"Использование ИКТ на уроках русского языка как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока"

Автор: Чистякова Евгения Сергеевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Жирновская СОШ"
Населённый пункт: Омская область, Называевский район,сюЖирновка
Наименование материала: Индивидуальный план профессионального самообразования
Тема: "Использование ИКТ на уроках русского языка как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока"
Дата публикации: 03.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Жирновская средняя общеобразовательная школа

Называевского муниципального района

Омской области»

Индивидуальный план профессионального

самообразования

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Жирновская средняя общеобразовательная

школа

Называевского муниципального района

Омской области»

Чистяковой Евгении Сергеевны

на 2013-2017 год


Тема самообразования:



«Использование ИКТ на уроках русского языка как

средства технического обеспечения и повышения

эффективности урока»

Чем легче учителю учить, тем

труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, тем

легче ученику. Чем больше

будет учитель учиться сам,

обдумывать каждый урок и

соразмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за

ходом мысли ученика,… тем

легче будет учиться ученику



Л.Н.Толстой

Цели моей работы:

— повышение мотивации обучения,

— развития познавательной активности учащихся,

— стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Задачи:

— воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с

дополнительной литературой, используя возможности компьютера,

Интернета;

— вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное,

использовать на уроке;

— повышать эффективность урока, развивая мотивацию через

использование ИКТ


В Стратегии модернизации образования подчеркивается

необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях,

повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки

анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу

учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной

деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения,

построенной на основе современных информационных технологий,

реализующей принципы личностно

ориентированного образования. Информационные технологии,

рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения,

не только облегчают доступ к информации, открывают возможности

вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и

дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие

всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой

ученик был бы активным и равноправным участником образовательной

деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный

процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи

развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем

самостоятельной работы учащихся.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной

дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так

как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким

и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка,

литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор

учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать

языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает

общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение

учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника

становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода

«навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном

море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя –

«учить оптимальному выбору индивидуального образовательного

маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…».

Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к

различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают

не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для

этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Управление обучением с помощью компьютера приводит к

повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной

деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как

средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно

– педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит

эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель –

класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей


программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и

программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально

меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя.

Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно

влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную

структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для

создания благоприятных условий работы по осмыслению

орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах

используются разнообразные формы наглядности, которые способствуют

различным способам организации и предъявления теоретического

материала (в виде таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не

только статичную информацию, но и различные языковые явления в

динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука,

пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый

уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного

методов обучения).

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет

разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать

внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания

и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным

материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы

возможности новейших информационно-коммуникационных технологий.

Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point.

Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке,

при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном

этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и

рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть

показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и

превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране

также могут появляться определения, которые ребята записывают в

тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает

рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для

выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить

презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в

образовательную деятельность. Причём презентация может стать

своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт

возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать

формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю

возможность для:

• информационной поддержки;

• иллюстрирования;

• использования разнообразных упражнений;

• экономии времени и материальных средств;

• построения канвы урока;

• расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:


• концентрация внимания;

• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной,

ассоциативной;

• повышение интереса к изучению предмета;

• возрастание мотивации к учёбе.

Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче

воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера.

Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические

схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное,

а тестовые программы позволяют объективно оценить знания

учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить

время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей

проверкой активизируют внимание учащихся,

формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов,

иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов,

воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не

только видит, он переживает эмоции.

Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал:

«Именно эмоциональные реакции должны составить основу

воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание,

учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться

о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание

может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые

средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие

усвоить содержание урока.

Как я использую возможности компьютера, хочу показать на

примере урока в 7 классе по теме «Образование и правописание наречий».

По типу это урок систематизации и обобщения изученного материала.

На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми

карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы,

практические задания. Такая презентация может представлять собой

отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как

включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

Комментарии к презентации

На первом слайде презентации записаны слова К. Паустовского.

Нет

ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать

русским словом.

Второй слайд представляет собой текст для работы над обобщением

изученного о наречии.


Практическая работа после этого этапа проводится в рабочей тетради

«Комплексный анализ текста», где выполняется морфологический разбор

наречия. Небольшой объяснительный диктант и индивидуальная работа у

доски развивают навык нахождения наречий в тексте, их отличие от других

частей речи.

Третий слайд

предлагает выполнить задание «Подскажи словечко»,

где нужно заменить неделимые устойчивые сочетания слов

(фразеологизмы) одним наречием. Это задание даёт возможность

вспомнить материал 6 класса о фразеологизмах и провести работу по

употреблению наречий в своей речи.

Вторая часть слайда появляется

после того, как дети записали ответы в тетради. Осуществляется

коллективная проверка (по цепочке). Далее предлагается составить

предложения с использованием фразеологизмов и наречий-синонимов.

После чего делается вывод о том, что «Наречия делают речь более точной и

выразительной».

Следующий слайд – кроссворд, в котором ученики образуют наречия

из прилагательных. Совместными усилиями делается вывод об

образовании наречий.

Пятый слайд используется в качестве ключа для взаимопроверки.

Шестой слайд представляет собой красочную схему «Наречия на - а,

-о.». Вывод о правописании а-о на конце наречий. А также практическое

задание, выполняемое по вариантам, с последующей взаимопроверкой,

проверяющее, как дети усвоили этот вывод.



Седьмой слайд

предназначен для ознакомления с правилами

дефисного написания наречий. Используя данные схемы,

ученики выполняют упражнение учебника в тетрадях и на доске.

На последнем слайде презентации записаны слова К. Паустовского.

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из

великих языков мира. Делаются выводы о пройденном на уроке.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и

приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию

творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную

методику к требованиям современной жизни, помогают формировать

основные ключевые компетентности.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать

разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем

материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации,

таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение

находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном

классе развивают умение учащихся работать с компьютером,

самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не

только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим

оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного


проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power

Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.



Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы

Кирилла и Мефодия. Такие уроки разработаны практически по всем предметам

школьного курса. Дети очень любят занятия в кабинете информационных

технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими

таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием,

проверочными тестами.

Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их

произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет

разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина

«Евгений Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского,

дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»;

знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться

романсом «Я помню чудное мгновенье».

На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике

Лермонтова, звучит романс «И скучно, и грустно». Видеоматериалы

помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и

творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является

историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение

незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают,

например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и

повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по

фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал

находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый

урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы».

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного,

расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать

обширный литературоведческий материал.

Важной задачей преподавания в современной школе является

необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение

видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого класса,

есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с

тестами при сдаче ЕГЭ.

О продуктивности системы работы по формированию

коммуникативной компетенции учащихся через

использование ИКТ на

уроках русского языка и литературы свидетельствуют высокие результаты

итоговой аттестации в 11 классе. В 2005/06 учебном году

результатом ЕГЭ

по русскому языку стало качество обученности 70%, в 2008/09 учебном году

средний балл – 60 при общей успеваемости – 100%, а также экзамен по

литературе в 9 классе – качество

86%

. Выпускники выбрали

защиту

реферата как форму итоговой аттестации. Экзаменационной комиссии


учащиеся представили свои исследовательские работы,

которые сопровождалась компьютерной презентацией. Это

свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции

выпускников.

Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по

русскому языку и литературе (Классные часы, «Театральная студия

«Маски»), и в исследовательской работе («Шаг в будущее»).

Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают

тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют

сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают

тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады,

рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды,

дидактический материал.

Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество

учебного процесса. Использование ИТ дает положительные результаты:

развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает

их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного

процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению

навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в

системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и

интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление,

значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым

материалом.

Информационные технологии значительно расширяют возможности

предъявления учебной информации. ИКТ вовлекают учащихся в учебный

процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,

активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном

процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и

управления процессом их выполнения.

ИКТ позволяют качественно

изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость

управления учебным процессом.

Компьютер способствует формированию

рефлексии у обучающихся. Обучающая программа дает возможность

ученикам наглядно представить результат своих действий. Можно

систематизировать, где и как целесообразно использовать

информационные технологии в обучении, учитывая, что современные

компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты,

графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные

фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео,

качество которого не уступает телевизионному: 1) при изложении нового

материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические

программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление

изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы,

н.: «КМ-школа»); 3) система контроля и проверки (тестирование с

оцениванием, контролирующие программы н.: «Фраза»); 4)

самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа

"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при


возможности отказа от классно-урочной системы: проведение

интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет

создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование

современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных

способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Задачи перед

информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества

подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе

современных информационных технологий; 2) применение активных

методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной

составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов

образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4)

адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным

особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных

технологий обучения, способствующих активизации познавательной

деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и

методов информатики для эффективного применения в профессиональной

деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в

обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного

обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения

учебного процесса.

В 1999 году школа получила статус «Городской экспериментальной

площадки» по использованию информационных технологий в

образовательном процессе. В рамках реализации данной программы дети

получают возможность участвовать в Интернет–олимпиадах, конкурсах.

Так в 2008-2009 учебном году команда 9-11 классов нашего

образовательного учреждения заняла

I место

в XIII-ой Всероссийской

дистанционной эвристической олимпиаде (исследования) по русскому

языку.

Конечно, важным для любого учителя являются возможности,

которые предоставляет ему школа для проведения уроков с

использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В нашей

школе функционируют четыре кабинета информатики с компьютерами и

мультимедийными проекторами, то есть созданы условия для

формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках

русского языка и литературы через использование ИКТ. Тем не менее,

хочется надеяться, что в скором времени у каждого методического

объединения появится компьютерное место, которое, кроме ПК, будет

оборудовано проектором и экраном.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении

информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач

других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом,

с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо

сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и

навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть

нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и

литературоведческих терминов.


Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

-

работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)

- работа с ресурсами Интернет.

В своей работе я использую готовые программные продукты (прикладное

программное обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный

интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1С:

Образование»: Морфология.Орфография. 5-6 классы, электронные

приложения к слайд - комплектам по литературе для 9 - 11 кл. (Центр

"Планетариум", Москва), Интернет – ресурсы, текстовые материалы,

тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков и

созданные самими обучающимися.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель

перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится

разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны,

повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня

технологической и методической подготовленности. Появилось новое

направление деятельности педагога - разработка информационных

технологий обучения и программно-методических учебных комплексов. В

заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда

информация становится высшей ценностью, а информационная культура

человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности,

изменяются и требования к системе образования, происходит существенное

повышение статуса образования.