"Групповая работа на уроках математии"

Автор: Игнатьева Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ОГБПОУ "Рязанский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Методическая разработка "Групповая работа на уроках математии"
Тема: "Групповая работа на уроках математии"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


У Василия Александровича Сухомлинского
есть очень известные слова: “Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли” Эти слова очень актуальны и в наше время. Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к знаниям. И поднять интерес к обучению - наша задача. На своих уроках я большое внимание уделяется групповой работе как одной из форм взаимодействия студентов на уроке.  Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно- познавательной деятельности учащихся является групповая.  При групповой форме деятельности группа делится на подгруппы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Групповая технология является наиболее приемлемой среди всех технологий. 1.Во-первых , потому, что в условиях классно- урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс. 2. Во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Так, на уроке геометрии при изучении темы «Многогранники» группа делится по желанию на 5 подгрупп, каждая из групп готовит свою тему (презентацию, макет)и каждая группа защищает свою тему.
На 2 курсе группа делится на 3 подгруппы и каждая подгруппа решает одну и ту же систему линейных уравнений разными методами. Вот несколько общих рекомендаций по организации групповой работы на занятиях.
1. Задание должно быть сформулировано ясно и четко
Ясные формулировки задания — залог успешной работы. Перед началом работы следует объяснить ученикам, что именно от них требуется, т. е. дается небольшая инструкция. Зная особенности своих учеников, преподаватель может зачитать инструкции, а потом можно использовать разминки или подготовительные упражнения. Так, можно предложить ученикам взглянуть на предмет обсуждения с разных точек зрения(работа на проективную подструктуру мышления); записать на доске список ключевых слов и выражений к обсуждаемой теме (работа на топологическую и порядковую подструктуры мышления), можно предложить ученикам составить такой список самостоятельно; зачитать несколько коротких отрывков по изучаемой теме, которые могут натолкнуть участников на интересные мысли (работа на алгебраическую подструктуру мышления). Таким образом, ученик пойдет своим путем к выполнению задания.
2. Нужно распределить роли внутри группы
Например, при групповом обсуждении можно предложить распределить роли в группе: генератор идей (разработчик идей), конструктор, оформитель, расчетчик . Можно самому определить роли каждому .Распределение ролей в группе преподавателем на первых этапах формирования групп нужно, т. к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, преподаватель делегирует право распределения ролей самим ученикам. Ученики могут предложить назначить ведущего, секретаря и докладчика (участники могут меняться ролями). Ведущий руководит обсуждением и следит за тем, чтобы все говорили только о данном вопросе. Секретарь записывает реплики участников, а потом на основе своих записей составляет тезисы (один или вместе с докладчиком). После окончания обсуждения докладчик «отчитывается» о работе группы. Все остальные активно участвуют в обсуждении. Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.
3. Поведение преподавателя во время групповой работы
Преподаватель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по- разному: 1. он может контролировать, 2. организовывать, 3. оценивать работу учеников,
4. участвовать в работе группы 5. предлагать участникам разные варианты решений, 6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. А вот чего
не следует делать
преподавателю, который хочет организовать эффективную групповую работу: · сидеть за своим столом, проверяя тетрадки; · воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса; · уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных; · исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами); · оказывать давление на участников или мешать им высказываться; · нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме; · нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников подавляюще; · не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников; · не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. С другой стороны Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.