"Мы все такие разные..."

Автор: Назарова Алина Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ Бадажковская ООШ
Населённый пункт: д.Бадажки, Барабинский район, Новосибирская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы все такие разные..."
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МКОУ Бадажковская ООШ Учитель немецкого языка I кв. категории Назарова Алина Николаевна Разработка занятия для уч-ся 5-9 кл.
«Мы все такие разные…»

Цели:
-Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении;
Задачи:
-Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; -Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. -Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; -Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация;
Ход занятия

(Слайд №1)

1. Вступление. Слово учителя. (Слайд №2

)
Ребята , у нас сегодня необычное занятие и его я хочу начать с такого стихотворения, а называется оно «Молитва о встрече» Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать мои надежды, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам. 1
Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь. Все мы разные: толстые и худые
(слайд №3)
, блондины и брюнеты
,
люди разных рас и национальностей
(слайды №4)
. Тогда почему , мы можем смеяться над одними и уважать других? Мы не обязаны любить всех, но каждый человек имеет право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас особенный, со своими достоинствами и своими недостатками, неповторим и значим. Ребята, у меня была к вам одна просьба. Я просила вас выяснить, чем же известен нам день 16 ноября. Что же это за день? (ответы ребят) -Правильно. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово Толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек. Мы живем в современном, развитом мире, с постоянно движущимся вперед прогрессом. Когда техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, проще, спокойнее, добрее. Но все чаще и чаще мы слышим слова: агрессия, жестокость, насилие, непонимание. Все чаще эти понятия применимы к современной молодежи. И самое страшное это происходит не где-то и не с кем-то, а рядом с нами и среди нас. Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для нас слово – толерантность и призыв быть «Толерантной личностью». Что - же это за слово такое? Почему же наше общество нуждается именно в толерантной личности? Я думаю, ребята, что все уже поняли, о чем сегодня будет идти речь? Уважать других, быть внимательными к другим, показывает , в первую очередь, то, что нас объединяет, а это значит - быть толерантным. Поэтому и наш классный час посвящен такому понятию , как «Толерантность».
(слайд №5)
Наша планета такая большая , что вмещает , объединяет, насчитывает около трех тысяч народов.
(Слайд №6)
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей. Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в нашей стране не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
(слайд №7)
Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
(слайд №8)
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
(слайд №9)
Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
(слайд №10)
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков. 2
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
2. Введение и объяснение понятия толерантность.

Слово учителя.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
Так, что же такое «толерантность», давайте заглянем в толковый словарь. (Слайд №11)

Толерантность
— это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, в
е
рованиям.
Проявлять толерантность
– это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 3. Ребята, давайте послушаем одну очень интересную сказку о счастье. На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. – О всемогущий мой король, – Подать хоть грошик мне изволь. – Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный. – О мой король, – вскричал солдат, – Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услуженье, 3
Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. – А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл... Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха. – Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова – Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то... – А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл... Вот лето кончилось. Жара, Сменяется ненастьем. Король торопит: – В путь пора, Еще немного – и ура! Свое настигну счастье! И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нет. Да старец с белой бородой, Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго, Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Детей согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, 4
Все это сделай, но сперва, Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь...» Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце, Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет! 1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? 2. Как вы думаете, почему изменился король? 3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения? 4. Чему нас учит эта сказка?
4. Я предлагаю Вам проанализировать некоторые ситуации. (Слайд №13)
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. 1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки. 2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания. 3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. 1. Для того чтобы не было войны… а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда! б) нужно понимать, почему они происходят. 2. В школе проходит акция «Милосердие»… а) это тебя не интересует; б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам. 3. Ты противостоишь насилию… а) насилием; б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет. 5
4. Один товарищ тебя предал… а) ты мстишь ему; б) ты пытаешься объясниться с ним. 5. Видишь, когда сильный обижает слабого… а) равнодушно проходишь мимо; б) вмешиваешься. 6. Ты не согласен с кем-то… а) ты не даешь ему говорить; б) ты все-таки слушаешь его. 7. Учитель ждет ответа учащегося… а) кричишь с места; б) даешь возможность ответить другому. 8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик… а) ты не общаешься с ним; б) помогаешь ему влиться в коллектив. Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»:
Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»:
Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»:
Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий. Ребята, мы с вами провели анкетирование «Является ли наш класс толерантным» среди учащихся нашего класса и среди учителей, которые работают в нашем классе. Толерантность класса оценивалась по 5 бальной шкале. Получились следующие результаты. Ребята, давайте вместе попытаемся определить, а какими качествами должен обладать «Толерантный класс» 6
читаем высказывание о классе и выбираем те качества, которые присущи для толерантного класса Умение внимательно слушать и слышать Стремление разобраться, расспрашивание Совет, предложение Похвала, согласие Подбадривание Благожелательность Утешение Уважение Поддержка Перебивание, неумение слушать Игнорирование Отстранение Обзывание Обвинение, упрек Осуждение, критика Чтение нотаций Угрозы Приказ, указание Ну вот, мы и выяснили, какими качествами должен обладать Толерантный класс.
Вывод
. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.
5. Обобщение.

(Слайд №14)
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, 7
стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
6. Тренинг (Слайд №15)
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы: Наша Родина - Россия. Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу. Мы милосердные, добрые, справедливые. Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут сч
а
стливо жить дети и никогда не будет войны.
7. Итог урока

(Слайд №16)
Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно
споем песню “Солнечный круг”

(Слайд №17)
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!
Литература
1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4. 2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: ru.wikipedia/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана. 3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44. 4. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7. 5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8. 6. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008. 7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5. 8