"Развитие обучающихся в инструментальном классе Детской школы искусств"

Автор: Вернигорова Инесса Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Радужный, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие обучающихся в инструментальном классе Детской школы искусств"
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

Методическая разработка

Развитие обучающихся в инструментальном классе

Детской школы искусств
Вернигорова И. Ю., заместитель директора ДШИ, преподаватель скрипки г. Радужный 2016 год 1

Оглавление:
1. Введение 2.Методы работы с обучающимся 3. Планирование работы 4.Проведение урока 5. Работа над музыкальными произведениями 6.Чтение нот с листа, игра в ансамбле 7.Методическая работа, повышение педагогического мастерства 8.Список используемой литературы 2

Введение
«Что бы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,- нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства» К. Г. Мострас Процесс обучения - явление живое, протекающее в русле множества воздействий и влияний жизненной среды, общественных условий, семейного уклада, сложившихся устоев, традиций и т.п. Каждый ученик обладает теми или иными врожденными качествами, различной нервной организацией, индивидуальной восприимчивостью. Непосредственный эффект обучения, то есть приобретение учеником знаний, умений и навыков, а также достигнутый на данном отрезке времени уровень развития личности, есть некая равнодействующая, откорректированная множеством влияний и столкновений. Иными словами, практически результат процесса обучения, в целом управляемого и целенаправленного несет на себе след всех тех поправок, которые вносятся жизнью. Особую сложность составляет изменчивость и постоянное взаимодействие всех компонентов обучения, что обусловливает и динамичность этого процесса в целом. Детские школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем обучающимся, школы искусств вместе с тем готовят кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания, как администрации, так и преподавателя. В современных условиях школа искусств должна быть оча гом поисков прогрессивных методик. Обучение музыке, и в частности обучение исполнителей, предполагает не только приобретение практических и теоретических (интеллектуальных) знаний, но и развитие разнообразных, в том числе творческих, способностей и качеств личности. В практике лучших педагогов эстетическое воспитание имеет самые различные формы – от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений концертов, театров, музеев с последующим их обсуждением. Эстетические представления обучающихся формируются на репертуаре, который они изучают, и в зависимости от того, в какой мере работа над ним ориентирована на их подлинно художественное воспитание. Поступление ребенка сразу в две школы (общеобразовательную и ДШИ) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий. Столкнувшись с большим объемом домашних школьных заданий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение – это прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети 3
могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование. Во многом трудности этого периода, который не случайно иногда считают кризисным, зависят от семейного воспитания, от опыта общения со сверстниками. Адаптация к коллективу обучающихся, к новым условиям в школе также происходит не сразу и требует больших внутренних усилий и времени. Преподаватель должен предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка желание учиться в школе искусств. Если все же замечается падение интереса обучающегося к занятиям, необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним. Одной из причин падения интереса к занятиям у детей может быть однообразие изучаемого, преобладание в нем инструктивного материала или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте. Другая частая причина – завышение программы, работа над которой угнетает ребенка. Поэтому увлекаться чрезмерно интенсивным продвижением обучающегося вперед следует лишь в особых случаях. Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что пренебрежение закономерностями, характерными для каждой отдельной группы обучающихся, ведет к неудаче. Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип «доступности и последовательности в обучении», вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций.Яркий эмоциональный тонус создает наиболее благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Если у маленького ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а уже возникшие – не закрепляются. Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Поэтому большое значение приобретает темп ведения урока. Чрезмерно быстрый или замедленный темп одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания обучающихся младших классов.Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяженности. При введении в работу нового, более сложного материала важно соблюдать постепенность. Объяснения следует делать краткие и конкретные, подкрепляя их исполнением на инструменте.Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования обучающихся. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание. Следуя этим путем, можно успешнее найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помочь им возможно более полно проявить себя в сфере музыки и правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Для создания условий реализации принципа непрерывности в образовании помимо исполнительской направленности, следует учитывать мотивацию и 4
возможности поступления обучающихся в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств по специальности «Теория музыки»,«Хоровоедирижирование» и др. Ответить на вопрос –стоит готовить ученика к профессиональной музыкальной деятельности или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные способности. Но не менее важно и наличие у обучающегося интереса к музыке и творческой деятельности. Дети, серьезно относящиеся к обучению музыкой, часто значительно успешнее развиваются, чем те, кто относится к ней индифферентно, хотя обладают большими способностями. Уже в средних классах школы, а иногда и раньше, выделяется группа детей, проявляющих себя в занятиях более активно, быстрее и больше разучивающих произведения, выразительнее их исполняющих. Такихобучающихся нельзя задерживать в их развитии. Важно задавать им сочинения более трудные и в большем количестве, смелее продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично. Обеспечиваятаким обучающимся более быстрое освоение техники игры на инструменте, необходимо уделять самое пристальное вниманиеи их общемузыкальному развитию, заботиться о том, чтобыони больше слушали музыку, читали с листа, аккомпанировали, играли в ансамблях, развивались всесторонне. Неустанной заботой должны быть окружены и ученики со скромными музыкальными способностями, несклонные впоследствии заниматься музыкой профессионально. Таких, как правило, в классе бывает большинство. Преподаватель должен воспитывать их как всесторонне разви - тых культурных слушателей, которые в дальнейшем смогут создатьатмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своейсемье. К таким обучающимся следует предъявлять достаточновысокие требования.Воспитание любителей – дело серьезное. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, т. к. это будет тормозить их развитие и можетпривести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке. Важно поэтому внимательно следить, чтобы интерес к музыке, музицированию, мотивация к обучению в процессе занятий возрастали, чтобы общение с искусством становилось все более необходимым.
Методы работы с обучающимися
Развитие творческих способностей обучающихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики. Но в связи со сложностью и многозначностью проблемы, аспекты ее изучения были различными: одни авторы придавали большое значение развитию способности чтения с листа, другие уделяли пристальное внимание вопросам импровизации, третьи-развитию внутреннего слуха музыканта как основе его продуктивной профессиональной деятельности. Каждый из этих аспектов 5
является оправданным, так как все они так или иначе стимулируют развитие тех качеств мышления музыканта, которые могут быть названы творческими. В современных условиях, при большой общей загружен ности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятия. Применительно к работе в инструментальном классе это означает прежде всего использование технологии проблемного обучения,ситуационного анализа, частичного применения исследовательской деятельности, игровой технологии - продумывание преподавателем путей для максимальной активизации самостоятельности обуча ющихся, в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают. Демонстрируя образцы яр ких трактовок произведения в целом и в деталях, преподавателюследует вместе с тем заботиться и о предоставлении инициа - тивы самому ученику. Важно всемерно поощрять его попыт ки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которы ми ему приходится сталкиваться, и настойчиво, по возмож ности самостоятельно, находить ответы на них. Преподавателю следует организовывать эти поиски и направлять их, разверты вая в процессе обучения одну за другой проблемные ситуации. При этом надо иметь в виду, что если в практике об щего и технического обучения создание такого рода ситуа ций основано преимущественно на мыслительной деятельнос ти ученика, то в процессе музыкального воспитания они пред полагают максимальное использование, наряду с интеллектом, эмоциональной сферы и слуха ученика. При индивидуальном подходе сложность изучаемых му зыкальных произведений может отличаться от общих прог раммных требований, которые, естественно, не могут отра зить всего многообразия учебного процесса. Но при этом ка чество исполнения должно всегда оставаться на достаточновысоком художественном уровне. Для успешного технического развития обучающегося важна пла номерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Дети далеко не всегда проявляют к ней должный интерес и нередко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу следует сделать более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какие-нибудь назва ния, образно передающие их характер, побуждать детей са мим создавать варианты к некоторым упражнениям. При исполнении упражнений важно добиваться целесооб разности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения, освобождения мышц. Обо всем этом, как и о качестве звука, следует прояв лять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Однако чрезмерно фиксировать внимание ученика на двигательных приемах небезвредно. Их следует ему показы вать, но 6
ненавязывать и лишь помогать самостоятельно на ходить наиболее рациональные движения. Важно использовать упражнения в виде различных песенных попевок и мелодических фигур. Работу над такими упражнениями следует вести систематично и на протяжении длительного времени, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращива ния темпа и все большей ясности артикуляции. Эту работу надо направлять и контролировать, и вместе с тем предостав лять инициативу самим обучающимся в придумывании собствен ных вариантов упражнений. Для развития «независимости» пальцев исключительно полезны упражнения в виде различ ных мелизмов, мордентов, группетто, коротких трелей, которые следует играть в разных вариантах. Игра гамм в младших классах преследует цель не столько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим, плавным легато, достижения четкой артикуляции пальцев. В дальнейшемперед обучающимся ставится задача постепенного прибавления темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам. Технически развиваясь от класса к классу, обучающийся приобретает все большую беглость пальцев. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за четкостью и ровностью звучания мелодической линии. Хорошее легато, плавность игры возможны только при отсутствии «суеты», лишних движений рук. В старших классах гаммы полезно играть, используя разнообразную динамику и различные ритмические группировки.Дети, развивающиеся более интенсивно, могут изучать гаммы, арпеджио и аккорды в большем объеме, используя материал следующего года обучения. Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития. Отсюда и методы работы над этюдами: исключается грубая, бессмысленная «долбежка», равно как и «болтливое» отыгрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком, - необходимые условия для продуктивных занятий. Для полноценного технического развития ученика необходимо использовать этюды и виртуозные пьесы с разной фак турой. Целесообразно периодически возвращаться к некото рым ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться боль шего совершенствования в том или ином виде техники. Следует всемерно способствовать тому, чтобы обучающийся, как можно раньше научился самостоятельно работать над этюда ми; представлял зависимость технических приемов от харак тера звучания произведения; понимал предстоящие задачи в домашних занятиях; умел разобраться в строении этюда, накапливал средства и методы работы над разной фактурой 7
и мог применять их без подсказок преподавателя. Опасно форсирование продвижения ученика, не имеющего достаточной технической подготовки: как правило, это приво дит к мучительному «натаскиванию», что только мешает росту маленького музыканта.
Планирование работы
Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы обучающихся. Оно должно исхо дить из разностороннего знания преподавателем ученика:возрастных и индивидуально-типологических особенностей, психологических характеристик, опыта и направленности личности, систе матического анализа его музыкального и личностного развития. В начале учебного полугодия преподавательзаполняет на обучающих ся индивидуальные планы,учитывая задачи комплексного воспитания. Помимо основных произведений годовой программы - крупной формы, пьес и этюдов, в план должны быть включе ны ансамбли, аккомпанементы, пьесы для самостоятельногоизучения, для чтения с листа и транспозиции, гаммы и упражнения на развитие техники. Ко времени окончания школы, наряду с практическими навыками владения инструментом, выпускник должен доста точно ясно представлять себе характерные черты важнейшихжанров и особенности стиля композиторов разных творчес ких направлений. Важно поэтому, чтобы музыкальные стилии жанры были представлены в репертуаре обучающегося достаточно широко и полно. Так, при выборе произведений круп ной формы следует чередовать разные ее виды: вариацион ный цикл, рондо, сонатное аллегро, концерт. При изучении пьес следует вклю чать в план сочинения как кантиленного характера, так ивиртуозного, опусы классиков прошлого и произведения современных композиторов. В процессе обучения ребенок должен постепенно знако миться с различными типами мелодики, гармонии, метроритма, фактуры.Такой широкий охват произведений, разнообразных по стилистике, художественным образам и фактурному вопло щению, возможен, конечно, лишь при постоянно вдумчивомпланировании всей работы ученика. На занятиях с каждым ребенком важно последовательно проводить определенные, намеченные выше, репертуарные ли нии, учитывающие ближайшие задачи и перспективные цели.Произведения подбирают с учетом постепенного возраста ния их трудности, что способствует планомерному продвижению обучающихся. Хорошие музыкальные данные, высокий уровень способностей ученика, возможность его профориентации вносят в составление плана свои коррективы. В репертуар таких детей следует включать более сложные этюды на различные виды техники и уделять больше внимания изучению произведений крупной формы, т. к. ра бота над ними, и особенно над сонатами, способствует развитию многих качеств, необходимых музыканту. 8
В индивидуальных планах учеников, не склонных зани маться музыкой профессионально, можно сократить количест во произведений крупной формы, зато уделитьбольше внимания пьесам и ансамблям. В старших классахдля таких обучающихся выбор сочинений должен быть значи тельно более свободным, предусматривающим выход за пре делы традиционного школьного репертуара. В стремлении добиться органичного развития обучающегося преподаватель зачастую работает преимущественно на устранение тех или иных недостатков, вследствие чего наиболее яркие черты музыкальных способностей ребенка не получают долж ного развития. Репертуарный план необходимо составлять та ким образом, чтобы избежать подобной ситуации.Следует внимательно продумывать выбор сочинений, изучае мых в порядке ознакомления. Работупо воспитанию широкого музыкального кругозора целесообразно строить путем ознакомления ученика одно временно с пьесами разных эпох, стилей и жанров. Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в ви де самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместес учеником, учитывая его интересы.
Проведение урока
Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основ ном на уроке.Преподавателю необходимо составить себе достаточно ясное представление об основных задачах на дли тельный период времени, которые следует ставить перед со бой в процессе воспитания и обучения того или иного учени ка, а затем на каждом уроке гибко, в соответствии с обсто - ятельствами, их решать. Работу по чтению нот с листа, подбору по слуху и транспозиции, над различными техническими формулами целесо образно распределять таким образом, чтобы один урок посвя щать, например, чтению нот, подбору и транспозиции, а дру гой - игре упражнений и проработку техники. Время, отведенное на уроках этой работе, будет постепенно сокращаться, ввиду необходимости концентрации внимания на прохожде нии репертуара, но ее следует вести систематично, активно и целеустремленно на протяжении всего периода обучения.Сложная проблема, возникающая на каждом уроке,- со - четание задач, связанных с текущей работой и с последовательным развитием ученика. В практикеименно эта проблема оказываетсячасто нерешенной. Не умея планировать работу с учеником надлительный период времени, преподаватель часто вынужден тратить своиусилия преимущественно на то, что «горит»- на срочную до делку еще «сырых» произведений к открытому выступлению,на ликвидацию «прорыва» по гаммам ввиду приближающего ся технического зачета. В результате главное - решение важ нейших художественно-воспитательных задач остается упущенным. Не нужно также проявлять на уроке слишком многомелочной опеки вместо того, чтобы помочь обучающимся ясно представить стоящую перед 9
ними задачу, за интересовать их предстоящей работой и датьдля нее нужные ориентиры, а затем проявить долж ную требовательность в оценке достигнутых резуль татов. Следуя таким путем, можно успешно решить проблемувремени. Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке с применением в учебном процессе технологии проблемного обучения, использованием активных, проблемно-поисковых методов и способов обучения, созданием устойчивой мотивации обучающихся на творческую деятельность. Такие занятия становятся для ребенка осо бенно привлекательными и в наибольшей мере способствуютего художественному развитию.
Работа над музыкальными произведениями
Работа над музыкальными произведениями занимает осо бенно значительное место в решении задач воспитания и обу чения обучающихся. В процессе ее развиваются такие важнейшиекачества исполнителя, как способность проникать в содержа ние изучаемых произведений, а затем возможно более худо жественно доносить его до слушателя.С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить. С обучающимися младших классов целесообразно в основномразбирать произведение в классе, чтобы научить их грамот ному и осмысленному чтению нотного текста. Тем самым за кладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика. Надо также иметь в виду, что исправление небрежностей, допущенных приразборе, особенно устранениефальшивых нот, требует в дальнейшем затраты многих уси лий.С течением времени следует задавать задания по разбору нотного текста и самим ученикам, чтобы к окончанию школы они накопили в этом отношении достаточный опыт. Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысли вать исполняемую музыку и в доступной для них форме ееанализировать. В старших классах они должны уметь науровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать музыку произведения, его форму и жанровые особенности, использованные в нем выразительные средства, темы иих развитие, определить главную и частичные кульминации, пояснить встречающиеся ремарки и термины, уметь их произ носить. Важно также, чтобы уче ник мог рассказать об авторе сочинения, о том, когда оно бы ло написано и к какому стилевому направлению принадлежит. Изучая с учеником репертуар, необходимо обобщать типические закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средствами выразительности. Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать следующие формы работы с обучающимися: 10
1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. д. 2. Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру; отмечает допущенные ошибки. 3. Самостоятельный разбор - устный и на инструменте заданного сочинения в классе под наблюдением преподавателя. Для подготовки обучающихся к самостоятельному разучива нию произведений следует познакомить их с важнейшимипринципами самоконтроля, использование которых по может им избежать наиболее часто встречающихся ошибок. Вначале, наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую дляобучающегосяап пликату и штрихи. Об этом необходимо проявлять заботу именнона раннем этапе работы, т. к. удачно найденная аппликатураспособствует лучшему решению требуемых художественныхзадач и скорейшей автоматизации игровых движений, а пере - учивание чревато опасностью последующих запинок. На серединном этапе работы происходит все большее уг лубление ученика в характер музыки и в связи с этим совер шенствование исполнения отдельных разделов формы и эле ментов ткани сочинения. Внимание обучающихся концентрирует ся на достижении нужной выразительности в интонировании голоса, в соотношении звучности голосов, в ритмике, динамике, а также на преодолении всех технических трудностей. Эта работа продолжается и на завершающем этапе, ноглавным теперь становится охват произведения в целом. «Собрать» воедино отдельные его разделы помогает ощуще ние их роли в структуре целого, а также выбор темпа, спо собствующего органичному сочетанию всех разделов друг сдругом.В этот период работы преподавателю следует чаще слушать ис - полнение всего произведения целиком. О том, что ученикуудалось и над чем еще необходимо работать, следует сказатьпосле окончания исполнения. При подготовке обучающегося к публичному выступлению не обходимо воспитывать в нем умение сосредоточиться, ощу щать характер музыки и вызывать в себе чувство радостногообщения с аудиторией. Важно чтобы с течением времени ученик все больше проникался убеждением в необходимостипередать другим то, чему он научился в школе, желанием донести до слушателей замысел композитора. После выступления исполнение следует обсудить с учени ком на очередном уроке, подчеркнуть, что выявилось наэстраде ярче, и что было утеряно. Если волнение отрази лось неблагоприятно на игре, следует разобраться в его причинах, сделать определенные выводы.Такие обсуждения формируют критическое отношение обуча ющихся к своим выступлениям, способствуют утверждению вы сокого авторитета оценки и замечаний преподавателя. Произведения, изучаемые эскизно, в порядке ознакомления, не выучиваются наизусть; они могут испол няться медленнее указанного темпа. 11
Обязательно, однако, выявление основного характера произведения, внимательное отношение к нотному тексту.Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения наглядно показываетуровень умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.По тому, как он самостоятель но разбирается в тексте, как воплощает художественный об раз, как слушает себя во время исполнения, становится ясно,на какие разделы работы преподавателю надо обратить внимание. Различные формы изучения произведений позволяют рас ширить репертуар обучающихся, что важно для их всестороннегоразвития. С целью накопления репертуара надо пов торять с учеником некоторые произведения, в первую очередьособенно любимые им и успешно исполненные публично.
Чтение нот с листа, игра в ансамбле
Для разностороннего музыкального образования, воспитания и развития большое значение имеют различные формы коллективного музицирования: ансамбль и чтение с листа. При игре в ан самбле у обучающегося развиваются такие важные качества, как умение слу шать не только собственное исполнение, но и партнера, а так же общее звучание всей музыкальной ткани пьесы, активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения нотным текстом. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, со ответствие приемов звукоизвлечения, умение передавать партнеру мелодию, сопро вождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани. Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития обучающихся. Освоение первона чальных навыков игры в ансамбле происходит с первых ша гов обучения в инструментальном классе. Сначала преподаватель аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем про стейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую преподавателем. Таким образом ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче вы явить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого. Участие в ансамбле прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими за порученное дело. Знакомясь с новыми музыкальными произведениями, юный музыкант- участник ансамбля, обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие. 12
Так же одна из необхо димых предпосылок всестороннего развития обучающихся- свободное чтение нот с листа, откры вающая перед ним широкие возможности для ознакомленияс музыкальной литературой, игрой в ансамбле.Чтобы научиться хорошо, читать ноты с листа, необходима систематическая тренировка. Вся эта работа осуществляется под контролем преподавателя, который следит за тем, чтобы она протекала наиболее эффек - тивно. С первых месяцев обучения он приучает обучающихся пе ред исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотретьее текст, определить метроритм, ладотональность, характер мелодического развития, общие контурыформы, темп и постараться представить себе все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. А затем, во время исполнения, стремиться охватить на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков («видеть» и «слышать вперед»), сосредотачиваться на главном, выпуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах и фигурациях, не искажающие ха рактера гармонии), и меньше смотреть на инструмент. В процессе обучения чтению нот с листа можно использо вать специальные упражнения. Например, преподаватель начинаетиграть фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжаетее (тем самым вырабатывается умение внимательно следитьза исполнением по нотам и «смотреть-слышать» вперед). Илипедагог играет мелодию, а ученик фик сирует рукой ритм сопровождения. Полезны такие упражне ния, как прохлопывание длительностей мелодии и сопровожденияодновременно двумя руками. Разностороннее развитие творческих данных обучающихся це - лесообразно вести на протяжении всего периода обучения. Нопри этом необходимо исходить из интересов и возможностейкаждого ребенка.
Методическая работа, повышение педагогического мастерства.
Для того чтобы успешно выполнить все сложные задачипо воспитанию и обучениюобучающихся, преподавателю необходимосистематически повышать свою квалификацию, изучать пере довой опыт и уметь творчески использовать его в своей прак тической работе. Преподаватель должен быть в курсе современных проблем педа гогики и психологии. Важным показателем его профессио нального роста является расширение репер туара за счет музыки современных композиторов. Одна из задач, стоящих перед преподавателем- повышение своего мастерства. Эта работа требует неустанного внимания и тщательного продумывания.Стимулом для повышения квалификации может служить участие в инновационных проектах, конкурсах и фестивалях различного уровня.
Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы музыкального образования. К.,1986 г. 13
2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977 г. 3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1947 г. 4. Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981 г. 5. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986 г. 6. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л., Экспериментальное формирование внимания. М.,1974 г. 7. Гинзбург Л. С. О работе над музыкальным произведением. М., 1981 г. 8. Гинзбург Л. С. Работа над музыкальным произведением. Методические очерки. – М., 1981 г. 9. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -Москва, 2007 г. 10.Лесман И. А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.,1964 г. 11.Проблемы музыкальной педагогики. М.,1981 г. 12.Психология формирования и развития личности. М., 1981 г. 13.Тагиев М. И., Парсегов А.С. Практические вопросы скрипичной педагогики. Баку. 1981 г. 14.Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1975 г. 15.Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983 г. 14