"Системы оценивания при реализации требований ФГОС ООО на уроках технологии".

Автор: Седых Елена Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Системы оценивания при реализации требований ФГОС ООО на уроках технологии".
Дата публикации: 03.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Системы оценивания при реализации требований ФГОС ООО на уроках технологии.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счѐт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путѐм создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счѐт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Необходимо отметить отличие системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания: 1. подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями; 2. целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов; 3. учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. При оценивании достижения планируемых результатов освоения ООП я руководствуюсь следующими принципами: - оценивание является постоянным процессом; - в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание; - оценивание может быть только критериальным, критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям4 - оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества; оценивать можно только то, чему учат; - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно); - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает: 1. включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии), при этом этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал; 2. использование критической системы оценивания, т.е. содержать указания на определѐнные недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности. В соответствии с вышеизложенными принципами я разрабатываю уровневое домашнее задание. Например, домашнее задание по теме: «Завтрак» в 5 классе 3 уровня:
*На «3» или я могу найти пословицы о завтраке и дать к ним комментарий; или я могу узнать в интернете, сколько калорий содержат продукты, входящие в состав блюд моего завтрака. Отметить для себя низкокалорийные и высококалорийные продукты (на выбор). *На «4» я могу найти новые способы складывания салфеток (на выбор). *На «5» я могу постараться в выходной день приготовить завтрак для себя или всей семьи, чтобы порадовать близких (на выбор). Отзывы о завтраке принесу к следующему уроку. Перевод балльной шкалы оценивания успешности ученика в обычную 5-балльную делает сам процесс оценивания прозрачным для учителя и ученика. Например: проверочная работа в 5 классе по «Кулинарии» Разделите нижеперечисленные слова на две группы: завтрак, обед. борщ, омлет, бутерброды, какао, макароны, чай, котлеты, салат, яйцо. Вставь пропущенные слова: 1. Овощи, предназначенные для приготовления отварных блюд, опускают в ___________________________ и варят при ___________________________. 2. Свеклу и морковь варят ________________________. 3. При варке овощей уровень воды должен быть выше уровня овощей не более чем ___________. 4. Чтобы уменьшить потери витамина С, овощи варят при _______________________________________. 5. Картофель и морковь можно варить не только в воде, но и _____________. 6. Овощные отвары рекомендуется использовать для приготовления _________________ и _____________________. 7. Винегрет – разновидность салата, в состав которого обязательно входит _____________. Ответ: 1.Горячую воду, при медленном кипении. 2. Без соли. 3. 1-1,5 см. 4. Закрытой крышке. 5. На пару. 6. Супов и соусов. 7. Свекла. Рефлексия Задание: Вставьте правильные слова. … - это пища, предназначена для еды утром, до обеда. Дети, которые получают …, лучше развиваются, более успешны в учебе. Молочные продукты - …, …, …, незаменимый источник …, который необходим для детского организма. Сервировка – это ...и… стола для приема пищи. Салфетки из … и ткани украшают стол. Ответ : Завтрак - это пища, предназначена для еды утром, до обеда. Дети, которые получают витамины, лучше развиваются, более успешны в учебе. Молочные продукты - молоко, творог, сметана , незаменимый источник кальция , который необходим для детского организма.
Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Салфетки из бумаги и полотна ткани украшают стол. Критерии 20-18 ―”5” 17-14 ―”4” 13-10 ―”3” 9 < ―”2” Таким образом, критерии оценивания, предложенные учащимися, делают процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей. Такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогает ученику сформировать объективную самооценку и осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создает мотивацию для самосовершенствования. Ученик становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.