"Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения"

Автор: Панченкова Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №30"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: Публикация
Тема: "Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения"
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Педагогический совет как постоянно действующий орган

самоуправления образовательного учреждения»

Содержание Введение………………………………………………………………………3-4 ГЛАВА 1. Теоретические основы 1.1. Функции педагогического совета..............................................4-8 1.2. Содержание педагогических советов.................................................8-13 1.3. Планирование содержания педагогических советов....................13-17 1.4.Требования к планированию педагогических советов …..................17-20 1.5. Типология педагогических советов по методам и формам......20-28 ГЛАВА 2. Практическая часть 2.1. Педагогический совет по теме «Учитель, который работает не так!»............28-42

Заключение……………………………………….43-44 Список использованной литературы………………45 2

Введение
Актуальность данной проблемы заключается в том, что педагогический совет – это постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Педагогический совет создается во всех общеобразовательных учреждениях, где больше трех учителей. В постоянный состав педсовета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель). Главные цели и задачи педагогического совета – объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Во «Временном положении о государственном общеобразовательном заведении РСФСР» определены такие виды деятельности педагогического совета: 3
обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта; решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.; проведение аттестации педагогических работников учебных заведений с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих); рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения; проведение опытно-экспериментальной работы; определение направлений взаимодействий учебного заведения с государственными и общественными организациями.
ГЛАВА 1. Теоретические основы

1.1. Функции педагогического совета
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным. 4
Он выполняет следующие функции:  управленческие;  методические;  воспитательные;  социально-педагогические. Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей. Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие. Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.). Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно- воспитательного процесса, выработка рекомендаций. Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований. Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ. 5
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями. Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа. В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления. Информационное направление: сообщение о состоянии учебно- воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта. Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно- воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта. Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий. Обучающее направление: это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства. 6
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой. Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива. Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии. Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности. Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег. Социально-педагогические функции состоят: –в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ; –в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: школы, семьи, общественных организаций; –согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий; 7
–социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т.д.). Новая социально-экономическая ситуация предъявила и новые требования к школе. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35 п. б) дает право школе самой определять функции педагогического совета. Поэтому то, что сказано во «Временном положении о государственном общеобразовательном заведении РСФСР», следует рассматривать и использовать в качестве рекомендаций. Руководители-практики настойчиво пытаются переосмыслить и расширить функциональное назначение педагогических советов, они ищут и осваивают новые подходы к их подготовке и проведению.
1.2. Содержание педагогических советов
Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения. Содержательный тезаурус современной проблематики педагогических советов в обобщенном виде можно представить такими модулями: Модуль А. Знания, умения, навыки учащихся. 8
Содержание образования: стандарты, программы, преемственность, межпредметные связи. Формы и методы контроля знаний, умений, навыков. Диагностика и предупреждение отставания в учебе. Формирование общеучебных умений и навыков. Отслеживание умственного развития. Модуль В. Образовательные технологии. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса. Технологии на основе реконструкции учебного материала. Технологии на коммуникативной основе. Технологии на основе совершенствования управления. Коллективный способ обучения. Развивающее и саморазвивающее обучение. Альтернативные технологии. Технологии компенсирующего обучения. Модуль С. Урок. Требования к современному уроку. Нетрадиционные формы урока. 9
Активизация деятельности учащихся на уроке. Урок в развивающем обучении. Альтернативные формы обучения. Модуль D. Воспитание. Цели и содержание воспитания в современных условиях. Внеклассная работа (дополнительное образование). Воспитание в процессе обучения. Социализация ребенка в условиях школы. Воспитательная система школы. Отслеживание воспитанности учащихся. Модуль Е. Работа классного руководителя. Программы воспитательной работы. Коллективные творческие дела (КТД). Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Организация детского самоуправления. Формирование классного коллектива. Модуль F. Развитие школы (управление). 10
Программа развития школы. Работа школы в режиме развития, педагогический эксперимент. Освоение современных образовательных технологий. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Демократизация школьной жизни. Модуль G. Школьник. Личность ученика, модель выпускника. Социальная защита детей. Защита ученика от педагогических крайностей. Здоровье школьников. Психолого-педагогическая диагностика личности школьника. Адаптационная педагогика. Модуль Н. Учитель. Личность учителя. Гуманизация отношений участников педагогического процесса. Личностный подход, учение без принуждения. Педагогическое мастерство. Творческая лаборатория учителя. 11
Модуль J. Родители (семья, социум). Семейное воспитание сегодня. Социальная защита и реабилитация детей. Работа школы с родителями. Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества. Социальная педагогика, педагогизация социума. Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули D и Е – воспитание, Р – управление, а модули G, Н, J включают проблемы, связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления, регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он расставляет точки над i по комплексу проблем, определяет пути и средства их решения, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно, искусство управления состоит и в том, чтобы предупредить многие проблемы, сгладить их остроту. Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается: 12
освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области; состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков ит.д.); обзор учебно-методического обеспечения; рекомендации по затронутым проблемам. Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.
1.3. Планирование содержания педагогических советов
В каждой школе – своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования: 1.Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного учебного года). Учитывается специфика темы, над которой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов. 2.Использование педагогического совета вместе с другими средствами управления (частнометодический уровень технологии, стратегия модульных изменений). В такой модели педагогические советы ориентируются на средне-перспективное планирование, на последовательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2–3 года. 13
3.Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации программы развития школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долгосрочное (3–5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием (углублением и расширением) уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития. Первая модель исходит из актуальности, учитывает прежде всего конкретный социальный заказ школе, указания вышестоящих органов, а также реальные (сегодняшние) проблемы учебно-воспитательного процесса. Однако педагогические советы, представляющие только ответ на ситуацию, назревшую проблему, не отвечают требованиям преемственности, не выстраиваются в систему, не выполняют прогностической функции и поэтому являются недостаточно эффективными для развития школы. Поэтому более эффективна вторая модель, организующая планомерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественную экспертизу. Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла состоит из пяти составляющих: первый – аналитическо-планирующий педсовет; проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем; второй, третий и четвертый педсоветы – тематические с промежуточными итогами; 14
пятый – итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п. При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить даже основных проблем. Возникает необходимость спланировать тематику на более продолжительный период. К примеру, логика развития содержания педагогических советов в двухгодичном цикле может быть построена так: Первый год:  Программа развития школы (разработка и обсуждение программ развития, модуль F).  Повышение качества знаний учащихся на основе нового взгляда на личность ребенка (А + G).  Работа классного руководителя (D + Е). Второй год:  Современный урок и мастерство учителя (С + Н).  Современные образовательные технологии (В).  Система воспитания в школе, роль родителей в воспитании (D + J). Еще более эффективна третья модель планирования, при которой содержание педагогических советов становится системообразующим фактором для реализации избранного школой направления развития (стратегии системных изменений). В этом случае цикл, охватывающий последовательно все 15
проблемы педагогических советов, повторяется в течение нескольких лет, но при каждом витке берется новый, более высокий уровень рассмотрения проблем. От педсовета к педсовету развивается каждая тема, соблюдается преемственность, принцип оптимизации (получение лучших показателей при меньших затратах сил). Начальный уровень рассмотрения проблемы на каждом модуле определяется диагностикой образовательного уровня педагогического коллектива, его опыта (стажа), квалификации. Диагностику квалификационного состава по формальным показателям следует дополнить диагностикой, например, по Я. С. Турбовскому. Общий анализ ее результатов позволит определить средний уровень знаний и умений учителей, на который и ориентируется тематика педагогических советов. При большом разбросе уровней квалификации можно разделить коллектив на 2–3 группы, провести методическую учебу с тем, чтобы выровнять уровни квалификации. Стартовая позиция плана педагогических советов будет определяться уровнем подготовленности коллектива. Если он находится на низшем (первом) уровне квалификации, последовательность тем педагогических советов будет состоять из названий первого столбца таблицы: Аl – Вl – Сl – Dl – Еl – Fl – Gl – HI– Л. За циклом Аl ... Л пойдет следующий: А2 ... J2 и т. д. В других случаях, с учетом уровня подготовки коллектива по различным модулям, последовательность проблем может быть другой, к примеру:А3 – В2 – Сl – Dl– Е4 – Fl – G2 – Hl – Л. В зависимости от конкретных условий и данных диагностики учителей некоторые темы могут объединяться для обсуждения на педагогическом совете или, наоборот, конкретизироваться и распределяться на два или 16
несколько его заседаний. Как уже говорилось, годовой цикл педсоветов включает рефлексию деятельности за год и старт (организационно- теоретическое введение) в новый годовой цикл. Другой вариант стратегического планирования (системного изменения) представляет разработка и дальнейшая реализация авторской модели развития. Авторской моделью в педагогике называют разработанный автором (или коллективом) образовательный процесс, представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику. Авторское своеобразие – характерная особенность современных школ; в его формировании огромную роль играет технология педагогических советов. Технологический цикл в этом варианте начинается со стартового педагогического совета, который посвящается разработке программы развития школы. Стратегия планирования по годам обучения связана с освоением инновационных сфер учебно-воспитательного процесса и определяется тремя взаимосвязанными направлениями: 1.Дифференциация обучения по интересам детей. 2.Воспитание искусством. 3.Служба социально-педагогической заботы о ребенке. Таким образом связанные авторскими направлениями развития, обсуждаются разные аспекты того или иного модуля, результаты научных исследований и передового опыта направлены на внедрение в практику, тематика базируется на конкретном материале школы и анализе деятельности всех учителей. Формулировка темы содержит или предполагает проблему, которая практически значима, трудно решаема, но реально достижима.
1.4.Требования к планированию педагогических советов
17
В рамках первой модели (первого уровня) технологии должны быть выдержаны такие требования: актуальность, практическая значимость и всеобщность темы, а также современность и научность. Актуальность тематики педагогических советов основывается на психолого- педагогической диагностике состояния детского и учительского коллективов, условий социально-педагогического окружения, учете социально- политической, социально-экономической обстановки.По существу, актуальность – это решение основных проблем школы на современном уровне. Например, если сегодня вынести на обсуждение педагогического совета вопрос о самообразовании учителей и при этом обойти все новое, что появилось за последнее время в массовом опыте в связи с обновлением содержания и методов обучения, это будет малоэффективно. Тема педсовета должна быть современной и своевременной. Нерационально выносить на рассмотрение советов (которых всего несколько в году) частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений (кафедр) или на семинаре классных руководителей. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать методобъединениям, у них есть возможность полнее учесть общее и специфическое в системе повторения по различным предметам и классам или вопрос о педагогической технике в работе классного руководителя разумнее всего обсудить на семинаре, а не на педагогическом совете, на котором вряд ли удастся глубоко вникнуть в проблемы возрастной психологии. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует 18
всестороннего коллективного обсуждения. Избранная тема должна отвечать требованию научности. Научно- теоретический уровень обсуждаемых проблем предполагает знание достижений психолого-педагогической науки (ознакомление с монографиями, с периодической литературой, участие в научных конференциях, чтениях и т. д.). При обмене мнениями полезно использовать выводы как педагогики, так и смежных наук – психологии, социологии, физиологии. В практике работы школы должны занять свое место научно- обоснованные рекомендации. Во второй модели планирование имеет более высокий уровень: учитывает требования перспективности и преемственности тематики. Перспективность как нацеленность на развитие, на будущее в этой модели имеет рамки «средней перспективы» (2–3 года), однако и в этих масштабах необходимо соблюдать преемственность. Это значит: выбирая тему, нельзя утрачивать связь с прошлым, нужно учитывать вопросы, которые рассматривались в предыдущие годы, учитывать ранее сложившуюся в учительском коллективе точку зрения, накопленный опыт. Круг проблем, обсуждаемых на педагогических советах, периодически повторяется. Задача планирования – придать этому процессу развивающий характер. Еще более высокие требования предъявляются к планированию педагогических советов как основе управления развитием школы. Концептуальность применительно к планированию педсоветов означает выход тематики на определенные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции. Тематика должна соответствовать концепции развития школы. Педагогические советы предполагают всегда дискуссию, столкновение мнений, диалог различных 19
концепций, тем не менее в их планировании должна прослеживаться определенная концептуальная линия, соответствующая программе развития школы – коллективным решениям, выработанным на ключевом, стартовом педагогическом совете. Системность, системный подход – методологическая основа планирования педагогических советов. Методологические признаки системы – целостность состава и структуры объекта; закономерности и логика соединения частей в целое, связь объекта.Целостность системы педагогических советов обеспечивается целевыми ориентациями, органически взаимосвязанными с образовательной технологией школы, составом участников, существующей нормативной базой методической и учебно-педагогической деятельности. В долгосрочном стратегическом планировании содержания педагогических советов реально используются и воплощаются классические принципы педагогики: научность содержания, системность и последовательность, доступность, сознательность, учет индивидуальных особенностей, связь теории с практикой, единство обучения и воспитания. Наконец, третий признак проявляется в учете имеющихся результатов школы, ее социального заказа, связей с социумом. Исходным документом для планирования педсоветов служит программа развития школы. При перспективном планировании содержание модулей, которые будет рассматривать и обсуждать педсовет, определяется на 3–5 лет в определенной последовательности. Выполнение всех перечисленных требований обеспечивается опорой на проблемно-ориентированный анализ, диагностическое целеполагание, прогнозирование процессов последействия педагогических советов, контроль результатов и их последующую коррекцию.
1.5. Типология педагогических советов по методам и формам
20
Метод – это путь, способ продвижения к истине. Методы обучения и воспитания выступают как упорядоченные способы деятельности по достижению образовательных целей. Форма же трактуется как внутренняя организация содержания, как конструкция отрезков, циклов технологического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы – тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся и родителей. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются: 1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой); 2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино-, телематериалов, компьютерные средства); 3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно- воспитательном процессе). Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет прежде всего публичное собрание, деловое совещание. 21
В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов: традиционные (авторитарные, догматические); современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов; нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями. Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются прежде всего такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста. Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой. Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет–семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения – чтения, конспектирования, а в ходе педсовета – активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно 22
подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы. Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса деятельности школьников Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др. Педагогический совет–деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры – «мозговая атака». Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются: осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива; 23
разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости; частичное осуществление контроля членами коллектива; деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме. Педагогический совет–диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) – это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой- определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет- дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета–диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др. Педагогический совет–консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам. На педагогическом совете–творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя 24
становится достоянием всех. Такой педсовет – один из важнейших способов повысить методический уровень учителей. Педагогический совет–презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку. Педагогический совет–конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов. Педагогический совет–конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом – суть педсовета-конференции. Педагогический совет–аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта» поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу – учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри). Педагогический совет–фестиваль проходит как широкий общественный 25
смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления. По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников). Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы» и включает весь педагогический коллектив. На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики. Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или. Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д. По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д. 26
Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом. Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет. Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития. Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой – подводит итоги работы за полугодие. Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Педагогический совет по итогам отдаленных результатов обучения. В. И. Шевардиным разработана методика оценки работы школы на основе отдаленных результатов обучения. Она предусматривает анализ и рефлексию 27
педагогического процесса, давшего те или иные результаты в послешкольной жизни выпускников. Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний. Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.


Глава 2. Практическая часть

2.1. Педагогический совет по теме «Учитель, который работает не так!»

Цель:
мотивировать педагогов школы на работу в инновационном режиме, стимулировать процесс их профессионально-личностного самосовершенствования.
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом

случае он обретает право учить

(Лизинский В. М.).
Ход педагогического совета 1 этап.
Вступительное слово
Коллектив у нас собрался тертый: 28
В науках, в педагогике у них одни пятерки. Ты пальчик не клади им в рот – У нас здесь грамотный народ. Действительно, сегодня на нашем заседании педагогического совета речь снова пойдет об учителе. Тема педагогического совета
«Учитель,

который работает не так …!»
и сегодня мы поговорим не только о профессиональных качествах педагога, но и о его проблемах, эмоциональном состоянии педагога, ведь
Учителя в формулу «знания – умения – навыки»
не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета – не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно. Каждый из нас слышал словосочетания «компетентный учитель», «современный учитель»» и знает, что его все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией. Каждый из нас хотел бы быть таким учителем. Давайте задумаемся – а кто же такой «компетентный и современный учитель», какие качества ему присущи? Наша задача – создать портрет такого учителя. Форма нашего сегодняшнего педагогического совета – круглый стол. Весь педагогический коллектив разделен на 3 группы. Группы сформированы по методическим объединениям (каждая группа получает чистый лист и фломастеры, карточки, смайлы) . В течение 5 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые на ваш взгляд определяют портрет современного учителя и 29
отразите их в «портрете- модели» современного учителя. Каждое методическое объединение должно представить свою модель «современного, компетентного учителя». (на доске к фигуре человека прикрепляются листочки с качествами.) От каждой группы по очереди выступают представители, демонстрируя коллегам портрет и рассказывая о тех качествах и свойствах, которые, по мнению их группы, ему присущи. Примечание для ведущего. Примеры качеств «компетентного учителя», представлен и подростками (данные взяты из анкет): сообразительный, умный, самостоятельно мыслящий, любящий науку и учение, мудрый, ответственный, трудолюбивый, опрятный, пунктуальный, тактичный, воспитанный, интересный, активный, независимый, солидный; а также это человек, уважающий людей, патриот и индивидуальность.
Ведущий.
Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами 3 модели, которые … (называет 5-6 качеств, присутствующих в работе ребят). А теперь давайте посмотрим, какую оценку дали ученики 9-11 классов и школе и работе учителей. Всего в опросе участвовало 112 человек их 153 (75% от общего количества учащихся 9-11 классов). Каким, по их мнению, должен быть современный учитель.
Учитель должен быть:
Толерантный, молодой, энергичный, справедливый, чуткий, мобильный… - 112 учеников
Что нравится в работе учителей:
Хорошая подготовка к экзаменам – 63 Внимание со стороны учителя -54 Четкая организация занятий -48 Справедливая оценка знаний – 78
Что не нравится в работе учителей
30
Безразличие со стороны учителя или предвзятое отношение – 46 Плохая организация занятий, скучные и однообразные уроки – 52 Слабая подготовка к экзаменам – 37 Не справедливая оценка знаний – 22
Что нравится в работе школы
Материально-техническое обеспечение - 80 В школе уютно – 93 Сотрудничество с ДШИ № 18 - 40 Обеспеченность учебниками и литературой - 96 Санитарно-гигиенические условия -71
Что не нравится в работе школы
Питание в школьной столовой (кормят не вкусно) – 98 Большая загруженность школы (учитель не имеет возможности заниматься с учениками после уроков) – 54 Отсутствие УПК – 25
Что влияет на качество работы учителя
Низкая заработная плата - 64 Усталость, учитель имеют большую нагрузку – 23 Неуважение со стороны учеников и родителей – 13
Хотели бы вы в будущем работать учителем?
Нет – 110 Да - 2
Что вас привлекает в работе учителя
Ничего – 110 Работа с людьми - 2
Что останавливает от выбора данной профессии
31
Низкая заработная плата – 110 Низкий социальный статус учителей – 110
Необходима ли профессия учителя в наше время
Да, живое общение ни чем не заменишь -57 Не знаю - 32 Не нужна, можно учиться через интернет - 11 А теперь давайте предоставим слово нашим председателям ШМО учителей начальной школы, гуманитарного цикла и естественно математического циклов которые дадут аналитическую справку о педагогах своих МО. Педагогический коллектив нашей школы действительно состоит из настоящих профессионалов, но давайте подумаем, можем ли мы действительно считать себя таковыми на все 100%, особенно в связи с глобальными изменениями в образовании, стоим ли мы на этом пьедестале. Я прошу вас проанализировать в течение 3-5 минут с коллегами этот вопрос, а затем, попрошу по одному представителю от каждого ШМО подойти ко мне и определить то расстояние, на котором, как вы считаете находятся наши педагоги от идеала «современного учителя» (на доске нарисованы мелом уровни: я уже идеал, мне надо еще немного поработать над собой, мне еще очень далеко до идеала) И исходя из общих результатов, поставьте фигурку учителя на принятый группой уровень. Свою позицию поясните, указывая те качества или компетенции, а может быть и способы достижения этой цели, которые необходимы, чтобы преодолеть этот путь между нами и идеалом. Вот результат: пока никто из нас не является по-настоящему современным учителем, мы все только стремимся к этому идеалу. Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала – образованного человека. Непростая, оказывается, это задача – стать «компетентным учителем»! 32
Примечание для ведущего. примеры: трудолюбие, усидчивость, усердие, упорство, оптимистичность, умственные способности, эрудированность, смелость. Но задача педагогов заключается не только быть компетентным учителем, но и в умении решать сложные педагогические ситуации, и в умении сформировать компетенции в своих учениках. Вот об этом и пойдет сегодня речь на нашем педсовете. Мы постараемся понять, почему мы иногда работаем
«не так»
, что нам помогает или наоборот мешает. К чему нам необходимо стремиться. Вчера, в нашей школе проходило совещание, где особое место было отведено умению учителя общаться с детьми, находить к ним индивидуальный подход, особенно к детям «трудным» , «не стандартным». Я предлагаю вам проанализировать педагогическую ситуацию, которую в виде сценки «Образовательный заказ» представят вам наши учителя… и определить, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой заказ на образовательные услуги школы сегодня существует? Каким мы представляем себе
идеального ребенка
и с
каким ребенком нам трудно
? Для ответов на эти вопросы предлагаем вам с помощью мозгового штурма определиться в эпитетах, коими мы можем «наградить» наших воспитанников. Как вы думаете, почему именно эти ребята - самые проблемные? Какова роль родителей в воспитании детей? Почему дети с неохотой идут в школу? Что мы можем сделать для них? Ведущий. Подведем итоги. Нам труднее всего работать со школьниками, которые обладают следующими характеристиками и качествами: 33
• ___________________________ • ___________________________ • ____________________________ Нам легче всего работать со школьниками, которые обладают следующими характеристиками и качествами: • ___________________________ • ___________________________ • ____________________________ Не секрет, что взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению. Итак, как выяснилось, одной из причин, влияющих на работу педагога, являются непростые взаимоотношения педагогов с учениками, а как следствие и с их родителями. Что же еще влияет на качество работы современного учителя? Давайте поговорим о профессиональном становлении педагога.
Профессиональное становление педагога
имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Сейчас, когда проблема компетентностного подхода стала актуальной и значимой, необходимо обратить внимание на систематическое повышение квалификации и самообразование каждого учителя, и сделать процесс работы над темой самообразования не 34
формальным, а продуктивным, творческим. Хочется отметить, что на протяжении последнего времени, педагоги нашего района получили более широкую возможность повышать свою квалификацию в НИРО, в прошлом году более 20 педагогов повысили свою квалификацию. К сожалению, большинство педагогов воспринимает прохождение курсов как ненужную повинность, хотя сейчас, во время модернизации системы образования возникает необходимость непрерывности образования, в результате которого человек, а тем более учитель должен на протяжении всей жизни повышать свою квалификацию .Традиционно мы в начале учебного года
выбираем и

темы

по

самообразованию.
Сегодня председатели МО в своих выступлениях перечислили темы по самообразованию педагогов, но действительно ли педагоги над ними работают на протяжении всего года, существует ли актуальность проблем над которыми работают педагоги, и есть ли реализация данной методической работы педагога на практике, можем ли мы говорить о том, что эта деятельность влияет и на совершенствования педагогического мастерства и на повышение мотивации к изучению учебных предметов. Я предлагаю членам МО поделиться результатами своей работы с коллегами, а так же прокомментировать какие средства мотивации к изучению предмета они применяют в своей педагогической практике. С какими проблемами они сталкиваются. Заслушиваются выступления 1-2 человек от МО Исходя из анализа работы над методической темой самообразования, наряду с положительными моментами можно выявить следующее:  формальное отношение педагогов к выбору тем по самообразованию;  недостаточная теоретическая подготовка учителей;  высокая информатизация образовательной среды и недостаточная 35
подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях;  отсутствие обмена опытом с коллегами А теперь давайте поговорим о мотивации. Уважаемые коллеги! Посещая уроки учителей нашей школы, администрация, как правило, выделяет следующие положительные моменты: соответствие материала по сложности и типу класса; оптимальный темп урока; общая эрудиция учителей; культура и выразительность речи учителей; сотрудничество с учащимися. Но вместе с тем есть и негативные моменты: недостаточная мотивировка учащихся; стандартность форм работы на уроке; недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке. Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика? Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":
36


Мотив (от латинского) –
приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.


Мотивация
- побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения
– внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
1 -
осознание ребенком объективной значимости учения;
2
- понимание ребенком субъективной значимости учения. Предлагаю в
течение 10-15 минут разработать памятки «Создание

ситуации успеха на уроке»
При составлении памятки важно учитывать не только целеполагание, вид и форму проведения урока, применение современных педагогических технологий, но и наличие системы обратной связи на уроках, приемов оценки знаний учащихся. А может быть, кто-то их коллег захочет поделиться своим опытом работы по данной проблеме. Заслушиваются выступления 1 человек от МО Итак, мы все молодцы, теорию мы действительно знаем не плохо, но все же что еще нам мешает работать не всегда хорошо? Итак… Педсовет не педсовет Коль психолога в нем нет! 37
Скорректирует, проверит И в себя заставит верить.
Аспекты удовлетворенности жизнедеятельностью школы
1. Организация труда 2. Оплата труда 3. Возможность проявления и реализации профессиональных качеств педагога 4. Отношения с администрацией 5. Отношения с учащимися 6. Обеспечение деятельности учителя
Творческая позиция учителя как условие успешности»(анкета)
1.Какие качества характеризуют творческого учителя? 2.Какой урок, занятие, по вашему мнению, можно считать творческим? 3. Назовите Ф.И.О. творчески работающего учителя нашей школы, чей (чьи) ученик(и) добились определенного успеха. 38
4.Ваши предложения администрации и педагогическому коллективу, что можно изменить, сделать в школе, чтобы способствовать проявлению творческого потенциала учителя.


Инсценировка «Образовательный заказ».

Роли:
Ребенок Президент Друг Ребенка
Задача инсценировки:
понять, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой заказ на образовательные услуги школы сегодня существует.
Президент
(выступает по телевизору): Задачами образования сегодня является внедрение федеральных образовательных стандартов 2 поколения, при успешном внедрении которых наши педагоги сумеют сформировать ….
Ребенок.
Фу, как скучно… Опять про учебу. Лучше бы мультики показали. Раздается телефонный звонок. Звонит Друг Ребенка.
Друг Ребенка.
Привет! Что делаешь? Скучаешь? Ребенок. Ага! А ты? Думаешь, как сказать родителям про двойку?
Друг Ребенка.
Да… Знаешь, что мне Марья Ивановна сегодня сказала?
Ребенок.
Что?
Друг Ребенка.
Что я тупой - 3 раза, и «куда мои родители смотрят» - 4 раза! Я специально считал и пальцы загибал!
Ребенок.
А пальцев хватило?
Друг Ребенка.
Как раз 10! Не пойду я больше на эту литературу, пусть сама свою «Му-му» читает! Не интересно мне это! И вообще в школу больше не пойду - на уроках заставляют все время писать скучные формулы, решать задачки, писать предложения о несущественных для моей жизни вещах, 39
предлагают готовые ответы на вопросы, которые я не задавал. Чему я там могу научиться? Учебники - и те устарели, не говоря уже про саму школу.
Ребенок.
Может, куда сходим? В кино, например, на Гарри Поттера.
Друг Ребенка.
Не, про Потного я уже смотрел. Хочется чего-то необычного, интересного. То ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-то…
Ребенок.
Нет, давай сегодня обойдемся без жертв. Есть одно место… Цветов не обещаю, музыка - возможно.
Друг Ребенка.
Это что - в кафушку что ли?
Ребенок.
Ты про ГПД слышал?
Друг Ребенка.
Нет. Это что за абракадабра? Новая группа что ли? Типа ДДТ?
Ребенок.
Нет, это школа полного дня. Что это такое лучше увидеть своими глазами. Идешь?
Друг Ребенка
. Да.
Решение педсовета
Для осуществления возможности на демократической и профессиональной основе выстраивать организационно-методическую и исследовательскую работу в школе с учетом имеющихся проблем и выявленных факторов, которые влияют на успешность работы учителя. Необходимо: 1.
Педагогу-психологу
 составить технологическую карту критериев успешности для проведения самоанализа и самодиагностики учителей.  Оказывать консультативную помощь учителям-предметникам.
40


2. Учителям -предметникам:
провести самодиагностику на основе технологической карты критериев успешности;  спланировать работу и подготовить отчет по самообразованию и ведению исследовательской работы к концу учебного года и представить его на заседание ШМО;
3. Председателям ШМО
 При планировании работы МО на 2014-2015 учебный год проконтролировать наличие индивидуального плана работы над темой у всех членов МО. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению каждый педагог должен представить наработанный материал. Формы представления могут быть различными (выступления (отчет) на заседании МО, педсовета; теоретический, методический и практический семинар;  практикум; мастер - класс; открытый урок; портфолио).  Вести учет тем самообразования, курировать деятельность педагогов по их реализации, консультировать, оказывать обходимую методическую помощь. Весь наработанный материал должен являться доступным для использования другими педагогами. Результатом данной работы должен стать общешкольный банк методических разработок.
Тема самообразования должна определяется, исходя из:
 методической темы школы;  затруднений педагогов;  специфики их индивидуальных интересов.
41


3.

Учителям информатики
На базе кабинетов информатики организовать цикл обучающих занятий для учителей не владеющих компьютерной грамотностью с целью повышения их профессиональной компетентности.
4. Заместителю директора по УВР
 Включить в план методической работы организацию недели педагогического мастерства с целью обмена опытом и повышения мотивации.  Создать творческую группу для разработки портфолио учителя.  Создать в школе методический кабинет Педагогический совет подходит к концу. Все педагоги сегодня очень хорошо поработали. Большое вам за это спасибо. А ученики 11А класса нашей школы, которые занимались социологическим опросом и тоже помогали мне в подготовке педсовета еще раз решили доказать, что наверное мы в школе работаем не зря и наши дети, несмотря на их неоднозначные оценки действительно любят своих учителей. Для вас они приготовили музыкальный сюрприз. Уважаемые коллеги! Пока вы будете слушать песню Пожалуйста, определите свое эмоциональное состояние в процессе работы педсовета, выбрав один из предложенных рисунков и в конце педсовета прикрепите его к доске. Смайлики звучит песня 42

Заключение
Тематика педагогических советов может определяться двумя путями: По итогам внутришкольного контроля на методическом совете выбираются при планировании работы на год такие проблемы, решение которых возможно на педсовете; Программа развития предусматривает наличие спланированных в системе педсоветов на несколько ближайших лет (с учетом миссии школы и поставленных целей образования). Педагогический совет собирается по мере необходимости, но не менее одного раза в учебную четверть. Педагогический совет работает по плану, утвержденному на заседании совета. В подготовке и проведении педагогического совета участвует весь коллектив, а не отдельные члены (докладчики и содокладчики). Готовясь к совету, каждый член коллектива сможет рассмотреть собственный педагогический опыт с позиции современных требований, сравнить свои достижения с успехами своих коллег, познакомиться с открытиями педагогической науки. На заседаниях педагогического совета ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем совета. Педагогический совет избирает из своего состава секретаря совета на учебный год. В содержание деятельности педсовета входит: разработка концепции развития школы; формирование целей и задач развития школьного коллектива; определение содержания образования, воспитания и развития учащихся; организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитие их творческой инициативы, изучения, обобщения, распространения передового опыта: проводит опытно-экспериментальную работу; решение педагогических проблем, связанных с совершенствованием учебно-воспитательного процесса (УВП) и повышения качества образования; осуществление планирования,

43
организации, регулирования УВП, анализа, и контроля; разработка системы педагогических мер, направленных на методическое обеспечение всех перспектив развития школы; проведение анализа образовательной деятельности. На педагогическом совете также рассматриваются новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС), которые ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. 44

Список литературы

Монография, книга (один или несколько авторов)

1.
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы: актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии. Вып.2 – Волгоград: Учитель,2007.
Учебное пособие, научно-методическое пособие,

методические рекомендации и т.п.

2.
Баранников А.В. Компетентностнный подход и качество образования. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 144 с.
3.
Бахмутский А.Е. Мониторинга школьного образования: проблемы и решения. – СПб.: КАРО,2007. – 176 с
4.
Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. - М.: АПК и ПРО, 2004
5.
Коротков Э.М. Управление качеством образования. Учебное пособие для вузов. – М., Мир, 2006.
6.
Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть – М.: Сентябрь, 2001. – 160 с.
7.
Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с
8.
Поташник М.М. и др. Управление качеством образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
9.
Церникель Л.А. Педагогический совет - основная форма управленческой функции "организации": Учебное пособие. Барнаул, 2000. 45