"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы"

Автор: Мартынюк Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: пгт Уренгой Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы"
Дата публикации: 06.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами

проектной деятельности учащихся начальной школы
Исследовать- значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. А. Сент- Дьёрдьи Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Огромную роль в этом играет классный руководитель. На современном этапе методика работы с детьми строится в направлении личностно -ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим проектную деятельность в рамках курса «Окружающий мир». Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации урочной и внеурочной деятельности учащихся. Внеурочные работы проводятся в кабинете, в природе, в музее разного типа и т.д. Они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий. Значительное внимание этому вопросу уделяется в проектной исследовательской деятельности. Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирования тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно оценивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность содержит как групповой, так и индивидуальный ход. Курс «Окружающий мир» включает большое количество экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность. Несколько примерных направлений проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности её организации. Примерные направления Формы и особенности организации проектной
проектной деятельности деятельности Объект исследования: объекты и явления природы Ядовитые дикорастущие растения своего региона Индивидуальная (д/з), Групповая (экскурсия) Объект исследования: деятельность человека в природе Правила поведения в экосистеме Индивидуальная (д/з), Групповая (экскурсия) Объект исследования: организм человека Связь между состоянием природы и здоровьем человека Индивидуальная (беседа с родителями, изучение литературы) Изменение частоты пульса в течение суток Индивидуальная (д/з) Изменение температуры тела в течение дня Индивидуальная (дополнительные задания) Режим дня младшего школьника Групповая, индивидуальная Рациональное питание младшего школьника Групповая Источники шума вокруг нас Групповая, индивидуальная Объект исследования: наша безопасность Правила дорожного движения Индивидуальная (д/з, дидактические игры), Групповая (беседа с инспектором ГИБДД, экскурсия) Объект исследования: экологическая безопасность Защита от загрязнения воды Индивидуальная (д/з), Групповая (экскурсии, проведение опытов, наблюдение) Системно, последовательно, углубленно продолжается работа над проектами, связанными с содержанием курса «Окружающий мир», в рамках клубов «Если хочешь быть здоров - правильно питайся!», «Я – исследователь». Клуб «Если хочешь быть здоров- правильно питайся!» Занятия, реализуемые в рамках программы, содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (опыты и исследования, решение ситуативных задач, минутки рефлексии, выполнение творческих проектов, деловые игры, общение с природой), необходимыми для развития навыков ребёнка. На компьютере дети составляют диафильмы из картинок по теме здорового и безопасного образа жизни. Изучаются такие темы: «Поговорим о продуктах», «Еда- наш друг, еда- наш враг», «Давайте узнаем о продуктах. Витамины», «Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания»,«Поговорим о кулинарных волшебниках». Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания. Задачи: - закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; - воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; - развивать творческие способности детей, поисковую деятельность , развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру; - воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены. Дети в рамках клуба работали над проектами по темам: «Витамины», «Влияние полости рта на здоровье зубов» (Приложение), «Выращиваем овощи», «Шоколад», «Правильное питание как элемент здорового образа жизни» др. Клуб «Я – исследователь». Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи: - развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; - формирование представления о красоте природного мира, о положительном и отрицательном влиянии воздействия человека на атмосферу земли; - формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность разработать стратегии поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию , воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления (познавательные универсальные учебные действия); - обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Исследование- ведущий способ контакта с окружающим миром и даже шире- стиль жизни, способ развития поведения, основанного на проявлении поисковой активности в различных жизненных ситуациях. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка. Она стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении и реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, а так же ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора были предложены разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые, коллективные и др.) Поэтому все проекты были разные и интересные. При оформлении проектов учащиеся активно сотрудничали с членами своей семьи. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом- презентация (защита) проекта- способствовали формированию метапредметных коммуникативных умений. Дети в рамках клуба подготовили проекты по следующим темам, связанные с ведением здорового образа жизни: «Физкультура в жизни человека», «Эмоции и здоровье»,«Как бороться с бессонницей» (опирались на материал Ступницкой М.А. Что такое учебный проект?), «Моё увлечение –гимнастика» и др. На занятиях клуба учащиеся познакомились с понятием здоровый образ жизни, его функциями и значением, расширили знания о профилактике заболеваний. Показали
влияние вредных привычек на здоровье человека. Закрепили знания о влиянии физкультуры и спорта в жизни людей.
• Конечным результататом
над проектной деятельностью по данной проблеме является сформированность у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье. Использованная литература: 1. А.Маслоу. Мотивация и личность. СПб., 2006 2. Гигиенические требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования 3. А.Плешаков. «Окружающий мир». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, 3 класс 4. В.Н.Просвиркин. Преемственность в системе непрерывного образования: Теория и психология, М.2007 5. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 6. В.Ф.Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011 7. О.В.Дыбина. Ребёнок в мире поиска. – М.: ТЦ Сфера, 2005 8. Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова. Здоровьесберегающая деятельность: рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2012 9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010
Приложение

Исследовательский проект

(групповой)
«Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов»
Тема проекта:
«Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов».
Гипотеза:
правильный уход за зубами – гарантия стоматологического здоровья.
Цель проекта:
научиться правильно ухаживать за зубами.
Задачи
. Образовательные: обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; изучить строение полости рта и зубов; выяснить, какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека. Развивающая: развивать навыки исследовательской работы. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Введение
Я верю, что будущее за медициной предупредительной… Н.И.Пирогов В современной стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих стоматологических заболеваний.
Профилактика
является единственным истинно гуманным разделом стоматологии и медицины в целом, так как она направлена на сбережение здоровья, органов и систем. Именно правильный уход за зубами (каким бы на первый взгляд это ни показалось малозначительным) играет большую роль в поддержании здоровья всего организма). Незнание этих прописных истин приводит к заболеваниям полости рта и организма в
целом. Считаем, что школьникам необходимо соблюдать правила ухода за зубами и полостью рта – это будет способствовать профилактике стоматологических заболеваний.
Ι этап. Подготовительный
. На этом этапе поставлены цели, задачи проекта. Составлены анкеты для учащихся класса.
ΙΙ. этап. Исследовательская часть
. Вопросы анкеты: № п/п Уход за полостью рта Ответы 1 2 3 1 Чистишь ли ты зубы каждый день? Да Нет 2 Сколько раз ты чистишь зубы? Один Два 3 Продолжительность твоей чистки зубов? Меньш е 3 минут 3 минуты 4 Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов? Да Нет 5 Полощешь ли ты ротовую полость после приёма пищи? Да Нет 6 Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приёма пищи? Да Нет 7 Посещаешь ли ты стоматолога 2 раза в год? Да Нет Инструкции к анкете: подчеркни ответ, с которым ты согласен. В анкетировании участвовало 23 человека. Полученные
результаты и выводы
приведены в таблице: Уход за полость рта Количество человек Чистят зубы каждый день 23 Чистят зубы один раз в день 16 Чистят зубы два раза в день 7 Чистят зубы меньше 3 минут 17 Чистят зубы 3 минуты 6 Очищают поверхность языка при чистке зубов 6 Полощут ротовую полость после приёма пищи 10 Пользуются жевательной резинкой после приёма пищи 10 Посещают стоматолога 2 раза в год 12 Выделено 6 человек, которые соблюдают все правила гигиены полости рта. После проведенного анкетирования обратились за помощью к специалисту – к стоматологу, чтобы он помог проанализировать результаты анкетирования и обследования здоровья зубов и полости рта (учащихся класса).
Полученные результаты и выводы свидетельствуют о следующем:
1. Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта в полном объеме, имеют здоровые зубы (6 человек). 2. Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта и профилактике кариеса, тем больше проблем со здоровьем зубов и полости рта (20 человек). 3. У большинства учащихся не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.
ΙΙΙ. этап. Обобщение материала.

Учащиеся, принимавшие участи в анкетировании, были ознакомлены с результатами исследования. Полученные результаты расстроили детей, и они высказали пожелания больше узнать о правилах ухода за зубами и полостью рта. Нами были предложены следующие темы для самостоятельной подготовки: 1. Строение зубов. 2. Правила гигиены полости рта. 3. Как прожить без кариеса? Учащиеся изъявили желание подготовить доклады для классного часа, а некоторые решили готовить проекты по предложенным темам.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними. Эта работа помогла нам расширить знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса. Надеемся, что проделанная работа поможет одноклассникам сохранить свои зубы здоровыми.