"Сложносокращенные слова"

Автор: Игнатюк Юлия Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Анива, Сахалинская область
Наименование материала: конспект открытого занятия
Тема: "Сложносокращенные слова"
Дата публикации: 04.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ф.И.О. Игнатюк Юлия Олеговна.

Должность: педагог дополнительного образования.

Тема: «Сложносокращенные слова».

Объединение: «Грамотейка».

Программа: «Русский язык и современная молодежная субкультура».

Год обучения: II .

Возраст учащихся: 12 лет.

Тип занятия: изучение новой темы.

Цель:
создать условия для формирования языковой и учебно- исследовательской компетенций учащихся через освоение теоретических знаний, практических навыков учащихся и развитие умения работать в группе, что будет способствовать воспитанию таких базовых качеств личности как самостоятельность, коммуникативность, ответственность за результаты своей деятельности.
Задачи:

Обучающие:
- формирование навыка опознавания, правильного написания сложносокращённых существительных и употребления их в речи;
Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся, мышления, культуры речи;
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, интереса к предмету за счет новой формы представления материала, в целом любви к языку.
Оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, толковый словарь, карточки, тексты.
Макет доски с текстом.
Второе декабря Част ь слова + слов о
Часть

слова +

часть

слова

Аббре-

виату-

ра

Структура занятия.
1. Организационный этап. 2. Актуализация знаний. 1
3. Постановка темы, цели занятия. 4. Объяснение нового материала. 5. Физкультминутка. 6. Закрепление полученных знаний. 7. Итог. Рефлексия.
Ход занятия.

Этап работы

Содержание этапа

1.

Организацион

ный момент

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся
Педагог приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию:
«Здравствуйте,

ребята! Я рада видеть

вас на нашем

занятии. За окном –

холодно. Давайте

создадим в нашем

кабинете тёплую

обстановку и

улыбнемся друг другу».
Слайд 1.
Откройте ваши

тетради и запишите

число: Второе

декабря. Тему мы

запишем позже.
Учащиеся готовы к началу работы. Записывают в своих тетрадях число.
2.

Актуализация

знаний.

Деятельность

педагога.

Деятельность

учащихся.
-
Для начала предлагаю

вам небольшую

самостоятельную
2

работу.
Работа с таблицей. Слайд 2. -
Образуйте сложные

существительные».

Запишите в тетрадях

только сложные

существительные.

Давайте проверим,

как вы справились с

этим заданием.
Слайд 3.
-Молодцы!

Справились отлично!
Учащиеся выполняют работу в тетрадях.
(Мореход, костоправ,

трубочист,

сталевар, самосвал,

воздухоплаватель,

кофемолка,

полководец).
Учащиеся проверяют правильность выполненного задания.
3.

Постановка

темы, цели

занятия.

Деятельность

педагога.

Деятельность

учащихся.

- Сегодня мы с вами

узнаем, какие слова

называются

сложносокращен-

ными, научимся

определять их род, а

также находить их в

тексте.
Учащиеся записывают 3

-Запишите тему

нашего занятия:

«Сложносокращенные

слова».
Слайд 4. тему занятия.
4.

Объяснение

нового

материала.

Деятельность

педагога.

Деятельность

учащихся.
Слайд 5.
- Подумайте, чем

отличаются слова

первого столбика от

слов второго?

- Верно! В левом

столбике – сложные

слова, в правом -

сложносокращенные.

- А как же образуются

сложносокращенные

слова? Обратите

внимание на таблицу

«Способы образования

сложносокращенных

слов»
Слайд 7
.

- Давайте запишем

способы образования
Участвуют в беседе, объясняют, доказывают свою точку зрения. (В левом столбике – сложные слова, в правом – сложносокращенные). Учащиеся размышляют, высказывают предположения. (Сложносокращенные слова образуются путем сложения частей слов, путем сложения первых букв слов, путем сложения звуков). 4

сложносокращенных

слов.
Слайд 8.
Образуйте

сложносокращённые

слова по образцу:

- Для того чтобы

определить род

сложносокращенного

слова, необходимо

расшифровать его,

например:

ЗАПИСЫВАЮ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА

ДОСКЕ!!!

МЧС предупредил… о

возможной опасности

МЧС – министерство

по чрезвычайным

ситуациям. Главное

слово – министерство

-среднего рода,

следовательно МЧС

предупредило о

возможной

опасности.

Молодцы!
Учащиеся записывают способы образования сложносокращенных слов и примеры. Учащиеся устно выполняют задание (стенгазета, спортклуб, детсад, зоопарк, лесное хозяйство), приводят примеры: главбух, спецкор, санчасть. Учащиеся находят толкование слова, записывают его. Приводят примеры аббревиатур: ЦРУ, ДНК, США, РФ, ДДТ… 5

- Ребята, знаете ли

вы, что такое

аббревиатура?

- Давайте найдем это

слово в толковом

словаре и запишем.

Приведите примеры

аббревиатур.

- Сейчас мы проверим,

насколько хорошо вы

поняли материал.

Исправьте ошибки.
Слайд 9
.
Учащиеся выполняют задание, затем проверяют на слайде.
5.

Физкульт-

минутка.

Деятельность

педагога.

Деятельность

учащихся.

- Давайте немного

подвигаемся. Зарядку

проведет Влад.
Учащиеся выполняют физические упражнения: круговые вращения головой, рывки руками, наклоны влево и вправо, прыжки.
6.

Этап

закрепления

полученных

знаний.

Деятельность

педагога.

Деятельность

учащихся.

- Сейчас вам

предстоит работа в
Учащиеся записывают исправленный текст. 6

паре. «Перед вами

текст, который

необходимо

отредактировать:
«Мы, шестиклассники, очень любим свою школу. Для занятий в различных секциях нам предоставляется спортивный зал. Заботясь о нашем здоровье, врачи делают прививки в медицинском пункте. Заведующий учебной частью посещает наши уроки, а заведующий хозяйством помогает организовывать субботники. За активное участие в жизни школы мы были награждены поездкой в театр юного зрителя».
- А сейчас каждый из

вас поработает

самостоятельно. В

карточках, которые

лежат у вас на

партах поставьте

крестик в той клетке,

где находится

правильный ответ.

(ГАИ -

Государственная

автомобильная

инспекция, ПТУ –

профессионально-

техническое училище,

ООН – организация

объединенных наций)
Затем коллективная проверка. Учащиеся читают текст по цепочке. «Мы, шестиклассники, очень любим свою школу. Для занятий в различных секциях нам предоставляется спортзал. Заботясь о нашем здоровье, врачи делают прививки в медпункте. Завуч посещает наши уроки, а завхоз помогает организовывать субботники. За активное участие в жизни школы мы были награждены поездкой в ТЮЗ». Работа по карточкам:


п/п

Аббев

иатура

му

ж.

ро

д

же

н.

ро

д

с

р.

р

о

д

мн.

чи

сло

1.

НЛО

2.

ПК

3.

ГАИ

4.

ЧП

5.

США

6.

ПТУ

7.

ОБЖ

8.

ДК

9.

МЧС

10.

ООН
Взаимопроверка. 7

- Внимание на экран.
Слайд 10.
-Правильно

произнесите

аббревиатуры.

- Молодцы! Отлично

справились с

заданием.

- Сейчас мы с вами

будем заполнять

таблицу.
Слайд 11.
- Проверим, что у вас

получилось.
Слайд 12. Учащиеся хором произносят аббревиатуры. Учащиеся заполняют таблицу на доске, затем проверяют. 8

7.

Итог.

Рефлексия.

- На нашем занятии

мы с вами

познакомились с

понятием

«сложносокращенные

слова». Давайте

подведем итоги.
Слайд 13.
- Какую цель мы с

вами ставили в начале

занятия?

- Достигли мы ее?

- Сейчас каждый из
Ответы учащихся: Сложносокращенным и называются слова, состоящие из сокращенных ____ (основ) слов. Сложносокращённые слова образуются путём соединения усечённых____ (основ), начальных ______(букв) или ______(звуков). Аббревиатура – это__________ сокращённое название слов в словосочетании, чаще всего состоящее из первых букв слов или из начальных частей слов. Узнать, какие слова называются сложносокращенными , уметь находить их в тексте, а также определять их род, Цель достигнута. 9

вас подумает и

скажет:

-Что нового вы

сегодня узнали?

-Что вам

запомнилось?

- Большое спасибо за

занятие. Каждый

проявил себя на

занятии. Влад провел

интересную зарядку,

Родион нашел в

словаре слово, Даша

верно отвечала на

вопросы, Таня

быстрее всех

справилась с заданием

и определила род

сложносокращенных

слов. Влад исправил

все ошибки в

образовании

сложносокращенных

слов.

- Мне было приятно с

вами работать. До

встречи!
10

Самоанализ открытого занятия

по теме «Сложносокращенные слова».

Цель:
создать условия для формирования языковой и учебно- исследовательской компетенций учащихся через освоение теоретических знаний, практических навыков учащихся и развитие умения работать в группе, что будет способствовать воспитанию таких базовых качеств личности как самостоятельность, коммуникативность, ответственность за результаты своей деятельности.
Задачи:

Обучающие:
- формирование навыка опознавания, правильного написания сложносокращённых существительных и употребления их в речи;
Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся, мышления, культуры речи;
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, интереса к предмету за счет новой формы представления материала, в целом любви к языку. Данное занятие соответствует календарно-тематическому планиро- ванию. Занятие построено с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего занятия работа строилась с учетом принципов системности, научности и доступности. Занятие проходило с компьютерной поддержкой, что способствовало повышению познавательного интереса, развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Исходя из целей, структура урока состоит из 7 этапов, которые все были соблюдены.
Организационный момент
необходим для эмоционального настроя учащихся.
Актуализация знаний.
На этом этапе проходило повторение материала, изученного на предыдущих занятиях.
Постановка темы, цели занятия.
Были созданы условия, при которых учащиеся сами вывели цель занятия.
Объяснение нового материала.
На этом этапе был использован метод проблемного обучения. Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, способствующий определению темы занятия. Кроме этого была проведена словарная работа.
Физкультминутка
помогла снять напряжение, настроить учащихся на дальнейшую деятельность.
Закрепление полученных знаний.
На занятии чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы 11
на вопросы педагога), творческие задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.
Итог занятия.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. Метод обучения, использованный на занятии: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология. На уроке использовался частично-поисковый метод, так как знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. В ходе занятия были сформированы УУД: Регулятивные: - уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы; - развивать память и внимание; Коммуникативные: - уметь работать в группе, осуществлять сбор информации, владение разными формами речи. Личностные: - осознать значимость личности человека, его достоинств; -воспитать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, способность слушать других, а также воспитывать интерес к изучению русского языка. Занятие достигло своей цели. Были созданы условия для формирования языковой и учебно-исследовательской компетенций учащихся через освоение теоретических знаний, практических навыков учащихся и развитие умения работать в группе, что будет способствовать воспитанию таких базовых качеств личности как самостоятельность, коммуникативность, ответственность за результаты своей деятельности. 12