Технологическая карта урока "Мы во Вселенной"

Автор: Гладышева Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска "СОШ№21"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Мы во Вселенной"
Дата публикации: 02.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


География. 5 класс.

Предметная линия учебников « Полярная звезда». авторы А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина.

Технологическая карта урока из раздела «Планета Земля».

Урок № 5 (№ 1 в данном разделе)
Предмет География Класс 5 Тип урока Урок открытия новых знаний. Технология построения урока Системно – деятельностного подхода, ИКТ Тема Мы во Вселенной. Цель Формирование представлений о Вселенной, Солнечной системе, планетах Солнечной системы, Земле как части Вселенной, её месте в галактике и Солнечной системе, внешнего облика планеты через совместную деятельность учащихся на уроке. Знакомство с моделями устройства мира по Клавдию Птолемею и Николаю Копернику. Формирование навыков научного выражения мысли. Развитие интереса к предметам естественного цикла. Планируемый результат Когнитивный компонент: знать строение Вселенной и место нашей планеты во Вселенной, знать материки и части света. Деятельностный компонент: умение определять способы решения учебных задач, смысловое чтение материала параграфа, умение преобразовывать информацию, организовывать взаимодействие в парах. Эмоционально-ценностный: понимание значение образования для развития научного мировоззрения. Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии Вселенная. Галактика. Млечный путь. Солнечная система. Николай Коперник. Материки и части света. Земные оболочки. Формы работы Фронтальная Работа в парах Индивидуальная Ресурсы Физическая карта мира Учебник Компьютер Презентация
Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные
Формулировать определения понятий «Вселенная», «Солнечная система». Анализировать иллюстрационно-справочные материалы и сравнивать
регулятивные

познавательные

коммуникативные
Ответственное отношение к учебе; формирование научного мировоззрения, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другим членам группы, их Определять цель своего обучения, планировать свою учебную деятельность под руководством учителя. Определять и формулировать Определять существенные признаки понятий, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить
планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять космический адрес планеты Земля. Показывать на физической карте материки и части света. тему урока. Работать соответственно с предложенным планом. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Осуществление самоконтроля за своей учебной деятельностью. Умение оценивать свою работу на уроке. связи, делать выводы. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в таблицу). Производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь слушать и понимать речь других, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. Уметь работать в паре, владеть навыками коммуникативной рефлексии. мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Выполнять общие для всех правила поведения.
Этапы

(блоки)

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты/ виды

УУД

Формы (виды)

промежуточно

го контроля

1.

Организационный
- Учитель приветствует учащихся, просит проверить на рабочем месте наличие всех учебных принадлежностей. Задаёт вопрос: Повлияет ли на успешность и качество вашей работы на уроке правильная организация вашего рабочего места? Учащиеся проверяют наличие учебника и других школьных принадлежностей, высказывают своё мнение о взаимосвязи правильной организации своего рабочего места и качества работы на уроке.
Метапредметные (Р):
осуществлять самоконтроль
Метапредметные (К):
слушать и понимать речь учителя. Визуальный контроль учителя, самоконтроль обучающихся
2. Проверка ранее

изученного

материала.
- Учитель просит учащихся перечислить способы с помощью которых человек получает информацию о Земле. Ученики перечисляют способы получения информации о Земле (путешествия, полевые исследования, снимки из космоса, полученные со спутников, аэрофотоснимки, подводные снимки.
Метапредметные (К):
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
правильно называть способы сбора и хранения информации о нашей планете.
Метапредметные (П):
выполнять классификацию, обосновывать основание для классификации. Текущий контроль Из каких источников современный школьник может получить информацию о нашей планете? Перечислите способы хранения информации о Земле. Учащиеся перечисляют источники географической информации с которыми они познакомились на предыдущем уроке: географические карты, атласы, поисковые системы интернет, географические информационные системы (ГИС), путеводители, энциклопедии, справочники, книги, газеты, журналы. Текущий контроль

3. Постановка

учебной проблемы.
Рассмотрите коллаж на странице 19. и послушайте стихотворение: Я хотел бы слетать на Луну, В неразгаданный мир окунуться. И подобно красивому сну К самой яркой звезде прикоснуться. Долететь до далеких орбит, Неизвестных всем нам измерений, Где загадочный космос хранит Много тайн необъятной Вселенной. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Учащиеся рассматривают рисунки на стр.19 и высказывают свои предположения о том, о чем будет идти речь сегодня на уроке: - о космосе… - о планетах и их особенностях… - об изучении космоса… - о планете Земля, как части Вселенной
Метапредметные (К):
умение выразить свои мысли.
Метапредметные (Р):
под руководством учителя планируют свою деятельность на уроке, определяют последовательность действий. Давайте вместе сформулирует тему нашего урока. Учитель выбирает из предложенных ответов наиболее точные и подводит к теме сегодняшнего урока «Мы во Вселенной», предлагая учащимся записать её в тетрадь. Учащиеся называют предполагаемые темы урока. Записывают тему урока в тетрадь. -Какие знания нам необходимы для изучения данной темы? Спланируйте наши действия на уроке. Ученики отвечают: - вспомнить ранее изученный материал о звездах и планетах из курса предмета «Окружающий мир». - прочитать материал параграфа, чтобы расширить свои познания в этой области… - обмен мнением с другими членами группы… - выписать главные определения… - закрепить, воспроизвести изученный материал…
4. Актуализация

знаний.

Работа в парах.
Пользуясь рисунками учебника на стр.19 устно ответьте на поставленные вопросы, предварительно обсудив их в паре: 1. Сколько планет входит в состав Солнечной системы? 2. Перечислить планеты в порядке их удаления от Солнца. 3. Перечислить планеты в порядке уменьшения их размеров. 4. Какие 4 планеты входят в состав планет Ученики отвечают на поставленные вопросы. Вначале все ответы обсуждаются в группе, затем ответы проговариваются перед всем классом. Каждая группа отвечает на заданные ей вопросы.
Метапредметные (К):
умение работать в паре.
Метапредметные (П):
формирование умения строить ответы о планетах Солнечной системы на основе уже имеющихся знаний и рисунка учебника. Текущий контроль
земной группы? Как вы думаете почему? 5. Какие 4 планеты входят в состав группы планет-гигантов? Как вы думаете почему? 6. Назовите самую близкую к нашей планете звезду. 7. Кто первый увидел нашу планету из космоса?
5. Изучение нового

материала.
Учитель: А теперь предлагаю вам ответить на следующие вопросы: 1. Что такое Вселенная и как она устроена? 2. Что такое Млечный путь? 3. Какие небесные тела образуют Солнечную систему? 4. Каков внешний облик нашей планеты? Можете ли вы ответить на эти вопросы, используя рисунки на стр.19? Учитель: Что мы можем предпринять, чтобы пополнить наши знания по данной теме? Учитель: Приступаем к выполнению задания. Вначале вы должны внимательно прочитать текст части параграфа №5 (Как устроена наша Солнечная система?), затем проговорить ответы в парах. После устных ответов перед классом необходимо записать правильные определения в тетрадь. Данные определения записаны на слайде презентации, и учащиеся переносят их в свои рабочие тетради. - Вселенная (космос) – это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и пространстве. Вселенная состоит из множества звездных систем – галактик. - Млечный путь – это галактика, состоящая более чем из 100 млрд. звезд, в состав которой входит наша Солнечная система. - Солнечную систему образуют 8 планет, спутники планет, астероиды, кометы, космическая пыль. Учащиеся отвечают, что данных знаний не хватает для того, чтобы дать полные и исчерпывающие ответы на эти вопросы. Учащиеся отвечают, что надо внимательно прочитать текст и найти в нем ответы на поставленные вопросы. Смысловое чтение параграфа. Выполнение задания в парах. Проговаривание ответов друг другу. Озвучивание ответов перед классом.
Личностные:
формирование научного мировозрения.
Метапредметные (Р):
умение спланировать последовательность своей работы.
Метапредметные (К):
умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно пользоваться речью.
Предметные:
умение правильно формулировать определения понятий «Вселенная», «Солнечная система». Текущий контроль Мини – практикум. (Отработка умений и навыков). Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить задания: 1. Записать космический адрес планеты Земля, используя следующие слова: Земля, Вселенная, галактика Млечный путь, Солнечная система. 2. Выполнить задания № 2-3 на стр.21. Самопроверка. Правильные ответы и критерии оценки за задание выводятся на слайд презентации. Учащиеся выполняют индивидуально. После выполнения задания проводят самопроверку, сравнивая свои ответы с эталоном. Оценивают результаты своей работы. При наличии ошибок проводят рефлексию, с чем связано возникновение трудностей при выполнения задания.
Метапредметные (Р):
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, осуществлять самоконтроль за своей учебной деятельностью. Текущий контроль
Фронтальная практическая работа. Ребята, как вы думаете, всегда ли люди обладали такими знаниями о Вселенной и Солнечной системе как сейчас? Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Как люди представляли себе Вселенную». После просмотра презентации вам надо будет на основе услышанного материала заполнить таблицу: Модели устройства мира геоцентрическ ая гелиоцентрическ ая Время возникновения Ученые- приверженцы Место Земли в мире Гео - Земля Гелио - Солнце Записать в тетрадь (текст на слайде презентации):
Гео
центрическая модель Вселенной (Аристотель, К.Птолемей) – в центре Вселенной находится Земля.
Гелио
центрическая модель Вселенной (Н.Коперник) – в центре Вселенной находится Солнце. Ответы учащихся: Нет, знания о строении Вселенной накапливались постепенно. После просмотра презентации учащиеся совместно заполняют таблицу, начерченную на школьной доске: Модели устройства мира геоцентрическ ая гелиоцентрическ ая Время возникновения XVI век Ученые- приверженцы Аристотель, К.Птолемей Н.Коперник Место Земли в мире В центре Вселенной Земля В центре Вселенной Солнце Гео - Земля Гелио - Солнце Вывод: Человека всегда интересовал вопрос строении Вселенной. Знания о Вселенной накапливались постепенно. В разные времена были разные представления о строении Вселенной. Производит записи в тетради.
Метапредметные (П):
формирование умения слушать информацию, выделять в ней главное, преобразовывать информацию из одного вида в другой (устный рассказ в таблицу), умение делать выводы.
Метапредметные (К):
осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей. Текущий контроль Динамическая пауза. Для выполнения физ. паузы учитель предлагает учащимся встать между рядами, ноги на ширине плеч, руки на плечи. Учитель говорит утверждения, если оно правильное, то ученики поднимают руки вверх, если утверждение неправильное, то руки разводят в стороны (10-12 утверждений). После физ. паузы учитель предлагает детям сесть за парты. Выполняют упражнения.
Личностные:
умение подчиняться требованиям школьного распорядка, осознание необходимости ЗОЖ. Чтение текста. Самостоятельная работа. А теперь вашему вниманию предлагается снимок Земли из космоса. Рассмотрите эту фотографию, что вы можете рассказать о нашей планете? Ваши ответы верные. А как вы во время урока вы сможете дополнить свои знания о поверхности Земли? Ответы учеников: Земля имеет форму шара. Большая часть Земли покрыта водой. Большие участи суши Земли называются материками. Ученики: - воспользуемся чтением части параграфа №5 (Как устроена наша планета?).
Метапредметные (Р):
умение спланировать последовательность своей работы.
Метапредметные (К):
умение выстраивать монологическую речь.
Текущий контроль Вам предлагается задание: составить устный рассказ о нашей планете по плану: 1. Форма Земли. 2. Площадь поверхности. 3. Соотношение воды и суши. 4. Материки. 5. Части света. (вопросы выводятся на слайд презентации) Чтение части параграфа (стр. 20-21, рис.12.) и составление устного рассказа о нашей планете по предложенному учителем плану. Заслушивают ответ одного из учеников класса. Работа в парах. Составление кластера. Послушайте слова поэта Игоря Северянина.
Мы живем точно во сне

неразгаданном

На одной из удобных планет.
Как вы думаете, почему поэт назвал нашу планету удобной? Составьте кластер о нашей планете отразив в нем все то, что способствует наличию жизни на планете. Для проверки и закрепления знаний на школьной доске производится совместное заполнение кластера. После чего ученики сравнивают свою работу с общей работой класса и вносят возможные дополнения в тот кластер, который они выполнили в своей тетради.
Выводы:
Для жизни необходимы: - вода (водная оболочка называется гидросфера), - почва (твердая оболочка называется литосфера), - воздух (воздушная оболочка называется атмосфера), - всё живое на планете – это биосфера, Все перечисленные оболочки т.е. литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера образуют географическую оболочку Земли. Ученики: Потому что на ней есть жизнь, а на других планетах Солнечной системы жизни нет. Ученики работают в группах. В кластере отмечены: - наличие суши - наличие воды - наличие воздуха - наличие почвы - температуры пригодные для жизни Для проверки задания учащиеся разных групп попеременно выходят к доске и вносят часть информации в заполняющийся совместно кластер.
Личностные:
формирование ответственного отношения к выполнению задания.
Метапредметные (П):
умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, умение устанавливать причинно- следственные связи.
Метапредметные (К):
уметь работать в паре, уметь слушать и понимать речь других, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Текущий контроль Текущий контроль

Проверка

понимания

содержания

материала урока.
Устно, фронтально. -Подведите итог своей работы на уроке. -Какие задачи вы ставили перед собой в начале урока, и какие новые понятия вы сегодня узнали? - Что такое Вселенная? - Какие небесные тела образуют Солнечную систему? - Назовите космический адрес нашей планеты. -Какие материки вам известны? - Какие части света вы знаете? -Сделайте вывод об условиях способствующих развитию жизни на планете Земля. Учащиеся отвечают на вопросы.
Предметные:
знать, что такое Вселенная, Млечный путь, состав Солнечной системы, материки, части света, составные части географической оболочки Земли.
Личностные:
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Итоговый контроль
Рефлексия.
1. Что вы поняли при изучении данной темы? 2. Какие вопросы у вас остались, что осталось непонятным? 3. Насколько трудно было для вас выполнить задание, что вызвало затруднения и почему? 4. Что было наиболее эффективным в вашей деятельности? 5. Как бы вы в следующий раз смогли бы улучшить свою деятельность? -Оцените свою работу на уроке. «5» - материал урока усвоен полностью, правильные устные ответы, работа в паре, записи в тетради. «4» - материал урока усвоен в большей степени, наличие устных ответов на уроке, работа в паре, записи в тетради. «3» - материал урока усвоен частично, работа в паре, записи в тетради. Учащиеся оценивают свою работу на уроке, определяют степень усвоения учебного материала, если есть необходимость пути устранения пробелов.
Метапредметные (Р):
умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Д.З. Выучить определения записанные в тетради. Выполнить задание № 4 на стр. 21.