"Развитие творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре".

Автор: Нуцкова Инна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №131
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре".
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру» ( Ушинский К.Д) Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурные опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития. Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство значит найти важнейший механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражение его активности. Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, во многом зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития игрового творчества ребенка. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогике личностно-ориентированный подход, в рамках которого игра детей старшего возраста рассматривается как подготовка к «взрослой» жизни, и как реальное творчество (так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта.
«Творчество» и «социализация» выступает здесь как взаимные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.В.Менджерицкая, Б.Эльконин и другие). Главный мотив детского творчества – стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивает ее. Задача воспитателя направить поддержать стремление детей к развитию игрового творчества, уровень которых зависит от приобретенных знаний и примитивных умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные способности детей, так же влияющие на развитие творческого замысла. Важное значение для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководство ими имеет осознание педагогами сущности детской творческой игры и ее педагогической ценности. Организует и направляют всю воспитательно-образовательную работу воспитателя. От личности воспитателя, от его знаний, умений, методического мастерства и способности творчески организовывать воспитательный процесс в игре зависит все дело улучшения руководства игровой деятельностью детей и использование ее в целях воспитания. Важнейшие условия игры как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметов, о событиях и явлениях реального мира. В творческих играх процесс освоения знаний мобилизирует умственную способность ребенка, его воображения, внимания, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связи между различными явлениями. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новым знаний, для
расширения их кругозора. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментированию. Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие компоненты. Первый – это роли, которые берут на себя дети в процессе игры; второй – игровое действие, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; третий – игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и наконец, четвертый – реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры. При этом центральным моментом является принятая ребенком роль. Для того чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимо выполнения некоторых условий. Прежде всего, это связь обучения с жизнью. Дошкольника может заинтересовать прежде всего то, что связано с его непосредственным опытом, непосредственным окружением. Для него важно, чтобы новые знания и умения можно было применить в дальнейшем. Более того, в связи с тем, что восприятие дошкольника является чувственным, т.е для него важно потрогать, увидеть, «почувствовать» познаваемые предметы и явления, обучения, познавание мира должно носить наглядный характер. Известный русский педагог Е.И.Тихеева в своих работах отмечала, что в понятие наглядности прежде всего должно входить активное отношение ребенка к окружающему и интерес, который основан на возможности принять свои творческие силы. Третье условие, которое необходимо для сознания творческой атмосферы, - предоставление свободы ребенку, отсутствие излишней опеки. Педагог не должен ставить свои стремления к безошибочным действиям ребенка выше его собственного развития, творчества. И наконец, ребенок должен иметь в своем распоряжении широкий выбор средств для воплощение своего замысла в творческой деятельности, а так же выбор приемов достижения поставленной цели, чему, безусловного его необходимо обучать. В период предшествующей игре, дети знакомились с трудом взрослых (продавца, врача, мед.сетры, водителя), их взаимоотношения с окружающей
обстановкой, где работают взрослые (магазин, детский сад, аптека, поликлиники, почта и другие). Особое внимание уделяется занятием, которые влияют на развитие творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре. В беседах обращали внимание на личностные качества взрослого-труженика (он вежлив, внимательный, заботливый, добрый и т.п). На занятиях по конструированию, лепке дети изготовляли атрибуты к играм: коробочки, шапочки, овощи, фрукты, куличи, пирожные (для игр в «Магазин»). Для уточнения и закрепления знаний о людях разной профессий мы использовали дидактическую игру «Кому, что нужно для работы», а также и другие дидактические игры. Создавали проблемные ситуации, которые побуждали детей к выбору замысла и роли, к последовательной постановке игровых задач, к поиску разных способов отображения действительности. Эти ситуации создавались путем изменения игровой среды и путем общения с детьми по содержанию их игр. Специальная созданная игровая среда помогла детям выразительно передавать свои роли. Для этого мы вносили элементы одежды, детям очень нравилось наряжаться. Игровая среда лишь тогда побуждала детей к творчеству, когда мы ее изменяли. В зависимости от условий, содержание игры на одну ту же тему всегда были разными (были предложены различные игровые ситуации). Наблюдая за играющими, мы вступали в общение с детьми, направляли их на поиск новой роли, на постановку новых задач. Этим самым поддерживали детей к игровой воображаемой ситуации. Линия непрерывного воздействия предполагалась и при формировании у детей представлений и чувств, вызываемых образами литературы, изобразительного искусства. Это оказывало также влияние на проявления творчества в сюжетно-ролевых играх, инсценировках художественных произведений.
На основе анализа научной, методической, психолого-педагогической литературе экспериментальной работы мы сделали вывод о том, что для развития творческих способностей в сюжетно-ролевой игре необходим набор соответствующих психолого-педогогических способностей: 1. Воспитателю следует создать благоприятную эмоциональную обстановку в групповой комнате (демонстрация собственного эмоционального состояния, рассматривание иллюстраций из книг, обмен ассоциациями, придумывание историй по выбранным иллюстрациям и нахождения себя в изображаемых персонажах, рисование на общем листе (ватмане, обоях), «двигательная»деятельность под музыку с высказыванием своих ощущений, одобрение педагогом проявлений ребенка, оказание помощи другим.) 2. Для успешного развития творческих способностей необходимо стимулировать творческие проявления детей, организуя содержательное общение в совместной деятельности, используя при этом прямые и косвенные приемы обучения и руководства его деятельностью. Проявить терпение, так организуя самостоятельную деятельность детей (сюжетно – ролевую игры). При этом используются приемы, облегчающие перенос знаний, умений в сюжетно-ролевую игру (внесение атрибутов: весы для игр в «магазин»; напоминание и другое). 3. Создание предметно-игровой среды (подбор игрушек, игрового материала, атрибутов, обстановка в игровой комнате), что направляет детей на самостоятельный поиск и активное решение игровых задач; использование не только готовых игрушек, но игрушек полуфабрикатов. Полуготовый, крупный сюжетно не оформленный материал (модели, соразмерный росту ребенка), объединение детей в общем деле, стимулируют их поисковую деятельность и творчеств, способствуют как интеллектуальной, так и двигательной активности. Также используют игрушки-самоделки, изготовленные самими детьми, совместно изготовленные взрослыми и детьми, а также игрушки, изготовленные родителями – все, что делают родители, вызывают особый интерес и гордость у детей. Умение строить, мастерить заметно развивает детское
игровое творчество, делает игры более содержательными и целенаправленными. Необходимы для развития творчества в сюжетно-ролевых играх и наборы разнообразных игрушечных животных и кукол. Игрушка побуждает ребенка к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает добрые чувства. В игре много воображаемого, условного, но переживания и действия ребенка реальны. Своевременное изменение предметно-игровой среды (внесение новых игрушек, атрибутов, места для игр (на прогулке)), побуждает детей к поиску новых способов воспроизведения действительности в игре, что развивает воображение, мышление детей, а так же творческие способности. Игры входят в жизнь детей рано, как правило, впервые возникают в семейной обстановке. Учитывая условия и возможности семьи, необходимо проводить индивидуальные консультации, обсуждать на родительских собраниях организацию игровой деятельности детей в семье. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей. А.С.Макаренко говорил, что, область применения того или иного метода воздействия может увеличится до максимума, а может и свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направить игровую деятельность могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой игры.