"Материал для работы школьного омбудсмена".

Автор: Гринько Татьяна Ивановна
Должность: учитель технологии, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Майская ООШ №10
Населённый пункт: хутор Свободный, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Материал для работы школьного омбудсмена".
Дата публикации: 02.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Аналитический доклад

о деятельности Уполномоченного

по правам участников образовательного процесса

МБОУ Майская ООШ №10

Омбудсмен:
Будко Татьяна Ивановна

С учреждениями

социальной защиты

населения

С социально –

педагогической

службой ОУ

Администрацией ОУ

С право-

охранительными

органами

С органом

опеки и

попечительства

С общественностью

хутора Свободный

Взаимодейству

ет

правовое

просвещение

конфликтные

ситуации

личный

прием

С общественными

организациями

Осуществляе

т

Ведет

Разрешает

С педагогическим

коллективом ОУ

С органами

школьного

самоуправления

Школьный

уполномоченный

С комиссией по делам

несовершеннолетних и

защите их прав



МБОУ

Майская

ООШ

№10

1. Сведения о школьном уполномоченном по правам ребенка
Ф. И. О. Будко Татьяна Ивановна Должность: учитель Контактный адрес и телефон: Ростовская область, Целинский район, х.Свободный Ул.Зелёная , 40 «а». 8(86371)9- 74- 68
2. Анализ деятельности школьного уполномоченного по правам ребенка.

2.1.
В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом школы и Положением. Школьный уполномоченный – это дополнительная общественная составляющая в деле защиты прав несовершеннолетних. Школьный уполномоченный взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса и службами защиты прав ребенка, что позволяет ему непосредственно влиять на все процессы, происходящие в учреждении. Оформлен стенд в фойе школы , где разме ще ны Правила для учащихся , Устав школы. На стенде размещены материалы:
статья «Кто такой – омбудсмен?» (история становления института уполномоченного); выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребенка; обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»; контактная и текущая информация. В рамках правового просвещения всех участников образовательного процесса были проведены следующие мероприятия: Правовая декада в октябре 2012 для обучающихся, в течение которой были проведены: - Тренинг «Первые шаги» для учащихся 3-4 классов «
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ

РЕБЕНКА: ОБ ЭТОМ НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ»
; «
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА: ОБ ЭТОМ НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ»
; Для педагогов: - Лекция «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЮТСЯ С ПРАВ РЕБЕНКА: КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» . Для родителей: Общешкольное родительское собрание «Юридическая ответственность родителей за воспитание и образование своих детей», целью которого стало повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей. Перед организаторами родительского собрания стояли следующие задачи: 1) познакомить родителей с нормативно-правовыми документами по теме собрания; 2) содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации. Были рассмотрены следующие вопросы: - Нормативно-правовые документы, регламентирующие права обязанности родителей. - Защита детей от жестокого обращения. - Психологическая поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации. Кроме того, Уполномоченным подготовлены памятки для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми. Следует отметить, что Швеция стала первой страной в мире, где родителям запрещено физически и психологически наказывать детей. Этот закон, введенный в 1978 году, был в дальнейшем принят и в других странах Европы. К сожалению, один закон не может прекратить насилие, но он создает норму, он является выражением социальной и культурной нормы обращения с детьми и женщинами. Осенью 2008 года Совет Европы, объединяющий 47 европейских государств, в том числе Российскую Федерацию, начал широкомасштабную компанию, целью которой является запрещение в странах - членах организации телесных наказаний детей. Данная компания является частью крупномасштабного проекта Совета Европы «Строим Европу для детей и вместе с детьми», направленного на продвижение прав детей и их защиту от всех форм насилия. Главной целью компании является изменение менталитета родителей в области воспитания детей. В школе омбудсменом совместно с классным руководителями организовано проведение классных часов по следующим тематикам: «Правила школьной жизни»; «Что такое толерантность»; «Конвенция о правах ребенка»; «Здоровый образ жизни. Профилактика правонарушений».
2.2. Межведомственное взаимодействие (Муниципальный уровень)
Социальной адаптации учащихся способствует их активное участие в жизни школы, города. Ученики осознают себя самодостаточной личностью. Этому способствует участие
школьников в - школьном самоуправлении - конкурсах районного уровня. Проведены социологические опросы родителей и учащихся в аспекте прав человека, проведено анкетирование учащихся о комфортности пребывания учащихся в школе. В рамках проведения «Недели права», «Я и Закон», выпущены стенгазеты по правовой тематике и толерантности, проведены классные часы 5-9кл. «Имею право и обязан».
2.3.Количество правонарушений несовершеннолетних школьников
За период 2011-2012 г.г. количество правонарушений несовершеннолетних – 0.
2.4.Качество знаний по общественным дисциплинам
направлены на - формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.) - пп Предмет Кол-во учащихся, изучающих данный предмет Кол-во учащихся, имеющих «5,и 4» % от общего числа учащихся, изучающих данный предмет 1. Обществознание 28 19 67,9
-
формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.)
2.5. Информация о деятельности школьного уполномоченного по правам ребенка
1.Количество обращений – 3 - от учащихся - 3 - от родителей - 0 - от учителей - 0 3.Количество консультаций по правовым вопросам – 1 8.Активное сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних, Кировским сельским поселением 9.Участие в реализации программ по профилактической направленности 10.Меры, принимаемые уполномоченными по правам ребенка по обращениям - индивидуальные беседы, - консультации, - ведение просветительской деятельности, - выступление на родительских собраниях, - классных часах 11.Просветительская деятельность уполномоченных по правам ребенка - соцопрос, - проведение ролевых игр, - круглых столов, - оформление информационных стендов
Анализ основных школьных проблем



за
2012-2013
учебный год
Тематика обращений:
Будко Т.И. была избрана уполномоченным по правам участников образовательного процесса в 2012 году (стаж работы 1 год).
ЦЕЛЬ:
- формирование правового пространства в образовательном учреждении. - обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса. - соблюдение принципов Конвенции о правах ребенка и всех правовых документов, которые стоят на защите детства и образования. - усилить работу по правовому просвещению с семьями.
ЗАДАЧИ:
- взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса. - формирование духовно-нравственных основ развития и социализации личности в поликультурной среде образовательного учреждения на основе толерантного подхода. - становление школы как института получения опыта демократического поведения и взаимодействия. 1. Количество обращений, соотношение заявителей. Год Всего Учащиеся Учителя Родители Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % 2012-2013 51 100% 3 6,7% 0 0% 0 0 %
1. Обращения по поводу взаимоотношений «Учитель – ученик»:
— низкий уровень педагогической культуры; — низкий уровень воспитанности учащихся; — грубость со стороны учащихся; — нарушение этики взаимоотношений;
2. Обращения, связанные с проблемой учащихся:
— отсутствие свидетельства о рождении ребёнка 14 лет; - отсутствие паспорта гражданина РФ у ребёнка 15 лет.
Права несовершеннолетних на гражданство и паспортизацию.
Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой конституционно-правового статуса личности. Закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Во всей полноте человек может их использовать, будучи гражданином Российской Федерации. И, конечно же, очень важно
для несовершеннолетнего, которому исполнилось 14 лет своевременно оформить гражданство и получить паспорт гражданина РФ. Немотивированные отказы в оформлении свидетельства о рождении ребёнка14 лет, гражданства и паспортизации несовершеннолетних детей со стороны родителей – вследствие недостаточных правовых знаний . ( свидетельство о рождении ребёнка получено паспорт оформляется родителями. )
Положительные тенденции в работе:
1. Увеличение количества обращений со стороны учащихся, которые стали более четко понимать и осознавать границы своих прав и обязанностей. 2. При поддержке администрации школы реализуется принцип сохранения физического и психического здоровья детей. 3. Возрос кредит доверия к Уполномоченному со стороны администрации и учителей.
Отрицательные тенденции:
1. Учащиеся стали более требовательны к соблюдению своих прав, нередко нарушая при этом права других участников образовательного процесса. 2. В некоторых случаях учителя не готовы к решению задач модернизации Российского правового образования — необходимы новые формы правового просвещения, особенно классных руководителей.
Меры, предпринимаемые по обращениям:
- консультирование учащихся, учителей и родителей по правовым вопросам в рамках функционирования образовательного учреждения; -индивидуальные и коллективные беседы с учащимися; -доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся; - проведение конкурсов, викторин, классных часов на правовую тематику; - проведение мониторингов; -индивидуальные беседы с учителями; -индивидуальные беседы с родителями учащихся;
Мониторинг загруженности домашним заданием

учащихся
В соответствии с планом работы школы был проведён мониторинг загруженности учащихся домашним заданием со 2 по 4 класс. Целью данного мониторинга было изучение влияния учебной нагрузки на физическое и психическое здоровье ребёнка.
Мониторинг показал следующие результаты:

Класс

норма

Примечание
2 Норма 3 Норма 4 Норма 5 Норма 6 Норма 7 Норма
8 Норма
Мониторинг допустимой аудиторной нагрузки учащихся 1-9 классов

Класс

норма

Примечание
2 Норма СанПинов Не превышает 3 Норма СанПинов Не превышает 4 Норма СанПинов Не превышает 5 Норма СанПинов Не превышает 6 Норма СанПинов Не превышает 7 Норма СанПинов Не превышает 8 Норма СанПинов Не превышает 9 Норма СанПинов Не превышает Дополнительные занятия в 1-4 классах начинаются согласно расписанию . Начало дополнительных занятий не ранее, чем через час после окончания основных занятий. Работа кружков и секций начинается после обеда .
Организация и проведение совместно с психологической службой , анкетирование;
Результаты анкеты
21 человек.
С
15
по
28
февраля
2013
года в МБОУ Майская ООШ №
10
было проведено анкетирование среди родителей.
Цель исследования
состояла в изучении обстановки в школе в аспекте прав человека. Участвовало - 21 человек. Родители учащихся.
Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребёнка в свою

школу?
Да- 18 человек (85%) Не знаю – 2 (12%) Нет –1 (2%)
Ваши дети сталкивались с фактами физического насилия в своей школе?
Да - 0 Нет – 21 (100%)
С какими фактами психологического насилия Ваши дети сталкивались в своей

школе?
Постоянные оскорбления –0(0%) Угрозы – 1 (2%) Постоянная критика или высмеивание ребёнка – 1 (2%) Демонстрация неприязни к нему – ( 0%) Предъявление к ребёнку требований, несоответ. возрасту – ( %) Частое невыполнение обещаний – ( %) Не знаю - ( %) Не сталкивался - 20 (94%) Вопросы да затрудняюсь нет Надёжная обстановка 19 (94,5) 1 (5,4%) 0 (0%)
Учителя – квалифициров. специалисты 18 (90,2%) 2 (9,8%) 0 (0%) Качество образования 19 ( 94,5%) 2 (6%) 8 (4%) Уваж. классного руководителя 15 (86%) 2 (6%) 4 (8%) Важная информация на собрании 18 (91%) 3 (9%) 0 (0%) Недопонимание с классным руководителем 1 (6%) 2 (6%) 19 (92%) Правила школьной жизни 20 (95%) 1 (2%) 0 (0%) Интересует всё.. 16 (88%) 4 (12%) 0 (0%) Участие в жизни школы 14 (66%) 4 (18%) 3 (16%) Авторитарн. стиль управления - это не про школу 19 (97%) 1 (2,5%) 1 (1%) В школе всегда выслушают и поймут 17 (89%) 1 (3%) 3 (9%) Почти каждый родитель аргументировано высказывает свои претензии как, в общем, так и в частном. Безусловно, сегодня в родительском сообществе трудно было бы найти человека, который был бы в полной мере удовлетворен качеством школьного образования и общей атмосфере в школе. Многие из них справедливы, ведь для родителей очень важен вопрос качества образования, в каких условиях проходит обучение детей, достаточно ли комфортны эти условия для того, чтобы дети не имели проблем с физическим и психологическим здоровьем. Прежняя установка руководителей «Не нравится – идите в другую школу!» может изрядно способствовать «похудению» школы, у родителей теперь есть возможность выбора. Кроме того, участие родителей в жизни школы мотивирует и их детей к учебе и творчеству. Таким образом, школа с ее огромным образовательным потенциалом, выработанными стандартами обучения и воспитания должна действительно стать центром правовой и психологической культуры для родителей, независимо от их социального положения.

Взаимодействие родительского сообщества и образовательного учреждения по

обеспечению

образовательного и воспитательного пространства
№ шк. ФИО Уполномоченного (стаж работы) Темы обсуждения Участники Решения 10 Будко Т.И. 1 год 1. Организация и проведение работ по благоустройству школьной территории Председатели родительских комитетов, классные руководители, администраци я школы Проводить совместные субботники по благоустройству школьной территории 2. Открытые уроки для родителей учащихся, выступления детей в школе. Председатели родительских комитетов, классные руководители, администраци я школы Провести открытые уроки, собрания с приглашением родителей учащихся 3. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы Председатели родительских комитетов, классные руководители, администраци я школы Привлекать родителей к сотрудничеству в соревнованиях, классных часах, праздников, экскурсий
Мониторинг комфортности пребывания учащихся в школе.

Анкета для учащихся.

Дорогие, ребята!
Вам предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, на сколько Вы согласны или не согласны с ними. Степень Вашего согласия или несогласия можно отразить в ответах:
-ДА

-НЕТ

-ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ (поставьте любой знак)
Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. СПАСИБО!
В декабре 2012 года в школе было проведено анкетирование с целью изучения комфортности пребывания учащихся в школе в аспекте прав человека. В анкетировании приняли участие учащиеся 5-9 классов. Всего 31 человек.
Вот некоторые обобщенные результаты:
- на уроке я могу всегда свободно высказать свое мнение – 74% - к нашим школьным учителям можно обратится за советом и помощью – 61% - на уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение – 92% - в школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей – 12% - в школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему – 66% - для меня открыта дверь в кабинет директора – 51%
Да

Нет

Затрудняюсь

ответить
1. Я иду в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации. 4. На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение. 5. В школе я защищён от оскорблений со стороны учителей. 6. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами – они раздражают его. 7. Все проблемы, возникшие в школе, я стремлюсь решить самостоятельно, собственными силами. 8. В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему. 9. На уроке учитель оценивает мои знания, а не моё поведение. 10. Хорошая учёба - серьёзный труд. 11. Нецензурные выражения в общении с одноклассниками – признак безкультурья. 12. Внешний вид – показывает уважение не только к себе, но и к окружающим. 13. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 14. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав. 15. Ученик, совершивший плохой поступок, никогда не сможет стать хорошим в нашей школе. 16. В нашей школе я защищён от унижения. 17. Придя, домой из школы, я часто чувствую разочарование и усталость. 18. На каникулах я скучаю по школе. 19. В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей. 20. На уроке учитель обращается ко мне по имени. 21. Я спокойно могу зайти в кабинет директора. 22. Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую». 23. Я согласен с утверждением, что «в школе меня всегда выслушают и поймут». 24. У нас в школе есть «Правила школьной жизни». 25. На каникулы мне задают домашнее задание по предметам.
- я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую». - 96% - я с радостью иду в школу - 89% В социологическом опросе большая часть опрошенных учащихся утверждают, что идут в школу с радостью, могут свободно высказывать свое мнение, готовы спорить с учителем в цивилизованной форме, учителя оценивают знания, а не поведение на уроке. Тем не менее анализ анкеты показывает, что 9% учащихся испытывают неуважительное отношение к себе со стороны учителей и не чувствуют себя защищенными. Я считаю, что ситуация в нашей школе в рамках безопасной образовательной среды требует дополнительной работы. В психолого–педагогическом сопровождении образовательного процесса необходимы занятия, консультации с педагогами с целью обучения эффективным способом взаимодействия в системе «учитель – ученик», так как именно данный подход позволяет найти способы разрешения многих проблемных ситуаций. Психологическая служба образовательного учреждения и омбудсмен должны быть инициаторами такого рода семинаров и тренингов, ибо образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Основные направления деятельности Уполномоченного

по правам участников образовательного процесса

на 2013-2014 учебный год
- В психолого–педагогическом сопровождении образовательного процесса необходимы занятия, консультации с педагогами с целью обучения эффективным способом взаимодействия в системе «учитель – ученик». - Усилить работу по правовому просвещению с семьями. - Усилить контроль за соблюдением конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования. Особое внимание уделить соблюдению гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательном учреждении. - Правовая поддержка учителей. - Продолжение деятельности по профилактике эмоционального выгорания учителей. - Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. - Проводить круглые столы в образовательных учреждениях совместно с родительским сообществом с целью активизации роли родительского сообщества в образовательном процессе. - Сотрудничество с психологической и социальной службой школы. - Создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них важное значение. - Создание целостной системы повышения уровня правовой грамотности, правового сознания и культуры, стимулирования уважения к праву и закону участников образовательного процесса - Соблюдение принципов Конвенции о правах ребенка и всех правовых документов, которые стоят на защите детства и образования. - Выступать на педсоветах с информационными справками о нарушении прав участников образовательного процесса.

Результативность проведённой работы:
1. Новый уголок уполномоченного вызвал большой интерес, коллективные обсуждения. 2. После проведенных классных часов «Знаем ли мы свои права?» поступили предложения педагогов о необходимости создания методических разработок для различных возрастных групп, положено начало составлению методической копилки по правовому просвещению. 3. - публичный доклад о проделанной за учебный год работе доступен на сайте школы и представляется общему собранию участников образовательного процесса. Такой подход к управлению школой сделал ее жизнь открытой и прозрачной . Информацию подготовила уполномоченный по правам ребенка Будко Т.И.