"Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста в коррекционных классах".

Автор: Трушникова Вера Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста в коррекционных классах".
Дата публикации: 30.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край

«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста в коррекционных классах». В настоящее время система образования столкнулась с проблемой увеличения количества трудностей в обучении школьников. У детей возникают проблемы в овладении письмом, чтением, понятием числа и счетными операциями, в усвоении и понимании сложных устных и письменных текстов, они не способны к логическому мышлению и конструктивной деятельности. Чтобы помочь таким детям в обучении, проводятся коррекционно-развивающие занятия, позволяющие развить познавательные процессы, повысить учебную мотивацию и самооценку. Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни: переход в среднее звено школы. Процесс перехода заслуживает самого серьезного внимания. Сложность в том, что коренным образом меняются условия обучения, которые предъявляют более высокие требования к развитию познавательных процессов, а также к степени сформированности у учащихся учебных действий, к уровню развития произвольности. Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено. По мнению преподавателей среднего звена, у учащихся 5-ых классов выявлены следующие недостатки:  плохо развита речь, память, внимание;  нет логичности в рассуждениях;  плохо развита наблюдательность;  не умеют слушать учителя;  несформированность межличностных отношений. Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы, у учащихся к концу обучения в начальной 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край школе не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят. Учитывая все выше сказанное, становится очевидным, что проблема развития познавательных процессов у младших школьников актуальна для большинства учителей начальных классов. Поэтому мною выбрана тема: «Развитие познавательных процессов у детей «группы риска» младшего школьного возраста».
Особенности развития младших школьников «группы риска».
Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Научной разработкой проблемы отставания в развитии и неуспеваемости детей «группы риска» в массовой образовательной школе занимались многие педагоги и психологи, такие как М.А. Данилов, В.И. Быкова, И.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина и др. К ней относятся дети, развитие которых осложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического и социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных или дефективных. Однако, в силу указанных обстоятельств находятся в пограничной ситуации между нормой и патологией, имеют при сохранном интеллекте худшие, чем у сверстников, адаптационные возможности. Это осложняет их социализацию, делает особо уязвимыми по отношению к несбалансированным условиям внешней среды. Для таких детей характерен низкий уровень выполнения учебных и не учебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперреактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии. Сюда же следует отнести детей с психофизическим инфантилизмом. Все эти состояния могут привести к задержке психического развития (ЗПР) разного генеза: 1)конституционного, 2) соматогенного, 3)психогенного. Все эти виды задержек являются показателями для зачисления детей в классы коррекции. Остановимся 2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край подробно на этих типах задержке и рассмотрим физиологические особенности таких детей. 1)
ЗПР конституционного происхождения.
Речь идёт о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста. Дети с психофизическим инфантилизмом к моменту поступления в школу оказываются не созревшими для обучения в ней, поэтому они не могут перестроить инфантильных форм своего поведения в соответствии с требованиям, предъявляемыми обучением в школе, плохо включаются в учебные занятия, не воспринимают задания, не проявляют интереса к ним. Во время занятий эти дети вялы, апатичны, непродуктивны. Иногда у них возникают головные боли, повышенная утомляемость. В игре они оживлены, инициативны и эмоционально заинтересованы. Они могут выполнять лишь те задания, которые связаны с их интересами и игрой. Интеллектуально эти дети сохранны. Но, когда такому ученику не обеспечивается индивидуальный подход, учитывающий его психические особенности, и не оказывается должная помощь в школе и дома при затруднениях в обучении, возникает педагогическая запущенность, которая усугубляет эти затруднения. Причины, вызывающие этот вид отклонения в развитии, крайне различны: близнецовость, различные нарушения внутриутробного периода (явление токсикоза беременности, воспалительные, токсические факторы), легкие формы природовой патологии (асфиксия), постнатальной патологии (диспепсия, дизентерия и т д.). Все эти вредности чаще приводят не к грубым нарушениям мозга, а дают лишь своеобразные нарушения трофики, чем и определяется задержка в развитии той или иной мозговой системы. 2)
ЗПР соматогенного происхождения.
В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений неуверенность, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определённых ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный ребёнок. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимание, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются. У большей части детей повышена утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом 3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. У части детей с астениями наблюдается состояние усталости. Они встают не отдохнувшими, без чувства бодрости, с лёгкой головной болью. Иногда эти дети жалуются на боли в сердце, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта, вялость, недомогание, боли в суставах и др. Всё это создает для ребёнка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом и счётом. При обучении арифметике эти дети часто не овладевают понятием числа, приёмами устного счёта, плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности таких детей резко снижается. 2)
ЗПР психогенного происхождения.
Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующим правильному формированию личности ребёнка. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, а в первую очередь, эмоционального развития. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленном явлении гип опеки - условиями безнадзорности, при которых у ребёнка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательная деятельность, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов. Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопёкой неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребёнку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия ребёнку другими членами семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточно 4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативности. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности. Охарактеризованная выше группа детей имеет задержки в развитии, что и является причиной пониженной обучаемости, однако, в класс коррекции входят также дети, не имеющие задержек в своем развитии и, тем не менее, отстающие в овладении знаниями от своих сверстников. Пониженная обучаемость таких детей может быть следствием берущей начало в ясельном или младшем дошкольном возрасте. Эти дети здоровы от рождения, у них не отмечается патологии в анализе раннего развития, физическое развитие на протяжении дошкольного возраста протекает нормально. Отставание в общем развитии, низкий уровень способностей к усвоению знаний в младшем дошкольном возрасте является у них следствие неблагоприятных условий макросоциального и микро педагогического характера. Иными словами, причины пониженной обучаемости этих детей лежат в неадекватных физическому состоянию ребенка микро социальных и микро педагогических условиях развития. Также причинами отставания детей могут являться негрубые нарушения зрения, слуха, нарушения фонематического слуха, что затрудняет обучение письму, чтению на начальных этапах. Однако, попав в благоприятную среду обучения, учитывающую возможности и особенности этих детей, они, преодолев трудности, связанные с первыми неделями пребывания в школе, переводятся в обычные классы. Выясним причины отставания детей класса коррекции. Особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения, вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но, в конечном счете, добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно, но усваиваются прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности. У детей с ослабленным процессом торможения несколько иная картина. Они встречаются реже, но заметно выделятся из общей массы. Они быстро реагируют на всё происходящее, отвечают и действуют необдуманно. Среди особенностей высшей нервной деятельности детей группы риска многие исследователи отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедленная. Так В.И. Лубовский, отмечает, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи. Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось. Эти состояния 5
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край охранительного торможения (изученные и описанные академиком И.П. Павловым и его учениками) под названием «фазовых» состояний возникают у детей группы риска часто. Пока нервные клетки коры головного мозга ребёнка находятся в состояние охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако, это снижение временное, проходящее. Но в результате учащиеся не имеют систематических знаний. Таким образом, поступающим в школу детям «группы риска» присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности.
Методы преодоления отклонений в развитии познавательных

процессов у детей класса коррекции.
Учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе, а также некоторые методы и приемы из других областей, например, логопедии; наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы. Недостатки развития познавательных процессов у детей «группы риска», особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно- практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено. Дети «группы риска», как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения в младших классах методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание 6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение и в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, следовательно, важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике применяемых приемов. Например, для запоминания изучаемой буквы учителя используют приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, раскрашивание и т. п. Таким образом большое значение имеет сочетание разных методов. Это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось в МАОУ «СОШ №2», города Чернушки. Испытуемыми были учащиеся 2 класса. Исследование состояло из трех этапов.  Первый этап – разработка программы психодиагностического исследования. Цель: Определить уровень развития познавательных процессов у детей «группы риска».  Второй этап – проведение психодиагностического исследования. Цель: Получить информацию об уровне развития индивидуальных особенностях познавательных процессов детей «группы риска» 7
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край  Третий этап – разработка коррекционно – развивающих занятий. Цель: Устранить имеющиеся у детей отклонения в развитии познавательных процессов. Экспериментальную группу составили 13 человек.
Описание методик использованных в исследовании.
Знаем ли мы достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем? Не понимая ребенка, мы порой предъявляем к нему требования, не соответствующие его силам и возможностям. Лишь постоянное внимание к психологическим особенностям ребенка создает основу для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений. При существовании общих закономерностей каждому ребенку свойствен свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает психологическая диагностика. Она позволяет выявить не только наличный (актуальный) уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учесть возможности «зоны ближайшего развития» ребенка. Развитие познавательных процессов ученика не только усиливает интерес к его изучению, но делает это необходимым в работе учителя. Для исследования психологических способностей детей нами были выбраны методики Р.С. Немова (Р.С.Немов Психология 3 т., Владос. 1995), так как они соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, апробированы и доступны в применении.
Диагностика памяти

Методика

№1

диагностика

объема

кратковременной

памяти

(Немов 3т, с 142)
ДОМ, ТРУД, СПОРТ, ХЛЕБ, ДОЖДЬ, ЗВУК, БОЛЬ, ЖИЗНЬ, ЛЕС, ТАКТ (ДОМ, ВОДА, ЛЕС, ОКНО, МЕД, БРАТ, СТУЛ, ГРИБ, КОНЬ, ИГЛА) Описание методики: школьникам предлагалось внимательно выслушать и запомнить набор из 10 одно – и двусложных слов. Обработка данных: если ребенок воспроизвел до 5 слов (порядок не учитывается), то считается, что у него низкий объем памяти, при воспроизведении 6-8 слов – средний объем памяти, а если ребенок запомнил 9-10 слов – высокий. 8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край
Методика №2 – определение объема кратковременной зрительной

памяти (Немов 3т, с 138)
. Методика работы: детям предлагается картинка А, на ней 9 разных фигур. По истечении 30 секунд ребенку показывается картинка Б, на ней 15 фигур (9 знакомых, 5 незнакомых). Ребенок за 1,5 минут должен назвать 9 знакомых фигур. Обработка данных: подсчитывается количество правильно узнанных фигур.
Диагностика внимания

Методика №1 – определение объема внимания (Немов 3т, с 131).
Оборудование: специально подготовленные тестовые бланки: 8 карточек 4*4, содержащие разное количество точек. Методика работы: испытуемому на 1-2 секунды предъявляются по одной все восемь карточек. Предъявление начинается с карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая точка показывается 2 раза. После этого школьники на пустом бланке отмечают расположение точек. Обработка данных: объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек(выбирается та, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Методика №2 – диагностика устойчивости внимания

(Немов 3т, с 208).
Оборудование: специальные тестовые бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв Методика работы: детям предлагается просмотреть и вычеркнуть все встречающиеся в бланке буквы И, П. Работа длится 10 минут. Обработка данных: если ребенок просмотрел 1/3 всех знаков и были допущены ошибки – низкий уровень устойчивости внимания; если просмотрено больше 1/3 знаков допущено 5 ошибок – средний уровень устойчивости; если ребенком просмотрено большее число строк и допущено 1-3 ошибки – высокий уровень устойчивости внимания.
Диагностика логического мышления.
9
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край
Методика №1 «Исключение лишнего»
Оборудование: специально подобранный тестовый набор из 10 групп слов, по 4 слова в каждой. Методика работы: ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти «лишнее слово» и объяснить, почему оно лишнее Обработка результатов: за каждый правильный ответ насчитывается 1 балл, за неправильный – 0баллов.
Результаты исследования и их интерпретация.
После проведенных диагностик мы проанализировали уровни развития ребят «группы риска». По результатам 7,6% учащихся имеют очень высокий уровень, 24,6% учащихся имеют высокий уровень развития, 53,8% - средний уровень, 13,8% - низкий уровень. Таким образом, результаты диагностики учеников 2 класса показывают, что это дети с довольно разными уровнями развития. Изучив каждого ребенка, его психологические процессы, мы сможем строить работу по умственному развитию личности. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, реализуя полностью свой «природный потенциал». Мы сделали вывод, что с данными детьми будем проводить работу по развитию познавательных процессов. Нами были разработаны и проведены занятия по умственному развитию младших школьников. Целью этой системы занятий является развитие познавательных способностей детей. Занятия проводились с ребятами всего класса. На каждом занятии ребята получали специальные задания, в которых я учитывала индивидуальные особенности каждого. Нам нужно было работать над развитием памяти, внимания, мышления этих детей.
Коррекционно – развивающая работа с детьми «группы риска»
Многие неудачи, у школьников, связаны с их неумением запоминать и сохранять в сознании большое количество учебной информации. Происходит это обычно при переходе в среднее звено, когда увеличивается объем материала, а способам его заучивания никто из учителей не учит. Положение усугубляется еще и тем, что в школе основной упор делается на память учащихся и если она плохо развита, то ученики сталкиваются с проблемами заучивания. Поэтому для 10
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край детей «группы риска» проводятся психологические занятия. На этих занятиях я провожу упражнения не только на развитие познавательных процессов, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики. Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить низкую отметку, создают на уроках положительный, эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя постепенно распространилось на обычные уроки. Дети стали более внимательны, научились анализировать, сравнивать, обобщать, у них появилось стремление доказывать, обосновывать свой ответ, появилась уверенность в своих силах, исчезла боязнь отвечать на уроках. Внимание не является самостоятельным психическим процессом, но составляет необходимую сторону каждого вида сознательной душевной деятельности. Без него невозможно полноценное учение, глубокое усвоение сообщаемых знаний. Более того, неумение человека управлять своим вниманием делает его неорганизованным и вызывает многие трудности в жизни. Ребята любят работать в парах. Для работы над развитием внимания беру задание «Найди отличия». Работа в парах воспитывает взаимовыручку, развивает уверенность, так как слабый ученик, послушав ответ своего напарника, проверяет себя, развивается интерес. И конечно, ребята учатся более внимательно выполнять задания Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у учеников уделяется развитию основных характеристик мышления. Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюдения, которое является ничем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием. Так, большое значение придается обработке умений проводить полноценное сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, групп примеров, задач, текстов и групп слов. В эту работу включаю задачи – шутки, во время решения которых надо не только сказать ответ, но внимательно послушать, поразмышлять, а потом еще и объяснить всему классу, почему так ответил. На своих занятиях дифференцирую работу. Для этого использую заранее заготовленные карточки разных уровней. Раздаю по уровням. Через 11
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край некоторое время начинается взаимопроверка. Во время такой работы развивается и внимание и мышление. У учащихся младших классов процесс восприятия ограничивается только узнаванием и последующим названием предмета. С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главное, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя. В игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Развитие восприятия провожу по схеме: от эмоций к логике. Приведу план такого анализа. 1. Эмоциональное восприятие предмета. «Посмотри, какое впечатление производит предмет на тебя? Как тебе нравятся его цвет, форма, те предметы, которые его окружают?» Подобные вопросы учителя наталкивают ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего – вовлечь школьника в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Стараюсь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление. 2. Анализ вызванных эмоций. «Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя успокаивает или раздражает? Кажется грустным или забавным? Увлекательным или скучным?» Эти вопросы помогают ребенку прислушаться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти. Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах. 3. Установление общего смысла. «Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?» 4. Рассматривание с точки зрения композиции. «Посмотрите, как использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? И т.д.» Стараюсь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта. 5. Анализ деталей. 12
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край На этом этапе я должна найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубляясь в описание, сосредотачиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить дети. 6. Синтез. «Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе (исследованный предмет). Скажите, что вы видите на своей картинке? Возьмите карандаш и нарисуйте, как вы его запомнили». В заключение можно сравнить полученные рисунки. Для данного упражнения использую предметы: фрукты или овощи, цветы и растения, деревья, животные. Кроме всех этих упражнений на развитие познавательных процессов провожу на уроках «физминутки», используя учебную гимнастику Э.Балингера. Эти минутки позволяют не только отдохнуть, но и лучше запомнить учебный материал, концентрирует внимание.
Сравнительная характеристика результатов исследования
В конце опытной работы вновь провела диагностику уровня развития детей и сравнила результаты с данными начального этапа. По результатам видно, что поднялся «очень высокий» уровень развития, а «низкий» уровень изменился в лучшую сторону. Если на начальном этапе показатели были такие: 7,6% учащихся очень высокий уровень, 24,6% учащихся высокий уровень развития, 53,8% - средний уровень, 13,8% - низкий уровень. 13
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край то на контрольном этапе мы увидели, что изменилось количество детей среднего уровня – 38,4%, за счет того, что увеличилась группа с очень высоким показателем развития – 32,2%. На контрольном этапе: 32,2% учащихся очень высокий уровень, 23% учащихся высокий уровень развития, 38,4% - средний уровень, 6,15% - низкий уровень. После проведенной работы стало заметно, что в группе психологический климат стал благоприятнее, слабые и робкие дети стали чувствовать себя более уверенно, память улучшилась, дети стали более внимательны на уроках, изменилось и их отношение к учебе. Конечно, резкого повышения умственного развития сразу не добиться, но если работу проводить в системе, думаю, что результаты будут лучше.
Заключение
Подводя итог работе, отмечу, что развивающая среда оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников. Умственное развитие школьников будет проходить более качественно, будет способствовать формированию содержательной учебной мотивации, развитию личностных компонентов познавательной деятельности при выполнении следующих условий: - изучение личности, ее индивидуальных особенностей; 14
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край - признание индивидуальности каждого ученика; - создание ситуации успеха; - построение занятий с опорой на жизненный опыт ребенка. Описанная технология будет эффективной, если: 1) учителями будут изучаться психологические особенности детей; 2) диагностированные особенности будут учитываться в ходе дальнейшей учебно-воспитательной работы. Посоветую конкретные приемы для этой работы: 1) использование специальных диагностических методик; 2) применение специальных упражнений, направленных на развитие психических процессов; 3) создание ситуации успеха, которая проявляется в разумной помощи учителя, одобрении; 4) снятие усталости путем использования упражнений на профилактику зрительной утомляемости, на зарядку умственной энергии. В завершении работы хотелось сказать, что наше общество нуждается не только в образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками детях, но и здоровых, (физически, психологически и духовно), способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям. Литература 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.Педагогика, 1968 2. Возрастная и педагогическая психология Учебник / под ред. Гамезо. М. Наука, 1984 3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967. 4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М.: ИНТОР,1996 – с.327. 5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М.:АКАДЕМА, 2001 6. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998. 7. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Просвещение, 1982 9. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения Книга для учителя. М. Просвещение,1990 15
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чернушка Пермский край 10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, 2, 1979г. 11. Немов Р.С. Психология. Учебник. М. Просвещение ВЛАДОС, 1995 12. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. / Сост. Ф.Ф. Водоватов и др. – М., 2000. 13. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997г 14. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75. 15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 16