"В здоровом теле здоровый дух!"

Автор: Шляжко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ "Цнинская СОШ № 2"
Населённый пункт: Тамбовский район, посёлок Строитель
Наименование материала: Спортивно-оздоровительная программа
Тема: "В здоровом теле здоровый дух!"
Дата публикации: 05.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Спортивно-оздоровительная программа на 2015-2016 учебный год для учащихся 3-4 классов «В здоровом теле здоровый дух» МБОУ «Цнинская СОШ №2» п. Строитель, Тамбовского района. Воспитатель Группы продленного дня Шляжко Н. Н. Содержание. 1. Пояснительная записка. Введение. Актуальность программы.
2. Цель, задачи программы по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности в группе продленного дня. 3. Организация воспитательного процесса. Виды деятельности, формы. 4. Направления реализации программы. 5. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы. 6. Заключение. 7. Список литературы. Вместо предисловия.- Проблема сохранения здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние
или обучение?». Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой жизни. Внедрение ФГОС в начальную школу потребовало коренной перестройки процесса обучения и воспитания обучающихся. В связи с этим, важнейшим направлением в деятельности группы продленного дня стало внедрение гигиенически обоснованного физкультурно-оздоровительного режима. Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Данные государственной и ведомственной статистики, результаты массовых и экспертных исследований свидетельствуют, что проблема сохранения здоровья детей, подростков по-прежнему остается острой и актуальной. Несмотря на меры, принимаемые федеральным правительством, региональной и исполнительной властью, здоровье молодого поколения продолжает ухудшаться. Спортивно-оздоровительная программа в группе продленного дня построена в соответствии с законом РФ « Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, санитарными правилами (СП 2.4.2.782-99). В содержание программного материала входит режим группы продленного дня, санитарное и трудовое инспектирование, правила по ТБ труда младших школьников, прогулки, спортивные часы и др. Цель: - содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Задачи: 1. Развитие двигательных способностей и координации движений.
2. Совершенствование знаний и навыков в области физической культуры. 3. Повышение мотивации и умений, работоспособности на самоподготовке. 4. Содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. 5. Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, который рекомендован в соответствии с ФГОС для младших школьников, посещающих группу продленного дня. 6. Выработка представлений об основных видах спорта, соблюдение техники безопасности во время прогулки, на занятиях по самоподготовке в группе продленного дня. 7. Воспитание дисциплинированности, содействие развитию психических процессов (памяти, мышления и др.). 8. Формирование навыков организации повседневного двигательного режима. Хорошая физическая подготовленность в группе продленного дня, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности на самоподготовке, а далее и на уроках. У младших школьников основной вид деятельности умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела ребенка в длительном сидячем положении за партой: самоподготовка – 2 часа, + 5 часов уроков ежедневно. Затрачиваются в связи с таким режимом школьника неимоверные усилия. Все это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц, поэтому каждый день в группе продленного дня мы начинаем с 5-10 минутной зарядки. Такая работа дает долгосрочный эффект, если это проводить целенаправленно и систематически. Обеспечивается постепенный переход от состояния напряжения и особенно возбуждения к относительно спокойным действиям.
Любимыми формами работы стали: - динамическая прогулка «В гости к березкам!» - занятие на футбольном поле «Учимся играть в футбол!» В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с увеличением числа катастроф и промышленных аварий. Большое место в занятиях с учениками младшего школьного возраста надо отводить активным упражнениям (физкультурные паузы, спортивные часы, лыжные прогулки, утренняя зарядка в начале дня). Так, о значении утренней зарядки в группе продленного дня ведем беседы с первого дня. Как воспитатель обращаю внимание на то, что систематическое выполнение утренней зарядки имеет не только гигиеническое значение, но и приучает их к организованности, дисциплине в течение всего дня в продленке. Способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает общий тонус организма, усиливает дыхание, улучшает кровоснабжение. Классные руководители отмечают высокую работоспособность младших школьников, посещающих группу продленного дня по сравнению с другими их одноклассниками. Регулярные занятия (в виде 3-4 физкультминуток) физическими упражнениями увеличивают силу мышц, повышают функциональные возможности сердца и легких, улучшают осанку, что подтверждается медицинскими показателями проводимых исследований 2 раза в год у обучающихся в районной поликлинике. Провожу с родителями беседы о закаливании детей, если эти процедуры не вызывают отрицательных эмоций. Дети с удовольствием ведут Дневник Самоконтроля. Здесь мы учитываем субъективные данные: объем сна, настроение, частоту пульса (измеряют ребята самостоятельно), аппетит, содержание питания и другие параметры. Дневники Самоконтроля проверяются воспитателем два раза в месяц. При выявлении воспитателем неблагоприятных изменений в показателях
самоконтроля своевременно даются рекомендации родителям и классным руководителям. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, зрения, слуха. Утомление младшего школьника сопровождается обычно излишними мышечными напряжениями и соответствующей усталостью нервной системы. В этом случае воспитателю важно соблюдать меру повторений. Физические нагрузки должны увеличиваться поэтапно, дозироваться строго индивидуально. Резкий переход от малоподвижного образа жизни к значительной физической, трудовой нагрузке категорически запрещен, поскольку функциональные изменения, происходящие в этот период в организме при чрезмерно большой нагрузке, могут повлечь за собой серьезные осложнения. Признаки умственного и физического утомления: учащенное дыхание, резкое покраснение или бледность лица, неточность выполнения команд, сильная усталость, дрожание конечностей и др. Необходимость усиления противоалкогольной и противотабачной работы с младшими школьниками обусловлена, прежде всего, распространенностью употребления наркотических и табачных изделий уже среди старшеклассников. Негативные привычки способны надолго задержать развитие мышления, эстетических понятий, вызывает расстройство ферментативной деятельности. Анатомо-физиологические и социально-психологические особенности младшего школьного возраста, заключающиеся в усиленном росте и развитии организма, глубоких эндокринных сдвигах, усиленном половом созревании, формировании личности и психики, повышают порог психосоциальной адаптации ребенка к различным отрицательным влияниям социального и биологического порядка. В целях профилактической работы проводятся беседы по темам «Малые дозы алкоголя и способности», «Алкоголь и нарушение правопорядка в Тамбовской области». Смотрели 10-ти минутные ролики «Алкоголь и заболеваемость», « В чем опасность никотина» и др.
Перед школьниками выступали школьная медсестра и милиционер по темам : «Погибшие знаменитости-наркоманы», «Следствие наркотика «Буратино»». Конкурсы листовок, рисунков; выпускали газеты по темам: «Нет курению!», «Продукты для здоровья», «Вредные и полезные растения». Программа построена по общепринятой структуре, с решением оздоровительных и воспитательных задач в органическом их единстве. Исходя из режима группы продленного дня прогулки и спортивные часы, проведенные на улице, длятся не менее 1,5 часа, а самоподготовка не менее 2 часов, чтобы исключить всякое переутомление. С целью повышения двигательной активности чередуется умственный и общественно-полезный труд. Формы работы трудовой и спортивной деятельности представлены в тематическом планировании на год: веселые старты, лыжные прогулки, уход за комнатными цветами, общественно-полезный труд на пришкольном участке и многое другое. Такая активная программа способствует снятию утомления, вызванного учебными перегрузками. С целью предупреждения снижения работоспособности на самоподготовке в группе продленного дня целесообразно сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся. Для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках по сравнению со старшими учащимися, а так же отслежена низкая способность выполнять мышечную работу в условиях недостатка кислорода. Поэтому на самоподготовке проводим регулярные физкультминутки и проветривание помещения. Но этого, в наше стремительное время, где в каждом кабинете компьютер, недостаточно. Аромотерапия – как средство оздоровления, которое я применяю 2-3 раза в неделю. Это очень эффективный метод профилактики простудных заболеваний.
Распространяясь по кабинету масла зверобоя, лимона, сосны уничтожают микробы. Основные направления деятельности, обеспечивающие сохранение и укрепления здоровья: - влияние вредных привычек на здоровье, их профилактика; - основы здорового образа жизни и личной гигиены; - пути укрепления здоровья; - безопасное поведение на дорогах и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Основные направления реализации программы: - организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях; - обучение воспитанников самостоятельным спортивно- оздоровительным занятиям; - организация и проведение спортивных мероприятий на воздухе и спортивном зале; - проведение динамических прогулок и игр в любое время года; - использование естественных факторов природы для укрепления здоровья школьников; - активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная); - организация горячего здорового питания воспитанников; - санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в группе продленного дня; - подготовка дидактического материала и технических средств обучения, спортивного инвентаря; - организация и проведение в группе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; - встречи родителей и детей с медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов;
- организация и проведение исследований уровня физического и и психоэмоционального здоровья учащихся. Ожидаемые результаты. 1. Сохранение здоровья школьников. 2. Расширение образовательного и дополнительного пространства для наиболее полного раскрытия индивидуальных творческих возможностей воспитанников. 3. Максимальная эффективность взаимодействия ученика и педагога во внеурочной деятельности. 4. Высокий уровень информированности обучающихся в здоровом образе жизни. 5. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. 6. Наличие практических навыков по оказанию первой помощи при порезах, ушибах, обморожениях и других травмах. 7. Основы теоретических знаний и практических умений безопасного поведения на улицах и дорогах; техника безопасности и защита человека при пожарах, наводнениях и др. стихийных бедствиях. Заключение. Таким образом, данная программа призвана обеспечить высокий уровень работоспособности на самоподготовке в группе продленного дня, а в дальнейшем и на уроках. Поддерживать хорошее физическое и нравственно- эстетическое самочувствие. Физкультурно-оздоровительная программа и ее разделы постоянно пополняются, совершенствуются в соответствии с дидактическими принципами, обеспечивается преемственность при освоении нового. Физическое и психическое здоровье контролируется с помощью тестов. Список литературы.
1. Антропов Н. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. Режим дня младшего школьника. М. : Вентана – Граф, 2002 2. Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание, 2007 3. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.: ТЦ Сфера, 2003 4. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владас, 2007 5. Запорожченко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. – М.: Медицина, 2005 6. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М: Мир, 1997