"Велика истинная цена хлеба"

Автор: Шириндиви Татьяна Дарымбаевна
Должность: воспитатель пришкольного интерната
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Нарын Эрзинского кожууна Республики Тыва
Населённый пункт: с.Нарын Эрзинского района Р.Т.
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Велика истинная цена хлеба"
Дата публикации: 04.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Внеклассное мероприятие «Велика истинная цена хлеба»
Цель:
воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу, труду хлебороба.
Подготовка к празднику.
Ребята могут собрать и записать на большом листе бумаги пословицы, поговорки, песни о хлебе, выпустить стенгазету «Хлеб всему голова!», провести в комнатах конкурс рисунков, посвященных к хлебу и тем, кто его выращивает; подготовить литературно – музыкальную композицию. Пост бережливых может провести в столовой рейд, посмотреть , как относятся к хлебу малыши старшеклассники; выпустить молнию» о результатах рейда; узнать у работников столовой, сколько хлеба попадает в отходы. Зал, где будет проходить праздник, ребята оформляют плакатами, строками из стихов, пословицами и поговорками о хлебе. Подготовить выставку репродукций картин русских художников (можно использовать открытки).
Ход мероприятия:
Звучит фанфары, затем с песней «Гимн хлебу» (сл. В. Бокова, муз, А Тумашева) празднично украшенная колонна ребят входит в зал. Впереди колоны идет Урожай – мальчик в желтом костюме, на котором нарисованы стебли пшеницы. За ним движется колесница, на которой поставлен изготовленный юными художниками "сноп», перевязанный красным полотнищем. К полотнищу прикреплены разноцветные ленты, концы которых держат девочки с венками на головах. Группа ребят несет в руках искусно сделанные из бумаги колосья. В такт музыке они наклоняют колосья то вправо, то влево, что ветер колышет поле пшеницы. Далее выносят «чашу изобилия», наполненную фруктами и украшенную колосьями из бумаги. На вышитом полотенце несет хлеб – соль девочка в русском национальном костюме. За ней идут малыши, одетые в костюмы колосков. По команде Урожая участники шествия устанавливают на видном месте «сноп» и «чашу изобилия». На сцену выходит ведущий.
Ведущий
: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «хлеб – это жизнь», «хлеб – кормилец», «Хлеб в закромах – счастье в домах», «Хата бела, но без хлеба бедна», «Без золота проживешь, а без хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска». Каждая такая пословица – а их великое множество – выстрадана людьми во время неурожаев. И глубокий смысл слов: «Нет хлеба, нет жизни» - человек познает сполна, лишь на себе испытав, что такое голод. Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. Мы порой забываем об истинной цене хлеба. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб! Семена, машины и механизмы, удобрения, тока, элеваторы, мельницы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб. Его стоимость складывается из стоимости машин и механизмов, всех работ, связанных с обработкой земли, посевом, уборкой урожая, его дальнейшей переработкой.
Урожай
. Слыша добрые вести, Видя силу страны, Хлебу мы честь по чести Поклониться должны. 1 – й колосок: Нужны нам и мясо и фрукты… Однако коль строго судить, Жить можно без многих продуктов – Без хлеба вовек не прожить.
2 – й колосок: Всему голова и основа, В нем труд хлеборобов, их пот. И хлебушком – ласковым словом – Зовет его часто народ. 3 – й колосок: Какое без хлеба застолье? Еще с незапамятных дней Не зря на Руси хлебом – солью Встречают желанных гостей. К Мусорин
Урожай
: Хлеб – народное богатство. На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже меленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Если остались несъеденные кусочки, сделайте из них сухарики, испеките запеканку, оладьи. Помните: если каждый из нас выбросит в день пол – ломтика хлеба, то за год наберется 7 килограммов, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 миллионов человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из – за нашего небрежного отношения к хлебу, понесло убыток более 97 миллионов рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значить, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь… Выходят чтецы. Чтец 1. Мальчишке было десять лет, Он шел по переулку И нес в плетенке хлеб, Жуя дорогой булку. В пути груженную песком Он встретил пятитонку И недоеденным куском Швырнул он ей вдогонку… Но если бы думал мальчик тот О зернышке – о чуде, И сколько мыслей и забот В него вложили люди, О том, что знает вся страна: Пусть от озимой травки, Путь от проросшего зерна До хлеба на прилавке; О том, что хлеб пришел не вдруг От копен желтокудрых, А через сотни сильных рук И механизмов мудрых… А вот сбирал бы паренек Колосья меж стогами, Так не лежал бы тот кусок, Растоптанный ногами… И.Кончаловская. Звучит песня «Слава русскому хлебу» Чтец 2. Был хлеб всегда в почете на Руси – Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? – Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.
Они припомнят город без огней, Когда враги стояли на пороге, И долгих девятьсот блокадных дней… Снарядов свист…Воздушные тревоги… Мела метель колючая, мела… За нею голод шел в дома по следу… И не было ни хлеба, ни тепла. Была лишь вера твердая в победу! В.Суслов. Чтец 3. Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители – 125 граммов. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все- таки он помог ленинградцам выстоять. Чтец 4. Вот что писала газета «Ленинградская правда» 22 января 1942 года: «… ленинградские рабочие, работницы, студенты и школьники терпеливо сносят все тяготы и лишения, мужественно идут на все жертвы, каждым часом своей работы, каждым днем своей жизни, каждым часом своей борьбы демонстрируют перед всем миром силу советского народа, неукротимую волю к победе», Чтец 5. Ленинградцы получили помощь с «большой земли» по ленинградской ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал её дорогой жизни. Чтец 6. Дорогой жизни шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих ко многим. Еще не знают на земле Страшней и радостной дороги. О.Берггольц. Звучит «Баллада о ледовой трассе» (сл. В. Суслова, муз. Я.Дубровина). Чтец 1. Во время блокады от голода умерли 641803 ленинградца. На Пискаревском кладбище – тысяча могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда…» Звучит «Реквием» А.В. Моцарта. Чтец 2. В Ленинграде – это было в пятидесятые годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они ещё не ехали на Невском), за сигналили машины, засвистели милиционеры и как – то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что – то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что – то подняла и, приложив к груди, шла обратно.… Подойдя к шумевшей толпе, протянуло руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто – то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба. Ученик. На невском замерло движенье… Не ночью, нет – сред бела дня. На мостовой, как изваянье. Фигура женщины видна. Там, на дороге, как во сне, Седая женщина стояла – В ее протянутых руках Горбушка черная лежала. Ученица. Нет, не горбушка, а кусок, Обезображенный бездушьем, Размятый множеством машин И все забывшим равнодушьем… А женщина держала хлеб И с дрожью в голосе шептала: - Кусочек этот бы тогда… И сына я не потеряла.
- Кусочек этот бы тогда – Кусочек этот бы тогда… Кто осквернил? Кто позабыл? Блокады страшные года… Ученик. Им не достался тот кусок, Лежащий здесь – у ваших ног. Кусок, не подаривший жизнь… Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь. Кто предал хлеб? Чтец 4. Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумайтесь в слова писателя М. Алексеева: «Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще раз вспомним о руках, посеявших этот хлеб». Девочка в национальном русском костюме выносит на расшитом полотенце большой каравай хлеба. Девочка. Вот он хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой, Вот он – теплый, золотистый – Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал – пришел. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло! Ведь не сразу стали зёрна Хлебом, тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. К хлебу все имеет отношенье – Русский хлеб причастен ко всему: К дружбе наций, к спутников движенью, К миру, к правде, к счастью твоему. Л. Татьяничева. Все участники. Слава хлебу и рукам, что его растили! Слава! Слава! Слава! Звучит «Песня о хлебе». (Сл. В. Дюкова, муз. О. Фельцмана)
Использованная литература: Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. / Авт. – сост.Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.:ВАКО, – 108 – 115 с.