"Русские праздники"

Авторы: Ахметшина Татьяна Олеговна, Ахметшина Нелли Валентиновна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №95
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: проект
Тема: "Русские праздники"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №95 г. Томска ПРОЕКТ «Народные праздники» Участники проекта : Ахметшина Т.О. Ахметшина Н В Люсина И Ю


Город Томск 2013


Актуальность проекта:


Красота родного края, открывающаяся Благодаря сказке, фантазии, творчеству – это Источник любви к Родине… Пусть ребенок Чувствует красоту и восторгается ею, пусть В его сердце и в памяти навсегда сохранятся Образы, в которых воплощается Родина. В. Сухомлинский. Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Обращение к фольклорным истокам и народному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство взрослых очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и с чем он жил в прошлом. Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого- либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью. Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Цель проекта:
Приобщение младших дошкольников к духовной культуре народа.
Задачи проекта:
*познакомить воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства; *вызывать интерес к разным видам деятельности; *расширять речевые возможности дошкольника; *развивать сотрудничество детей и взрослых; *формировать эмоциональную окрашенность образов; *поддерживать интерес к поэтическому слову;
*развивать чувство юмора; *воспитывать веселых, жизнерадостных детей.
Участники проекта: воспитатели:
Люсина Ирина Юрьевна, Ахметшина Нелли Валентиновна, Ахметшина Татьяна Олеговна, ;учитель-логопед Милованова Нина Геннадьевна; музыкальный руководитель Гоцецура Наталья Ивановна.
Срок реализации проекта
: 15.01.2013 – 1.02.2013
Тип проекта
: фронтальный (все дети), среднесрочный, творческий.
Ожидаемый результат
: свое умение дети показывают на «народный посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и родителей. Маленькие артисты, одетые в русские народные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят несложные хороводы, играют в народные игры. Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники.
Этапы проекта:

1 этап.
1.Вхождение в проблемную ситуацию: «А как жили прабабушки? Чем занимались? Как развлекались? «; определение основных направлений. 2.Выбор участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью. 3.Подбор методической и художественной литературы. 4.Составление перспективного плана работы.
2 этап. Реализация проекта.
1.Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т.д.) 2.Знакомство с праздниками и традициями русского народа. 3.Знакомство с русскими народными играми. 4.Создание мини- музея по теме проекта.
3 этап. Итоговый.
1.Организация досуга для родителей «Посиделки» ( вторая младшая группа).
Перспективный план работы
Во второй младшей группе с 15.01.2013 – 15.02.2013 1.Рассматривание альбома русская изба. Беседа по теме «Быт русского народа». 2.Разучивание потешек, песенок, русской народной игры «Плетень», чтение сказок. 3.Пошив косовороток, сарафанов родителями. 4.Подготовка атрибутов, декораций к «Посиделкам». 5.Поделки из соленого теста: сушки, калачи, пироги. 6.Организация мини- музея «Русская изба». 7.Драматизация фрагментов сказки «Горшок», обыгрывание потешек. 8.Роспись поделок из соленого теста. 9.Изготовление кокошников. 10.Презентация «Русской избы» 11.Досуг для родителей «Посиделки»
Конспект творческой образовательной деятельности
«Посиделки» во второй младшей группе
Зал оформлен в виде русской избы (декорации, предметы быта: самовар на столе, домотканые коврики на полу, нарисованная печь и т.п.)
Хозяйка:
-Здравствуйте, гости дорогие! Будьте как дома! У меня для каждого найдется и местечко и словечко. Ведь сегодня у нас посиделки, а знаете ли вы, что это значит? Я вам сейчас расскажу. В старину на Руси собирались по вечерам девушки и парни в какой-нибудь избе. Девушки тихо пряли, вязали, шили, пели протяжные песни. Затем приходили парни. На посиделках водили хороводы, играли в игры, пели частушки.
Гостья
( воспитатель) : Гости люди подневольные, где посадят, там и сидят. (входят дети)
Хозяйка
: Проходите, проходите, гостю – почет, хозяину- честь. (гости усаживаются на лавки)
Гостья
(воспитатель): Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяйка
: Давно мы вас поджидаем, посиделки без вас не начинаем.
Гостья
: Дома сидеть, ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть, себя показать.
Хозяйка
: Удобно ли вам , гости дорогие? Всем ли места хватило?
Гостья
: Гостю – то, известно, места хватило, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка
: В тесноте, да не в обиде.
Ребенок
: Мы гостей встречаем вкусным румяным караваем! Русская народная игра «Каравай»
Хозяйка
: Вот какой знатный получился каравай. Как полагается по сибирскому обычаю, отведали гости хлеба-соли. А теперь будем посиделки продолжать, будем петь, шутить, играть, да сказочки рассказывать.
Гостья:
Как у нашего соседа весела была беседа: А у нас на весь двор еще лучше разговор. -Утки
Дети
: в дудки, -кошки,
Дети:
в ложки, -тараканы
Дети:
в барабаны, -чайки
Дети
: в балалайки, -кукушки
Дети:
в колотушки
Гостья
: А веселые скворцы Заиграли в бубенцы, Играют, играют, Всех потешают.
Хозяйка
: А не потешить ли вас, гости дорогие, сибирской сказкой «Горшок»?
Драматизация сказки «Горшок»

Гостья
: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь! Послушайте-ка и вы наши потешки – пересмешки. Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке
По кривой дорожке. -Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? -Еду сено косить. -На что тебе сено? -Коровок кормить. -На что тебе коровы? -Молоко доить. - А зачем молоко? -Ребяток кормить.
Хозяйк
а: Любое веселье не обходится без русской народной песни.
Песня «Как у наших у ворот»
Забегает соседка: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка:
Что слыхали, что слыхали? Ничего я не пойму. Ты, соседка, посиди, да все толком расскажи.
Соседка:
Вы послушайте, ребята, Нескладуху будем петь. На дубу свинья пасется, В бане парится медведь.
Дети:
Чепуха, чепуха, чистая чепуха. Чипа-чипа, а-ха-ха, В самом деле чепуха!
Соседка:
На столе лежит арбуз, На арбузе муха. Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо!

Дети:
Чепуха, чепуха, чистая чепуха. Чипа- чипа, а- ха-ха, В самом деле чепуха!.
Хозяйка:
Спасибо, соседушка, за частушки-потешки. Где песня льется, там легче живется.
Хозяйка
: Ну, что гости дорогие. Ведь не зря говорят, не красна изба углами, а красна пирогами. Видите- Самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать»
Дети
: Любим чай мы с пирогами, с баранками, да кренделями.
Хозяйка:
Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье. Чаепитие с баранками и конфетами. Литература: 1.И.А. Бойчук,Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством», С – Петербург, Детство – Пресс, 2009 2.И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», С-Петербург, Детство – Пресс, 2008 3. «Знакомство детей с русским народным творчеством» (методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений) С – Петербург, Детство-Пресс, 2003
4.М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба…», С –Петербург, Детство-Пресс, 2004 5. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту», С-Петербург, Детство-Пресс, 2004 6.Г.П.Федорова «На золотом крыльце сидели», С-Петербург, Детство-Пресс, 2008 7.Г.М.Науменко «Фольклорный праздник»,LINKA-PRESS? Москва, 2000