"Использование ИКТ на уроках географии".

Автор: Соболева Татьяна Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Нижнегорская школа - гимназия"
Населённый пункт: п. Нижнегорский Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ на уроках географии".
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Актуальность использования интерактивной доски и мультимедийного

проектора на уроках географии.






Статья учителя географии Нижнегорского УВК «Школа – гимназия» №3

Соболевой Т.В. Современная система образования должна быть построена на предоставлении ученикам возможности мыслить, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей, на личные наблюдения. Информационные компьютерные технологии - это не просто передающее звено между учителем и учеником, они способствуют реализации индивидуального подхода в обучении, что нам еще так не хватает. На протяжении четырех лет на уроках географии я активно применяю интерактивную доску, возможности которой значительно больше, чем других электронных средств. Применение интерактивных электронных досок позволяет каждому ученику быть активным участником урока – работать в интерактивном режиме. Используя электронный карандаш, заменяющий мышь, можно управлять компьютером. Электронным карандашом можно делать надписи, пометки, обращать внимание учащихся на наиболее важные и значительные блоки информации, показываемой на интерактивной доске, вызывать, редактировать, и пролистывать в любом порядке страницы, подготовленные заранее (или созданные в интерактивном режиме) файлов выступления, которые в тот же момент увидят все. Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам. Преимущества ее использования для учащихся и учителя существенны. Это позволяет поддерживать в учебном кабинете атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении учеников с новым материалом. Все опрошенные учащиеся, родители и преподаватели утверждали, что
образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения. Для меня очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам. Преимущества ее использования для учащихся и учителя существенны. Это позволяет поддерживать в учебном кабинете атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении учеников с новым материалом. Все опрошенные учащиеся, родители и преподаватели утверждали, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным подготовк а учеников Исследовательска я работа с компьютером вход в информацио нную сеть использование поисковых систем учебны е проект ы
материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии. После установки в гимназии интерактивной доски и проектора четыре года назад и выходом в Интернет , я от настенной карты и указки стала постепенно переходить к компьютерным и мультимедийным средствам предоставления географических знаний о мире. Компьютерные технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает её сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух и вовлечении его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75%. При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте . На начальном этапе работы информационные технологии я вводила на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся). Из перечисленных типов компьютерных средств использовались в основном презентации. При составлении презентаций большее внимание уделялось иллюстративному материалу. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания. Затем информационные технологии стали овла дени е навы ками рабо ты с ПК овла дени е навы ками рабо ты с ПК по ис ко ва я де ят ел ьн ос ть по ис ко ва я де ят ел ьн ос ть сос тав ле ни е пр езе нта ци й сос тав ле ни е пр езе нта ци й
вводиться на обобщающих и контрольных уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов географии. Таким образом, был накоплен богатый методический комплект презентаций по курсам географии 6 – 11 класса. В индивидуальном режиме с учащимися, желающими углубленно изучать предмет, проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, обучающие игры. Развитие навыков работы на компьютере позволяет учащимся не только управлять готовой программой, но и самим изготовить какой-либо продукт. Это расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Актуальной является так же и проектная деятельность. В зависимости от дидактических целей и специфики курса географии можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно- информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки- презентации, разработанные при помощи Power Point Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала В учебных программах по географии для 6-7 класса содержится большое количество тем о многообразии животного и растительного мира.
Естественно, этот материал будет лучше усваиваться обучающимися, если на таких уроках учитель будет использовать дополнительный иллюстративный, аудио - и видеоматериал, кроме традиционных видов наглядности (гербариев, влажных препаратов, муляжей и т.д.). Конечно, одним из лучших видов наглядности останется демонстрация живого объекта в естественной среде обитания. В связи с чем, возникает потребность в использовании новых образовательных информационных технологий, т. к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают ученикам возможность познакомиться с миром. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке - разные, но при их внедрении я выполняю единственную задачу: например сделать урок географии интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с окружающим миром, пробудить интерес к географии. Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду любопытных последствий: 1.Повышение уровня использования наглядности на уроке, 2.Повышение производительности урока. 3.Установление межпредметных связей с ОИ и ВТ, 4.Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и географии. 5. Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от географии, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу». 6. Изменяется, особенно у 5 - 7-классников, отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс
обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Ученики, с большим удовольствием готовят на уроки географии презентации с использованием Интернета, учебников, дополнительной географической литературы. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации
Power Point
. Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределить время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов. Что более эффективно. В результате останется больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству образования. Программа
Power Point
позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений о городах, их функциях, проблемах. Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, – это задачи, которые стоят перед педагогами. И решить некоторые из этих задач может помочь компьютер. Информационные технологии способствуют успешному изучению географии. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок географии интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к
чтению, облегчить процесс знакомства с окружающим миром, пробудить интерес к географии. Сотни тысяч разноцветных точек, которые пронизывают пространство системы, передавая информацию, важную и сверхважную, интересную и чрезвычайно захватывающую, а, возможно, теплое приветствие по случаю дня рождения... Так, наверное, можно представить компьютерную систему нашей планеты. И не обязательно такой, которая хочет захватить власть на планете в свои руки и повлечь коллапс человеческой цивилизации. В отличие от голливудских режиссеров, компьютер для меня - верный друг и помощник. Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе. Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога. Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования. Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека. Каждый день, когда я захожу в классную комнату, я радостно улыбаюсь, глядя на зеленый глазок компьютера: "Привет! Ну, что приступим к работе!"



Литература
1. Автономов П.П., Автономова О.О. Оптимальная технология обучения: методический справочник. – К., 1996. 2. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. – М.: Мысль, 1980. 3. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К. Академиздат – 2004. 4..Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М: Академия, 2003. – 102 с. 7. Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б.,. Информационные технологии в образовании. – М.: Янус – К, 2004. – 159 с. 8. Куриленко Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: автореферат. – Самара, 1998. – 52 – 56с. 9. Монахов С.В, Поляков А.А., Цветков В.Я., Компьютерные информационные технологии в образовании: Конспект лекций. – М.:МАКС Пресс, 2004. – 96 с. 10. Пирогов И.А. использование информационных технологий на уроках географии// География. – 2007. - №6 11. Петров А.В. методологические и методические основы личностно – развивающего компьютерного образования. – Волгоград: перемена, 2001. – 167.
12. Тихомирова Л.Ф. развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.