"Если ты слеп, если душа твоя глуха…" (по рассказу Е.И.Носова "Кукла").

Автор: Габдрахманова Лейсан Марселевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 7 классе
Тема: "Если ты слеп, если душа твоя глуха…" (по рассказу Е.И.Носова "Кукла").
Дата публикации: 09.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия №1» городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Конспект урока
«Если ты слеп, душа твоя глуха…»

(по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Разработала:
учитель русского языка и литературы МОБУ «Гимназия №1» Габдрахманова Л.М.
Нефтекамск, 2016 г.


«Если ты слеп, душа твоя глуха…»

(по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Тип урока –
урок усвоения навыков и умений.
Форма урока
– урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.
Цели и задачи урока:
Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу;  планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,  действовать по плану. Познавательные:  осознавать познавательную задачу,  читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Личностные:  заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;  сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней. Коммуникативные:  умение решать проблемы;  умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Воспитательные:  воспитывать социальную ответственность;  воспитывать эстетически подготовленного читателя;  формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди», «одиночество человека».
Оборудование:
Текст рассказа Е.И. Носова «Кукла», компьютер, проектор, презентация, словарь русского языка» С.И.Ожегова..

Ход урока

1. Оргмомент
Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь на плодотворное сотрудничество!
2. Постановка целей и задач
Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Евгения Ивановича Носова «Кукла», который вы прочитали дома. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему сегодняшнего урока «Если ты слеп, душа твоя глуха…».
СЛАЙД 1
В конце урока вы должны ответить, почему эта цитата подходит к нашему уроку.
3. Знакомство с личностью писателя
Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время в котором он жил и создавал свои произведения. Давайте заслушаем доклад вашего одноклассника.
СЛАЙД 2,3

Сообщение ученика

Биографическая справка о Е.И. Носове
Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. После войны закончил среднюю школу. А затем работал корреспондентом в газете. Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем. Его перу принадлежат такие книги, как «Берега» (1971), «Красное вино победы» (1979) и многие другие.
4. Работа над названием и содержанием рассказа

1)
Формулирование 1 проблемы «
Потребительское отношение человека к природе»
- Дома вы прочитали рассказ, познакомились с его содержанием. Обратите внимание, что изображено на слайде? (загрязнённая природа, мусор, захламленная река)
СЛАЙД

3
- А есть ли связь между фотографиями природы, изображенными на слайде, и описанием природы в рассказе Носова? (Да, есть) - Давайте обратимся к тексту рассказа (стр. 170, 3 абзац)
Выразительное чтение отрывка учителем+муз.сопровождение
В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в
знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом. - Как изображена река в прочитанном отрывке? (загрязненная бутылками, мусором, щепками, пенопластом, водорослями) Действительно, даже несмотря на весь хлам и мусор река Сейм, которую описывает автор, полноводная, в ней еще водится рыба. Ведь, как мы знаем, рыба может жить только в чистой воде. Именно на этой загрязненной реке автор и познакомился с Акимычем, о котором мы поговорим чуть позже. Через некоторое время автор вновь оказался у реки и не узнал ее. - Что же так сильно его огорчило? Найдите в тексте этот отрывок (стр.171 (Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи.) - Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась) - Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой в целом? (люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема ) - На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым? (экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)
«Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе»

СЛАЙД 4
Зафиксируем ее в рабочих тетрадях. Итак, ребята, мы выявили первую проблему рассказа.
2)
Формулирование 2 проблемы
«Бездуховность, жестокость и равнодушие

людей друг к другу»
- А как люди в обществе относятся друг к другу? Всегда ли они находят взаимопонимание, отзываются на чужую боль, помогают друг другу?
Спасибо за ваши интересные ответы. Действительно, ребята, Люди встречаются самые разные – одни добрые, открытые, душевные, другие – черствые и жестокие. Давайте вновь вернемся в Акимычу. - Что вам о нем известно? (рыбак, фронтовик, неравнодушный ко всему происходящему человек)
Работа с портретной характеристикой в форме динамической таблицей
Чтобы определить, какими чертами характере наделил Носов Акимыча, давайте вместе составим портрет личности героя. На доске представлены эпитеты. Определите, какие из них в полной мере характеризуют Акимыча?
У доски работает 1 ученик

Акимыч

Эпитеты
Добрый Отзывчивый Неравнодушный Душевный Ранимый Бессердечный Добрый Отзывчивый Неравнодушный Черствый Жестокий Бесчеловечный Циничный Душевный Ранимый
Словарная работа
- Какие слова вам непонятны? (циничный) - Как вы понимаете слово циничный? (жестокий, бессердечный)
СЛАЙД 6
В словаре Ожегова дается следующее определение термина (
Циничный
— полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности.«Словарь русского языка» С.И.Ожегова) - Можно ли сказать, что Акимыч – циничный человек? (Нет) Почему? (Он неравнодушный, отзывчивый человек, который душой болеет за все происходящее вокруг)
Работа с иллюстрацией
Ребята, взгляните на иллюстрацию на стр175. - Кто изображен на рисунке? (Акимыч) - Вглядитесь в его лицо и позу. Что они выражают
?
(лицо напряженное, опирается на черенок от лопаты, сутулится; иллюстрация выражает озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)
- Какой момент рассказа изображен на данной иллюстрации? (эпизод, когда Акимы увидел, что в придорожном кювете лежит изуродованная кукла) Вы правы, ребята, Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой отвратительный поступок. - Как же на этот вопрос отвечает Акимыч? (стр.174) - Это чья же работа? - Кто ж их знает... - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. - Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там - под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего. - Как вы думаете, на что в этом эпизоде хотел обратить внимание автор? (на черствость, жестокость людей) - Какую проблему он ставит перед нами?
(Бездуховность, жестокость и

равнодушие людей)

« Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей» СЛАЙД 7
Запись в тетрадях:
« Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие

людей».

3)
Формулирование 3 проблемы
Ответственность взрослых за судьбу

подрастающего поколения
Выразительно чтение отрывка учителем (стр.174) А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и
тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!
Словарная работа
- Как вы понимаете слово святотатство? (бесстыдство, поругание)
СЛАЙД 8
В словаре Ожегова дается следующее определение термина
(Святотатство (книжн.)
- поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С.И.Ожегова) - Почему Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость, а другие проходят мимо? (кукла похожа на человека; Акимыч – фронтовик, нагляделся человечины, не может спокойно переносить такую жестокость по отношению к кукле) - В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Ребята, давайте подумаем, почему автор изменил название? (через главного героя Носов хочет выразить протест против бессердечия, жестокости людей по отношению к кукле и друг другу) Действительно, еще древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. Поэтому неудивительно, что Акимыч решает похоронить куклу, как хоронят человека. Но с болью проговорил… Прочитайте последнее предложение рассказа (стр.176) Всего не закопать… - Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие) - Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана) - Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор? (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей) Спасибо, ребята, за ваши отклики. Все вы верно подметили, Акимыч – один в поле не воин, он должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои поступки и подавать пример подрастающему поколению. - Какую нравственную проблему поднимает Носов? (Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения)
СЛАЙД 9

Проблема 3
« Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения»
Зафиксируем ее в тетрадях.
5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Давайте вернёмся к теме урока. Как она звучит? -Верно ли были подобраны слова? О физической или духовной слепоте говорит нам Носов (о духовной, о нежелании видеть проблемы человеческих взаимоотношений)
Творческая работа – составление синквейна
Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьезными нравственными проблемами. Мне важно узнать, как вы поняли рассказ Е.И. Носова. Для этого я предлагаю вам составить синкейн. - А кто знает, что такое синквейн? (
Синквейн
(от фр. cinquains, шаблон) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии.
СЛАЙД 10
- Как же составить синквейн?
(СЛАЙД 11)
 Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.  Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.  Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.  Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.  Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чтобы вам было немного проще, вспомним рассказ Л.Андреева «Кусака», в котором автор рассказывает о преданной собаке, оставленной в одиночестве дачниками, приехавшими погостить в деревню на лето.
Синквейн на основе рассказа «Кусака» Л. Андреева (СЛАЙД 12)
1. Кусака 2. Преданная, ласковая
3. Ждет, надеется, верит 4. Мы в ответе за тех, кого приручили 5. Собака - Составьте синквейн, используя следующие слова
(СЛАЙД 13)
1 вариант – Акимыч 2 вариант – Кукла Возможные варианты синквейна Акимыч Кукла Неравнодушный, милосердный Горюет, плачет, переживает Ему небезразлична судьба людей Защитник Отечества Брошенная, одинокая Лежит, плачет, стонет Люди жестоко отнеслись к игрушке Человек
Заслушивание вариантов синквейна (2-3 человека с каждоговарианта)
- Вам понравился урок? (Ответы детей) Я очень рада. Я от души благодарю вас, ребята, за плодотворную работу и хочу закончить урок слова великого педагога Сухомлинского: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо»
СЛАЙД 14.
Огромное вам спасибо!

Раздаточный материал к уроку литературы по теме
«
Если ты слеп, душа твоя

глуха…»

(по рассказу Е.И. Носова «Кукла»)

Биографическая справка о Е.И. Носове
Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. После войны закончил среднюю школу. А затем работал корреспондентом в газете. Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем. Его перу принадлежат такие книги, как «Берега» (1971), «Красное вино победы» (1979) и многие другие. 1) В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом. 2) Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. 3) - Это чья же работа? - Кто ж их знает... - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. - Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там - под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий.
Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего.
4) А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!
Синквейн

по рассказу Е.И. Носова «Кукла»
Вариант 1 Акимыч Кукла Беспокойный, отзывчивый Сочувствует, переживает, думает Человек с очень чутким сердцем Герой Сломанная, покинутая Лежит, страдает, плачет Не бросайте, люди, кукол Живая Вариант 2 Акимыч Кукла Душевный, ранимый Негодует, недоумевает, размышляет Один в поле не воин Фронтовик Живая, настоящая Бросили, сломали, убили Куклы тоже умеют плакать Ребенок

Самоанализ урока литературы «Если ты слеп, душа твоя глуха…»

(по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Урок на тему «Если ты слеп, душа твоя глуха…» (по рассказу Е.И.Носова «Кукла») является девятым в разделе «Произведения русских писателей XX века».
Тип урока
: усвоения навыков и умений. Типа урока соответствовал поставленной цели:  заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;  сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней.
Предметные

Познавательные УУД
1. Самостоятельно извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 2. Пользоваться словарями, справочниками. 3. Осуществлять анализ и синтез. 4. Устанавливать причинно-следственные связи. 5. Строить рассуждения.
Метапредметные

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Коммуникативные УУД
1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Задачи определены в соответствии с содержанием программного материала и особенностями обучающихся этого класса. Организационный этап урока начался с приветствия учителя. Собранность и доброжелательность позволили мне подготовить учащихся к совместной творческой деятельности. На первом этапе урока я попросила учащегося подготовить доклад о творчестве писателя, чтобы в полной мере ребята поняли произведение и проникли в его творческую мастерскую.
Для решения образовательных задач на уроке использовалась фронтальная и групповая формы организации познавательной деятельности. В подростковом возрасте основной вид деятельности – общение. То есть урок адаптирован возрасту. Это и есть адаптивная технология обучения. На операционно-исполнительском этапе обучение ребят строилось на основе  диалога по вопросам, предложенным учителем,  зачитыванию отрывков из текста в подтверждение своих мыслей;  работы с иллюстрацией, помещенной в учебнике;  составления динамической таблицы при создании портретной характеристики героя;  словарной работы с целью пополнения словарного запаса учащихся. В ходе учебного процессе мотивация поддерживалась оптимальным сочетанием методов:  наглядный, с использованием таких средств обучения как презентация учителя в виде слайдов (учебные презентации позволяют обогатить материал учебника новыми данными, делают урок наиболее ярким, удобным для освоения и понимания), музыкальное сопровождение настраивает обучающихся на тему урока;  репродуктивный – диалог и обобщение высказанных мнений обучающихся позволили выйти на проблемы рассказа;  проблемно-поисковый – поиск нужного фрагмента в подтверждение собственного мнения побуждает учащихся к четкому выстраиванию ответа и развивает логическое мышление. Так реализовались на уроке образовательные задачи. Развивающая сторона урока решалась путем развития коммуникативных способностей обучающихся в процессе совместной деятельности. Развитие логического мышления строилось на решении логической задачи, проблемных вопросов, на сопоставлении портретных характеристик главного героя. Работая по вариантам, у доски, беседуя в форме диалога, выполняя индивидуальное задание учащиеся развивали речь, обогащали и пополняли словарный запас, расширяли свой кругозор, становились внимательными читателями и чуткими людьми. В ходе урока обучающиеся получили предметные знания по литературе в форме многократного осмысленного повторения, что способствовало развитию долговременной памяти обучающихся.
Воспитательные
возможности содержания учебного материала позволили показать детям важность темы милосердия, чуткости по отношению к окружающим в жизни. Третий этап рефлексивный. Творческая работа в форме синквейна позволили обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, также обучающиеся проявили креативность мышления. В течение урока старалась мотивировать детей, подобрав интересные задания. К ожидаемым результатам можно отнести следующие:
Урок достиг поставленной цели, и задачи урока учителю удалось решить на оптимальном уровне. Отклонений с первоначальным вариантом плана не было. Успешность этого урока заключается в том, что удалось предварительно обдумать каждую деталь, выбрать правильный темп урока, сохранить атмосферу сотрудничества, использовать разнообразные методы и формы деятельности обучающихся. Урок адаптирован согласно возрасту и особенностям класса. Стоит признаться, что таких уроков у меня разработано не так много, как хотелось. Причина банальна – большая нагрузка и нехватка времени. Но, как показал сегодняшний, занятие построенное на основе правильного сочетания инновационной технологии и традиционной технологии необходимы. Это стимул для педагогического роста учителя и основа для эффективного и качественного образования, что и соответствует требованиям нового стандарта образования .