"Сложение.Смысл сложения. Выражение. Равенство".

Автор: Дусина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13 г.Зеленокумска"
Населённый пункт: г.Зеленокумск
Наименование материала: Урок математики в 1 классе
Тема: "Сложение.Смысл сложения. Выражение. Равенство".
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок математики в 1 «Б» классе.
Программа
«Гармония.

Учитель Дусина Елена Николаевна

Тема:
: «Сложение.Смысл сложения. Выражение. Равенство»
Слайд 1.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

Личностные универсальные учебные действия
 Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.  Иметь общее представление о моральных нормах поведения.  Осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
 Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.  Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.  Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.  Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.  В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
 Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций).  На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций.  Осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков).  Проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление).  Проводить под руководством учителя классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию).  Давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.  Понимать задаваемые вопросы.
 Выражать свою точку зрения.  Адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
Ход урока:

I. Орг. момент
:
Слайд 2
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. — Какое у вас настроение? Вырази своё настроение через цветовую гамму. У вас на столах есть солнышко, прикрепите к нему тот цвет, который больше соответствует вашему настроению.(На парте у каждого ученика – полоски: красного, жёлтого, синего цвета, если синий – Я думаю твоё настроение улучшиться. — А почему такой цвет? ( тёплые цвета тянутся к Солнцу) — У меня на доске тоже есть солнце. Если мы со всеми заданиями справимся, то оно нам будет улыбаться. — Хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесет нам всем радость общения друг с другом. — Сядем за парты правильно, спину держим прямо. Учебные принадлежности помогут нам в работе, они в порядке разместились в верхнем углу стола. Я тетрадь свою открою и с наклоном положу Я, друзья, от вас не скрою ручку, я, вот так держу Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. — Мы готовы продолжить работу? Хорошо.
II.Устный счет Слайды 3 - 7.

1
Отдохнуть вы все успели А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет, Начинаем устный счет. Приглашаю вас, друзья, По грибы сегодня я. Очень хочется узнать, Кто их может собирать И, конечно, различать. А в лесу нас с вами ждет Старичок — моховичок. Приготовил он заданья. На смекалку и на знанья. 1.По тропинке вместе с нами Идут числа в два ряда. Старичок желает знать, Где здесь натуральный ряд.
(на экране проектора 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
-Почему этот ряд №? Что обозначают точки…? -Сравните эти ряды, что вы заметили? (в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания, в 2-ом ряду в порядке убывания)
2.Коля с мамой в лес ходил
, Там грибы он находил,
А когда домой пришел, Все грибы сложил на стол. Тут сестренка его Оля, Принялась считать их вскоре. Помогите, дети, Оле Сосчитать грибы у Коли.
( счет до 10 в прямом и обратном порядке
) -Назову я вам число, Всем известное оно. Попрошу вас не зевать «Соседей» у числа назвать. У 4? 7? 9 ?
3.Белочки грибы сушили,
Ну, а посчитать забыли. Кто ответит быстро, детки, Хватит ли грибов всем белкам?
(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов) (Хватит)
Как узнали, объясните? (установили соответствие) Свое мнение докажите. (у доски показывают). — Как сделать поровну? Число цифрой покажите. Сколько белок? (6) А грибов? (7) Белок 6, а грибов 7, Какой вывод ясен всем (6<7, а 7>6)

4.Вот на солнечной полянке
Повстречались нам грибы. Поразмыслите, ребятки, Что за группы здесь даны
(1 группа – съедобные и несъедобные, 2 группа – большие и маленькие

3 группа – по 2 грибка и по одному)
-Каких грибов больше больших или маленьких? -Съедобных или несъедобных? Назовите их. Вижу можете, ребятки, Вы грибочки различать, Ну, а кто же мне подскажет, Как грибочки собирать? (срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)
5.Вот рисунок перед вами,
А задачу составьте сами. -Как узнали? Почему прибавили?
6.На полянке у дубка
Еж увидел 2 грибка, Походил вокруг осин И нашел еще один.Ну-ка, кто считать готов, Сколько еж нашел грибов?

2.
Физминутка для глаз
(Слайд 8).

III. Изучение нового материала

1.
Нам решение задач не составило затрудненья? Если выучим мы с вами действия сложения. Познакомимся с названием компонентов при сложении,и научимся записывать математические выражения.Вы узнаете, друзья, что такое равенства, чем неверные от верных равенств отличаются. Дети в лес пошли гулять и грибочки собирать.Повезло вначале Саше. 3 грибка нашел он сразу.Даша тоже не отстала,2 грибочка увидала И в корзиночку сложила.Стали дети их считать:1, 2, 3, 4, 5. Ребятишкам повезло Пять хорошее число.Нам придется выяснять,Как же получилось пять?(К 3 прибавили 2) -Почему прибавили? Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением. -Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3) -Сколько нашла Даша? (2)(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют числа 3 и 2) -Что мы сделали с их грибами? (Объединили) (учитель показывает схему) -Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить — это значит объединить два множества в одно. -Что значит сложить? -В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс. Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые.
-Как называется эта запись? выражение? числа? Эти выражение читают по разному: 3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2; I слагаемое 3, II слагаемое 2. -Кто сможет прочитать по-разному выражение? 5+3
Физминутка. Слайды 9-10.

Слайды 11-12
1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали) 2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика. -Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот) 3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками. -Результат сложения называется значением суммы.(учитель показывает схему): -Как вы думаете, равны они между собой? -Для обозначения равенства в математике используется знак «=». Найдите его в кассах -Эта запись называется равенство. -Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5 -Дайте название каждому числу. 4) –Запишите выражение и найдите значение: 1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства. 5) — Посмотрите на доску, что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7 3 + 4 = 6 3 + 4 = -Нет ли здесь ошибок?
-Как это проверить? (По числовому лучу). -Кто может объяснить как? (показывает по лучу). -Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства. -Какие бывают равенства? Как это проверить?
Слайд 13 Закрепление изученного материала
1) Работа по учебнику с. 58 № 2 -Расскажите, что делают Маша и Миша? 2)Работа в тетради с.57 № 2, с 60 № 7,8 3)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске) Проведем соревнования И проверим ваши знанья. На каком ряду у нас Грибники высокий класс?
IV. Итог урока. Рефлексия. Слайд 14.
Наш урок к концу подходит ,старичок итог подводит. -С каким действием вы познакомились? -Как называется числа при сложении? -Как называется эта запись? (6 + 3 = 9) -Какие бывают равенства? -(За полные, правильные ответы дети получали грибок.) -Кто собрал больше всех грибов? Что запомнилось? Какое настроение в конце урока? Большое всем спасибо! Вы очень хорошо потрудились.

Аспектный анализ урока математики в 1 «В» классе

по теме «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10»,

УЧИТЕЛЬ: Поескова Анна Георгиевна
Данный урок является закреплением темы «Сложение и вычитание однозначных чисел,без перехода через 10». На этом уроке решались образовательные, развивающие, воспитательные задачи
 1.Образовательные: Повторять табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10 ; вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки. 2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. 3. Воспитательные: учить детей работать коллективно, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. На данном уроке я формировала следующие УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - РегулятивныеУУД:  Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.  Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.  Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.  Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.  В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые На этапе урока актуализация знаний был сделан акцент на значимости и ценности изучаемого материала на уроках математики. Это позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию. Каждый этап имел свою завершённость и имел свой логический переход к другому этапу.
На уроке прослеживалась высокая активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряженной мыслительной деятельности. Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. Материал излагался научно, доступно. Задания соответствовали программным требованиям. На уроке были использованы разные формы обучения. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга типологическими особенностями высшей нервной деятельности, способностями, интересами характерологикими чертами. Поэтому на уроке Поескова Анна Георгиевна использовала индивидуальную дифференцированную работу как со слабыми, так и с сильными учениками. Это просматривалось через работу индивидуальных заданий по карточкам. Учащиеся данного класса имеют низкий, средний, высокий уровень обученности. Поэтому при закреплении материала было и предложены разноуровневые задания. Всё это способствовало развитию творческо-поисковой активности детей. На уроке велась фронтальная и групповая форма обучения. Работая в группах ( парах) дети обсуждали, предлагали свои идеи, выслушивали мнение других, всё это способствовало сделать общий вывод. На каждом этапе урока учитель использовала объяснительно- иллюстративный метод. При решении задач с недостающими данными применяла частично-поисковый метод, что позволило развивать у учащихся нешаблонный анализ ситуации
.
На этапе устного счёта, при решении числовых выражений, при работе с задачами использовала индуктивный и дедуктивный метод обучения, которые способствовали развитию личностной, аналитико-синтетической сферы учащихся, памяти, внимания, мышления, пространственного воображения. Задания, были подобраны такие, которые требовали от ребят сообразительности, смекалки, гибкости мышления. Учащихся сравнивали объекты, находили связи, закономерность между ними. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью были подчинены задачам урока и соответствовали уровню обученности учащихся.
Поескова А.Г.. старалась корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места. Учащиеся оценивались по ходу урока. На полях ставили + ,если задание выполнено верно. В течении всего учитель добивалась от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая монологическую речь. На уроке Поескова А.Г. использовала здоровьесберегающин технологии, через проведение подвижной физминутки и пассивной – для глаз. В конце урока учителем был подведен итог работы, ребята самостоятельно оценили результаты своей деятельности., Директор МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска» Т.И. Токарева