"Сенсорное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Садриева Элеонора Альбертовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №:6 "Звездочка"
Населённый пункт: Город Азнакаево, Татарстан
Наименование материала: Работа по формированию умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Тема: "Сенсорное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка» г. Азнакаево
Воспитатель
Садриева Э.А.
Сенсорное воспитание
дошкольников – это
целенаправленное педагогическое
воздействие, обеспечивающее
формирование умственного
познания и совершенствование
ощущений и восприятия.
Задачи по сенсорному воспитанию
детей с ограниченными возможностями здоровья:
формировать сенсорные эталоны;
развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;
развивать мелкую моторику;
обучать способам обследования предметов;
обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;
упражнять в установлении сходства и различия между предметами,
имеющими одинаковое название;
учить детей называть свойства предметов;
Разработала перспективный план использования дидактических игр по сенсорному
воспитанию и картотека дидактических игр.
Весь накопленный материал систематизировали и разделили на три основных
раздела.
I - входят игры по освоению основных сенсорных эталонов;
II- игры на развитие чувственных восприятий;
III- игры. развивающие мелкую моторику.
Учитывая особенности наших воспитанников, я составила примерные рекомендации
к проведению коррекционно-развивающих занятий. основные положения
следующие:
осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и грубой моторики;
предлагать небольшое количество материала;
неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом;
заканчивать упражнение при достижении первого результа
использовать предметы из прочных материалов (пластмасса, дерево, алюминиевая
посуда ит. д.) ;
каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей
ребенка и его возможностей - двигательных и интеллектуальных;
все действия по возможности упрощать и разбивать процесс на дополнительные
этапы;
обязательно проводить предварительную работу по принципу "От простого к
сложному" в виде подготовительных упражнений;
Сенсорные эталоны:
Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и
насыщенности.
Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система
мер.
Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты,
фонемы родного языка.
Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
К концу года дети стали эмоциональнее и с желанием
относятся к заданиям: стали проявлять к ним устойчивый
интерес, в свободное время предпочитают играть с
материалом в сенсорном уголке, стали внимательнее и