"Я и мои права"

Автор: Цицилина Надежда Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРРд/с "Родничок"
Населённый пункт: Воронежская обл, р. п. Хохольский
Наименование материала: конспект нод
Тема: "Я и мои права"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель
: Уточнить и расширить знания детей о правах ребёнка, дать общее представление о праве на имя, праве на жильё, праве на отдых, праве на жизнь;
Задачи
:  закрепить понятие об обязанностях - уважать и оказывать посильную помощь старшим;  способствовать развитию правовой культуры и нравственных представлений;  развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;  формировать навыки порядкового счёта в пределах 5;  воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предварительная работа
: Чтение сказок и беседы по их содержанию о нарушении прав сказочных героев, заучивание пословиц, чтение и заучивание стихотворений на нравственные темы( дружба, честность, доброта), беседы о семье, об обязанностях детей дома.
Планируемые результаты:
 Понимание детей о правах ребёнка  Умение рассуждать, делать выводы
Оборудование:
«Цветик-Семицветик» , демонстрационные карточки-схемы; карточки- схемы на каждого ребёнка с цифрами от 1 до 5; конверты- красный, орпнжевый, жёлтый; наборы пазлов; иллюстрации к разным сказкам.

Непосредственная образовательная деятельность
Звучит музыка. Воспитатель. Ребята! Музыка звучит, и нас ждёт что-то интересное. Хотите узнать что? Сегодня по дороге к вам, я встретила двух совершенно одинаковых мальчиков. У них были одинаковые глаза, одинаковые волосы, даже одежда была одинаковая. Я подумала: что же у них разное? (Имена) Воспитатель. Да. У каждого было своё имя. Каждый человек имеет право носить своё имя. У всех мам на белом свете Есть вы – любимые дети Голубоглазые, с веснушками, С вихрами И кудрявыми макушками, Спокойные, Вертлявые. Вас много, и вы все такие разные. Однажды в какой-то стране Европе Собрались очень умные дяди и тёти: Вы пока не знаете, где эта страна. Там объявили все детские ваши права. -Разобраться в ваших правах нам поможет сегодня Цветик-Семицветик. Какое право имеет каждый ребёнок? (Право на имя) -Да молодцы! Вот и наш Цветик-Семицветик раскрывает первый свой лепесток, на котором написано «Право на имя». -А как звучат ваши полные имена? Назовите их. (Ответы детей.)
Игра «Эхо»

-Давайте поиграем с нашими именами в игру «Эхо». Будем обращаться друг к другу по имени, а в ответ произносить его ласково. -Ребята, кто чаще всего называет вас ласковым именем? (ответы детей) -Да, ваши мамочки. Послушайте песню о маме. Звучит песня мамонтёнка(муз.В.Шаинского, сл.Д .Непомнящей). -Каждый раз, слушая эту песню, думаю: зачем мамонтёнок ищет маму? Ведь он такой большой и сильный! Как вы думает? (Ответы детей.) -Да, только мама может дать заботу, ласку, защиту, тепло и внимание своему любимому ребёнку. С кем же должны жить дети? (С родителями) -Ребята, а кто такие родители? (ответы детей.) -Конечно, самые родные люди для ребёнка. Воспитатель предлагает детям разгадать ребус.
Разгадайте ребус: 7я
-А кто ещё может быть для вас родным человеком? Я предлагаю вам составить схематическое изображение семьи с помощью карточек. Дети составляют с помощью карточек модель своей семьи. -Сосчитайте всех членов своей семьи и подберите нужную цифру. -Проверьте у соседа правильность выполнения задания. -Покажите цифру те, у кого в семье три человека. -Покажите цифру те, у кого в семье меньше четырёх человек. -У кого больше четырёх? Сколько членов в вашей семье? -Назовите по порядку всех членов своей семьи.
Пальчиковая гимнастика
-Ребята, давайте выполним гимнастику. Вам ваши пальчики напомнят о ваших близких людях. Повторяйте за мной. Этот пальчик – мамочка (мизинец), Этот пальчик – папочка (безымянный),
Этот пальчик – бабушка (средний), Этот пальчик - дедушка (указательный), А этот пальчик - я (большой), Вот и вся моя семья. Дети загибают пальчики, которые называют. -Ребята, у каждой семьи есть фамилия. Назовите фамилию своей . (Ответы детей) -У каждой из вас есть семья большая или маленькая, но все вы имеете право жить в семье. -Посмотрите-наш Цветик-Семицветик распускает ещё один лепесток с изображением символа ещё одного права(жить в семье). -Какое же право есть у вас? (Ответы детей)
Физкультминутка
Раз, два, три - в круг быстрей беги. До ладошек дотянись И друг другу улыбнитесь. Если дочка не упряма, Если папа не сердит, Если бабушка на маму Исподлобья не глядит, Если с самого утра Слышишь добрые слова, Значит, папа, мама, я- Кто хорошая семья! Дети выполняют имитационные движения. -А как можно ещё сказать про семью? Семья какая?
Дети передают сердечко по кругу и подбирают эпитеты к слову семья. (Родная, любимая, большая, спортивная, весёлая, дружная, заботливая, здоровая, музыкальная, маленькая) -Ребята, я знаю пословицу: « Кто родителей уважает - тот вовеки не пропадает». Объясните, почему так говорят (ответы детей) -Да, ребята! Главная ваша обязанность - уважать и слушаться взрослых, и тогда у вас всё всегда будет хорошо. -Посмотрите, наш Цветик - Семицветик раскрыл ещё один лепесток. Чтобы узнать, о каком праве будем говорить, отгадайте загадку. Кто устал от работы нелёгкой, Имеет полное право на….(отдых) -Правильно! Мы с вами отдохнём и потанцуем.
Физкультминутка под мелодию «Танец маленьких утят».
-О следующем праве мы узнаем, отгадав загадку. Сказки учат нас, друзья: Жить без домиков нельзя. Лисе, зайке, поросёнку, Даже глупому мышонку, Ох, как нужно нам оно, Это право на…(жильё). -Наш Цветик-Семицветик раскрывает ещё один лепесток. Какое же ещё право у вас есть? (право на жильё) -Ребята, а что это такое - жильё? (Ответы детей) -У каждого из вас есть свой дом. А вот в стране сказок случилась беда. Сказочные герои попросили отремонтировать их дома и вспомнить хозяев этих домов. Попробуем? Работа непростая, нужно объединиться в группы. Дети собирают пазлы с изображением сказочных домиков: Бабы-Яги, Зайца из сказки «Заюшкина избушка», бабушки из сказки «Красная Шапочка».
-Расскажите, кому из героев вы помогли. (Ответы детей) -Найдите изображение вашего сказочного героя и «поселите» его в домик. Дети выполняют задание. -Сказочные герои узнали, что мы с вами говорим о правах, и просят назвать тех, кто нарушил какое-либо право в сказках. (Ответы детей) -Ребята! А в сказке «Красная Шапочка» волк нарушил право, о котором мы с вами не успели поговорить. Это право на жизнь. И Цветик-Семицветик раскрывает ещё один лепесток. Значит, вы имеете ещё одно право. Какое? (Право на жизнь) -Рассмотрите рисунки и скажите, кем в сказках было нарушено право на жизнь сказочных героев. Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и отвечают на вопрос. -А кто спасает людям жизнь? (Ответы детей). -Ребята, посмотрите, как раскрылся наш Цветик-Семицветик. Не все лепестки раскрылись, но я уверена, что вы и дальше будете помогать ему, а он поможет вам не забывать наши права. Вспомните их ещё раз. Дети Право на имя Право на семью Право на отдых Право на жильё Право на жизнь. Молодцы, ребята.