"Виртуальные экскурсии".

Автор: Голубева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №18
Населённый пункт: город Тавда Свердловская область
Наименование материала: статья для воспитателей
Тема: "Виртуальные экскурсии".
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дошкольный возраст – это период интенсивного развития ребенка. От

природы ребёнку дано много. Речь – это чудесный дар природы, который

не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш

начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы

речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. В период от рождения до 7 лет у детей закладываются основы для дальнейшей жизни, которые они будут использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит речевого общения, который будет мешать ему, развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. В наши дни дети мало посещают библиотеки, музеи, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткие фразы или общение по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком. Развитие речи – процесс сложный, творческий. В своей работе я уделяю большое внимание, развитию речи дошкольника используя различные формы, методы, приемы и средства речевого развития детей , но хотелось найти новую форму развития речи детей, которая будет интересна и дошкольникам и педагогам. И я нашла, это экскурсия. Конечно, я бы не назвала экскурсию новым методом работы в дошкольном учреждении. Они были всегда, но о них не заслуженно забыли! А ведь это очень интересная, увлекательная и познавательная работа, которая нравится не только детям, но и воспитателям. Экскурсия (от латинского слова exсursion) это коллективное или индивидуальное посещение чего-либо, прогулка с образовательной, научной или иной целью. Сегодня экскурсия-это методически продуманный показ достопримечательностей, памятников культуры и искусства, в которых лежит находящееся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях связанных с ними. Таким образом, именно экскурсия является одним из видов развития речи дошкольников и одним из видов организованного наблюдения. Заботясь о полноте и прочности знаний, получаемых на экскурсии, педагог должен также развивать в детях умение правильно и чётко рассказать о том, что они видели и узнали. Поэтому и во время экскурсий, и при дальнейшей работе над материалами, собранными на экскурсии, следует уделять большое внимание тому, чтобы дети хорошо усвоили названия предметов и явлений, с которыми они познакомились.
Сегодня экскурсия является важнейшим эффективным методом развития речи наших детей, так как эффективно решаются следующие задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи. В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества. В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии. Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей родины. Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. В активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий мы используем поисковый метод, где дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с группой обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления детей; намечает творческие
задания для них: нарисовать увиденное, подготовить рассказ, составить альбомы. Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально- техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Обновлено и дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения персональными компьютерами (в т.ч. ноутбуком), проектором, демонстрационным экраном, что позволило создать иллюстративный материал и методические пособия, демонстрировать учебные фильмы по экологии, привлечь к созданию электронных пособий родителей, использовать интернет-ресурс. В ходе работы мы привлекали родителей к сбору и оформлению коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых ими во время прогулок в парке, в лесу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей. Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает воспитательно – образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным. Литература 1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г. 2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА- ПPЕСС, 1998г. 3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95. 4. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23- 16 «Об информатизации дошкольного образования в России».