Тема: "Жаворонки прилетают - весну красную закликают" Образовательная область "Познавательное развитие"

Автор: Атнажева Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Оренбургская область, Беляевский район, село Беляевка
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: Тема: "Жаворонки прилетают - весну красную закликают" Образовательная область "Познавательное развитие"
Дата публикации: 06.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» с. Беляевка, Беляевского района, Оренбургской области Конспект образовательной деятельности
Тема: «

Жаворонки прилетают - весну красную закликают

»
Образовательная область «Познавательное развитие» 2015год
Актуальность:
Выполнила: Атнажева Галина Фёдоровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» с. Беляевка
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В современных условиях остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, для формирования патриота своей страны. Важно понимать, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, традиции. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Опыт работы.
В нашем детском саду сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники. Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. Знакомясь с обрядовыми праздниками, благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство
психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Православные-фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Предварительная работа:
- проведение конкурсов
«У моего папы - золотые руки»
совместное изготовление детей и родителей скворечников
«Семейные традиции»
увлечение наших мам - консультации для воспитателей «Народные игры»

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая

образовательная область
Познавательное развитие
2.

Вид деятельности детей
Продуктивная деятельность
Методическая информация

1.

Тема образовательной

деятельности
«Жаворонки прилетают - весну красну закликают»
2.

Методы и приемы

реализации содержания

занятия
Методы активизации, мотивации, игра, обучающая ситуация, двигательная активность, словесный, наглядный, практическая работа под контролем педагога. методы активизации, мотивации, игра, обучающая ситуация, двигательная активность, словесный, наглядный, практическая работа под контролем педагога.
3.

Интеграция

образовательных областей
Познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура
4.

Возрастная группа:
Подготовительная к школе группа (6-7лет)
5.

Цель:
 Развивать предпосылки целостно – смыслового восприятия и пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
6.

Задачи:

6.1

Обучающие
 Расширять представления детей о жизни в старину.  Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа.  Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

6.2

Воспитательные
 Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
6.3

Развивающие
 Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
7.

Планируемые результаты:

7.1

Обучающие
Способность понимать смысл пословиц и поговорок.
7.2

Воспитательные
Овладение навыками доброжелательного общения
7.3

Развивающие
Эмоционально-ценностное восприятие объектов родной природы
8.

Организация среды для

проведения занятия

(образовательной

деятельности)
Группа нарядно украшена вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами. Уголок «Русская изба» с печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда. Для лепки из теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочки теста, стеки, салфетки, фартуки.
Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

2

1.1

Введение в тему (создание

проблемной ситуации)

*Звучит русская народная музыка.

Хозяйка
(встречает детей) - Здравствуйте, малы детушки! Приглашаю вас в гости, к себе в горницу. Хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять (дети садятся на стульчики). Со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Ребята,
как мы догадываемся о приближении весны? Ответы детей. (Дни становится длиннее. Солнце ярче. Птицы возвращаются из далёких, тёплых стран. Звучит капель…) Наступает весна, но робки и не уверенны ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом.
1.2

Мотивация деятельности

детей
И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд
«Закликание весны».
О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.
1.3

Целеполагание (с помощью

педагога дети формулируют

цель своей деятельности

или принимают цель

педагога)

Хозяйка.
Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.
Дети.
Хороводы водить и жаворонков лепить.
II.

Основная часть:

25

2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний
Дети читают заклички  Приди, весна, с радостью, с великой милостью! Со льном высоким! С корнем глубоким! С колосом сильным! С хлебом обильным!  Солнышко, солнышко, красное ведрышко, Высоко взойди, далеко посвети! На темные лесочки, на сырые борочки, На речку, на поля, на синие моря, На зеленый огород и на весь народ!  «Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко, Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко! Засвети щедрее, Солнышко, нарядись, Всех согрей скорее». Красное, покажись».
7

 Идет матушка-весна, Отворяй-ка ворота. Первый март пришел, Белый снег сошел. А за ним и апрель Отворил окно и дверь. А уж как пришел май, Солнце в терем приглашай! (Проводится хороводная игра «Ручеёк»)
Хозяйка.
А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут.
Загадки.
1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг.
(Грач).
2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце. Сама птичка мала, а за морем была.
(Ласточка).
3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет.
(Скворец).
4.Хотя и две ноги у птицы, удобней на одной стоится. Из речки лягушат, как капли, кто ловит клювом?
(Цапля)
5. Плавать в речке ей не лень, нырять и крякать целый день: - Ну, отдохни хотя б минутку! Кто без воды не может?
(Утка)
6. Пёстрая крякуша ловит лягушек. Ходит в развалочку, спотыкалочку.
(Утка)
7. Хохолок, как веер дивный, чёрно-белый хвост и крылья. Клюв изогнут, тонкий, длинный Жёлто-рыжая спина грудь такая же видна. Да, красавец ещё тот! Эту птицу звать …
(Удод)

8. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни, и полет вошли в стихотворение.
(Жаворонок)
Разных птиц я люблю, разных птиц приголублю, но дороже всех одна пташка малая. Это жаворонок.  Эта птичка-предвестник весны  Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, находилась, недосягаемая для человека, обитель духов-покровителей.  Поэтому эта птица является символом добра и счастья.
2.2

Добывание (сообщение и

приятие) нового знания
( Показывается презентация «Жаворонок») Легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю». 22 марта, когда день равен ночи. Люди пекли из теста жаворонков, празднично одевались и выходили с ними на гулянья. Поднимали вверх фигурки птиц и зазывали, кликали весну.  Жаворонки, жаворонки, Летите из-за моря, Несите кус здоровья. Мы вам – посошочек, А вы нам – денег мешочек!  Жаворонушки, перепелушки, Прилетите к нам, принесите нам
8

Весну красную да красно летеце  Чувиль-виль-виль, жаворонушки! Прилетите к нам, принесите нам Лето тёплое, весну красную. Нам зима надоела весь хлеб переела.  Жаворонки, прилетите к нам, Тепло летечко принесите нам, Зима надоела, весь хлеб поела! Давайте и мы испечем своих жаворонков. - детям показывается, как можно сделать из теста птичку. - показ способов украшения
2.3

Самостоятельная

деятельность детей по

закреплению нового знания
(Дети одевают фартуки и подходят к столам) На столах лежат в блюдцах: комочки теста, мука, изюм. Во время самостоятельной деятельности детей звучит фонограмма пения жаворонка. (Педагог помогает, если возникают затруднения.)
10

III.

Заключительная часть

3

3.1

Анализ и самоанализ

деятельности детей
Анализируется: - что нового мы с вами узнали?

- что мы хотели? - чего достигли? (В конце занятия все птички укладываются на лист и выпекаются на кухне поварами. )
«В заключение проводится игра «Весёлая карусель»)
IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1
Домашнее задание Фотоконкурс «Семейные традиции»
4.2
На участке Закрепить скворечник, обновить кормушку
4.3
Книжный уголок Произведения малого устного фольклора: заклички, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки