"В гармонии с природой"

Автор: Кильдюшова Анна Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Михайловская СОШ
Населённый пункт: поселок Михайлов, Тацинский район
Наименование материала: Методическая разрабоотка
Тема: "В гармонии с природой"
Дата публикации: 03.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по ВР: Директор школы: ______________/Я.В. Карпова/ ____________/Харламова И.С./
ПРОГРАММА КРУЖКА
внеурочной развивающей деятельности детей (социальное направление)
«В гармонии с природой»

6 «Б» класс
Принята на педагогическом совете учителей
МБОУ Михайловской СОШ
(протокол от 29.08.2015г. № 1). Учитель: Широкова А.Ю .х. Михайлов 2015 - 2016 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «В гармонии с природой» предназначена для 6 «б» класса и рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии. Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
2
-Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. -Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей. -Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. -Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности природы. -Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. -Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. -Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. -Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
УУД направлена на достижение следующих целей:

Предметные:
 освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений;  научить детей смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений;  научить детей соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования;  активировать созидательную деятельность по изучению и охране окружающей среды  формировать систему знаний об экологических проблемах;  учить овладевать методами практической работы экологической направленности;  обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения 3

Личностные:
 формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни
Метапредметные:
 развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;  развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
Ожидаемый результат:
 повышение коммуникативности;  появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;  умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с литературой;  ведение здорового образа жизни.  создание проектов по защите окружающего мира, гармонии с окружающим миром  проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальнее особенности человека 4

Содержание курса:
Введение. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Иркутской области. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний. 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Всего часов Теория Практика Экскурсия 1. Вводное занятие 1 1 2. Науки о природе 6 2 2 2 3. Вода 1 1 4. Растения 4 2 1 1 5. Грибы 2 1 1 6. Многообразие животных родного края 8 5 2 1 7. Зависимость человека от природы. 9 7 2 8. Обобщение знаний. 1 1 Итого: 32 6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Темы занятий Содержание занятий Количество часов Из них теория Из них практика Дата По плану/ По факту 1 Введение Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе. 1 1 07.09 2 Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». 1 0.5 0.5 14.09 3 Наблюдения в природе, описание живых объектов. Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. Условия, в которых мы живем 1 1 21.09 4 Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Презентация. Фильмы 1 0.5 0.5 28.09 5 Особенности весны, лета, осени, зимы. Просмотр учебного фильма 1 0.5 0.5 05.10 6 Неблагоприятные и необычные явления природы. Цунами. Наводнения. Землетрясения. Торнадо. Заморозки 1 0.5 0.5 12.10 7 Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края Групповая проектная деятельность 1 1 19.10 8 Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Круглый стол 1 1 26.10 9 Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» 1 0.5 0.5 09.11 7
Кто и как живет рядом с нами Мир растений и человек 10 Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Экскурсия в лес 1 1 16.11 11 Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Круглый стол 1 1 23.11 12 Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Иркутской области. Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края 1 0.5 0.5 30.11 13 Грибы - удивительное царство. Грибная викторина 1 1 07.12 14 Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Игра: «Что растет в родном краю». 1 1 14.12 15 Многообразие животных родного края Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. 1 1 21.12 16 Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. 1 1 28.12 17 Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Презентация 1 1 18.01 18 Древние ящеры и современные ящерицы. Учебный фильм 1 1 25.01 19 Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Прогулка – наблюдение в лес 1 1 01.02 8
20 Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. 1 1 08.02 21 Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». 1 0.5 0.5 15.02 22 Млекопитающие родного края. Доклады детей 1 1 29.02 23 Домашние животные. Кормление и уход за ними. Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.) 1 1 14.03 24 Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Презентация «Человек и природа» 1 1 04.04 25 Зависимость человека от природы. Просмотр учебного фильма. 1 0.5 0.5 11.04 26 Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Опытно - исследовательская работа: рассматривание листа алоэ через лупу. 1 1 18.04 27 Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли. Охотники. Охота в древности и современная. Традиции, принятые на охоте. Рыбалка. Как ловили рыбу люди в древности, и как ловят современные. Традиции на рыбалке 1 0.5 0.5 25.04 28 Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Природа: зачем она нужна. Если бы не было зеленых растений. Загрязнения окружающей среды. Гармоничное отношение к природе 1 0.5 0.5 02.05 29 Отрицательное воздействие человека на природу. Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих 1 1 09.05 9
знаков. Выставка и обсуждение знаков. 30 Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Творческая деятельность: рисунки «Я - человек – часть природы» 1 1 16.05 31. Что охраняют в заповедниках и заказниках. Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края 1 1 23.05 32. Обобщение знаний. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Иркутской области. Прогулка-путешествие. 1 0.5 0.5 30.05 10
Темы проектов: 1 Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края 2 Маскировка животных 3 Поведение рыб в воде 4 Поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. 5 Как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.) 6 Нормы и правила поведения в природе: «Азбука поведения в природе» 7 Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков 8 Чем помогает кожа?

Литература:
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. 2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004. 3. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999. 4. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996. 5. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001. 6. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004. 7. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003 8. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000. 9. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001. 10. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002. 11. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000. 12. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002. 13. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001. 14. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000. 15. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003. 16. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001. 17. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003. 18. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. Литература для учащихся (в нашей школьной библиотеке): 1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе.- М.: «Детская литература», 1985. 2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: «Просвещенье», 1991. 3. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.-«Просвещенье», 1991. 4. Новицкая Г. Еще грибами пахнет лес.- Ленинград.: «Детская литература», 1985. 5.Пришвин М.М. Кладовая солнца: рассказы и сказка- быль. АСТ, 2002. 6. Сетон- Томпсон Е. Рассказы о животных.- М.: «Детская литература»,