга – слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это очень осмотрительно.
«Найди ошибку!»
1. 5х – 20=9х – 36 5(х – 4)=9(х – 4); разделить на (х – 4) 5=9 Ответ: корней нет. 2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки: 5*5*5*5=4 5 4. 2 3 +2 7 =2 10 2 3 *2 7 =4 10 5. 7 1 =1 2 30 /2 10 =2 3 6. (2х) 3 =2х 3 Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

Конкурс: «Книга – книгой, а мозгами двигай».
На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару – карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу нашли его могилу . Кто этот математик ? ( Архимед ) Вызываются по 2 участника из команд.
(
За верный ответ – 1балл.) а 2 1 2
аh

аh
1 2
аh

ав
1 2
(а+

в)h
1 2 d 1 d 2
А

Р

Х

И

М

Е

Д
Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.
III. Третий тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем всем удачи!
И вот, наконец, конкурс капитанов:
«Почтовый ящик».
Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл). 1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10). 2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней). 3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус). 4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28? 5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог). 6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра. Сколько часов проспит профессор? (1 час).
Домашнее задание.

Галерея замечательных чисел.

«Дождь звёзд и синие поля послушны числам».
Велимир Хлебников
Ведущий:
Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Самые древние по происхождению числа – натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел (Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка – 5баллов).)
IY. Вы ребята, все устали.

Много думали, считали,


Отдохнуть уже пора!

Так четвёртый тур - «Игра!»
Проведём игру «
Узнай слово!»
Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней. 1. 17 2 − 15 2 32 2 д 2. ¿ 2 4 ( 2 3 ) 2 5 2 13 Е 3. 5 20 3.5 10 : 5 7 : 5 0 К 4. .3 21 + 3 21 + 3 21 3 18 А 5. Х 5 =243 Р 6. 2 Х =512 Т
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.
(Участвуют болельщики обеих команд). Болельщики могут принести команде очки, если правильно справятся с заданием.
Конкурс «Геометрия трав».
Назовите слова математического происхождения, которые есть в стихотворении. Математик несбывшийся, странник. Оглядись, удивляясь стократ: В травах – срез волчеца – пятигранник, А сеченье душицы – квадрат. Всё на свете покажется внове Под гольцом, чья вершина в снегу: Водосбор – треуголен в основе На цветущем альпийском лугу! Где же круг? Возле иглистой розы, Там, где луг поднебесный скалист, Вижу – с ветром играет берёзы Треугольноромбический лист… Подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры. Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился?

Пока жюри поводит итог вопрос для всех.
Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её. Подсказки: 1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса. 2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов. 3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов. 4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника. 5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия. 6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора). Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов. Спасибо всем за участие!
Ведущий:
Пришел час расставанья, Пусть мат.турнир в сердцах живет! Давайте скажем «До свиданья»! До встречи через год!
Литература:
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2004. Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2008. Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя .Москва: Просвещение, 1986. Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988. Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.