"Здоровьесберегающие технологии как способ профилактики эмоционального выгорания среди педагогов ДОУ"

Автор: Пикулина Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 12
Населённый пункт: г. Алексеевка, Белгородская область
Наименование материала: описание опыта работы педагога
Тема: "Здоровьесберегающие технологии как способ профилактики эмоционального выгорания среди педагогов ДОУ"
Дата публикации: 04.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Здоровьесберегающие технологии как способ профилактики

эмоционального выгорания среди педагогов ДОУ»

Автор
: Пикулина Наталья Александровна, старший воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №12 г. Алексеевки Белгородской обл. Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответственность за благополучие воспитанников, серьезные нововведения в системе дошкольного образования – все эти факторы могут стать потенциальными причинами возникновения нервно-психического напряжения и, как следствие, синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью жизни организации. Обеспокоенность управляющего звена ДОУ выгоранием сотрудников, объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень серьезные К основным факторам, которые обуславливают эмоциональное выгорание педагога, можно отнести ежедневные рабочие, эмоциональные перегрузки, высокий динамизм, нехватку времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевую неопределенность, социальную оценку, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Так же сюда можно отнести наличие ежедневных стрессовых ситуаций, которые возникают в учебном процессе (Л. М. Митина, Р. В. Овчарова). Так же педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют, в основном, женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.).
Проблема:
синдром выгорания наносит ущерб здоровью педагогу, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций, что, конечно же, отражается на результатах работы и детях. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования. Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели
преодолевающего поведения или копинг-стратегии. Изучение стрессоустойчивости и механизмов копинг-поведения приобретает особую актуальность в связи с отсутствием единой теории, адекватно поясняющей особенности и специфику совладающего поведения в профессиональной деятельности данной группы специалистов. Наряду с актуальностью темы, выявлено
противоречие
между необходимостью ведения работы по преодолению и предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания в ДОУ и недостаточностью изучения влияния копинг-поведения Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций (Р. Лазарус). Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг - стратегии. Знание особенностей механизмов копинг –поведения, лежащих в основе формирования стрессоустойчивости педагогов, поможет строить более целенаправленные программы для профилактики выгорания и выработки педагогами продуктивных копинг –стратегий, направленных на повышение адаптационного потенциала и сохранение копинг - ресурсов личности. В связи с этим, старший воспитатель в плотную занялся вопросом изучения влияния копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности педагога. Длительность работы над опытом составляет 3 года и охватывает период с 2011 по 2014 год.
I этап – начальный
(2011 г.): выявление проблем и противоречий, возникновение идеи опыта, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик, сбор информации, мониторинг.
II этап – основной
(2011 – 2013 гг.): разработка и реализация системы работы по профилактике и преодолению эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
III этап – заключительный
(2014 г.): проведение итогового мониторинга. Обобщение результатов. Распространение опыта работы. Новизна опыта состоит в формировании такого копинг-поведения, при котором степень эмоционального выгорания личности педагога будет минимальна. Работа по формированию адаптивного копинг-поведением в рамках теории сохранения ресурсов как способа профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ предполагала совместную деятельность педагогов и управленческого звена. Участники (педагоги ДОУ): посещают занятия в добровольном порядке, согласно графику. Если сотрудник не сможет придти, об этом он сообщает старшему воспитателю; все занятия посещаются добровольно.
Старший воспитатель: формирует список всех сотрудников с адресами и телефонами, оповещает о дате начала занятий; организует проведение занятий; осуществляет подбор информационного материала. Педагог-психолог: опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, поведения человека, взаимоотношений между сотрудниками, педагог-психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода и групповых занятий с сотрудниками, определяет его способности, причины профессионального выгорания и пути их психологической коррекции. Основными направлениями профилактики профессионального выгорания сотрудников являются: психологическая поддержка; психологическое консультирование; психологическая коррекция. Основные методы: психологическое просвещение; психологическое консультирование; психологическая диагностика; психологические беседы; психологическая коррекция; другие индивидуальные и групповые методы психологической работы. Формы работы: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Четкая организация работы в организации, рациональный режим труда педагогов. 3. Организация рабочего места сотрудников с учетом эргономических требований. 4. Тесное взаимодействие руководителей с персоналом. 5. Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам психологического здоровья. 6. Использование системы материальных и нематериальных форм поощрения сотрудников для подкрепления эффективного для организации и полезного для педагогов стиля работы. 7. Организация коллективных праздников, нацеленных на поддержание здорового образа жизни. Динамика результативности работы по формированию конструктивного копинг-поведением как способа профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ отслеживалась в конце каждого учебного года. Итоговый мониторинг показал следующие результаты: у 100% испытуемых фаза резистенции и истощения не сформированы; у 98% не сформирована фаза напряжения, в стадии формирования находится у 2%. Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что развитие навыка использования адаптивных копинг - стратегий, расширение спектра используемых ресурсов у педагогов помогло снизить выраженность негативных проявлений эмоционального выгорания, сделало совладающее поведение более гибким, расширило адаптационные возможности и повысило стрессоустойчивость. Исходя из сказанного, становится очевидной необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные
ресурсы, способствующей социально адаптивному, здоровому функционированию педагога.
Библиографический список
1. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 271 с. 2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 1999. – 28с. 3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. /Н.Е. Водопьянова – М.: Питер, 2008. – 336 с. 4. Грановская, Р.М. Психологическая защиты / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с. 5. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 136 с. 6. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Р. Лазарус. – М.: Медицина, 1966. – 466 с. 7. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 260 с. 8. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Митина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 9. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Медицина, 1962. – 54 с.