"Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Исаева Татьяна Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования (гитара)
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Особенности социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья».
Социальное развитие несовершеннолетнего объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Важно, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Социализация и личностное развитие необходимо как здоровому ребёнку, так и с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), при чём, независимо от состояния здоровья, талантливым из них может быть каждый. Социализация ребёнка с ОВЗ проходит гораздо сложнее, болезненнее, занимает более длительное время и требует участия специалистов различных профилей: психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов. Как правило, ребёнок с ОВЗ имеет множество не только соматических заболеваний, но и проблем психологического и психического характера. Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях. В школе-интернате ведётся целенаправленная работа по подготовке детей к самостоятельной жизни. При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Цель образовательного процесса - создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а цель педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребенка.
Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Важным для детей с ОВЗ является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Самое главное - создать на занятиях ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни. Творческое развитие способствует активной социализации личности ребёнка. На творческое развитие влияют такие факторы, как ориентация ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Особая роль в социализации детей с ОВЗ отводится дополнительному образованию. В связи с тем, что деятельность дополнительного образования разноплановая, социальное формирование и развитие ребёнка происходит многограннее и полнее, чем просто в общеобразовательном учреждении. Одна из задач ансамбля гитарной песни «Душа»- социализация детей- инвалидов через музыкально-исполнительское творчество. Занятия детей в ансамбле направлены на совместную деятельность со сверстниками, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми, социальными инфраструктурами. Формами такого взаимодействия является активное участие в концертной деятельности, как на площадках города, области, так и в школе- интернате. Для ребёнка с ОВЗ важно, чтобы на таких мероприятиях присутствовали (а лучше участвовали) их одноклассники, друзья, родители, бабушки и дедушки. Благоприятная атмосфера, созданная во время мероприятия, помогает ребенку самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе, собственную значимость. Всё это положительно влияет на его социальную адаптацию. Участвуя в конкурсах и фестивалях районного, окружного, областного, Всероссийского и Международного масштабов, занимая призовые места, дети с ОВЗ повышают свою самооценку и значимость среди сверстников. Занятия гитарой направлены не только на овладение детьми определённых навыков игры, но и нацелены на выявление различных творческих способностей, которые дети с ОВЗ могут реализовывать в других детских объединениях и студиях.
Социализация ребенка с особенностями в развитии средствами музыкального творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Это является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия. Ребёнок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей, создаем условия для успешной адаптации в социуме.