"Развитие пассивной речи детей раннего возраста (с 1,5-3 лет) как средство познания окружающего мира"

Автор: Кашкаха Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Машенька"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развитие пассивной речи детей раннего возраста (с 1,5-3 лет) как средство познания окружающего мира"
Дата публикации: 09.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: "мама", "папа", "гав- гав", "би-би", "тик-так", "пи-пи" и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит "мама", когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно. Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью ребенком. Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, - долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее. В это время дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат вокруг. Как известно, ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго до возникновения самостоятельной речи. Накопляемый им запас слов так называемый пассивной речи как бы прокладывает путь к последующему самостоятельному пользованию этими словами. В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Именно так и строится в норме формирование речи:
пассивная речь (понимание)

активная (процесс говорения)
Работа над пониманием речи с детьми 1,5-3 лет не просто желательна, а необходима, причем такая работа должна строиться в процессе приобретения ребёнком жизненного опыта, как средство познания окружающего мира.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
 постоянный разговор с ребенком;  единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;  определенные требования к речи окружающих взрослых;  постепенное усложнение речевого общения;  организация специальных речевых игр и упражнений. Развитие понимания речи происходит в бытовых ситуациях ,необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Компоненты, из которых состоит создание речевой среды. 
Постоянный разговор с ребенком
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды,
подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.
Умывание
-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. -Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо - вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
Сборы на прогулку
-Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны-вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.
Построим дом
- Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда... Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка. 
Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых
Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (полотенец вместо полотенце, пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); неправильно ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимся вместо созвонимся и др.); употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, ложить вместо класть) и т.д. Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи — силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность — в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:  правильность  четкость (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного  слога;  простота  повторяемость
 богатство- взрослый использует в речи различные интонации, различную силу  голоса, меняет темп речи, делает паузы. 
Постепенное усложнение речевого общения
Постепенно входе спонтанного развития, а также специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их. Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». 
Накопление пассивного словаря

Пассивный словарь
- это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет пока в активной речи. В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам
Имена существительные
Игрушки:
мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.
Части тела, лицо:
ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
Одежда и обувь:
шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета:
мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.
Дом, квартира:
дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.
Мебель:
стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др
Предметы
домашнего
обихода:
телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало
Продукты питания и блюда:
хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты:
капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения:
дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.
Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит:
собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни:
улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.
Отдельные названия явлений окружающей жизни:
вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др. Глаголы

Собственные действия ребенка:
идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди:
читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия:
[телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др. Прилагательные, наречия
Названия некоторых ощущений и состояний:
сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.
Название некоторых понятий:
большой, маленький; много, мало. Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова.
Игры для развития пассивного словаря

«Покажи, где мама»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.
Оборудование:
семейные фотографии.
Ход игры:
Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты. -Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?
«Румяные щёчки»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры:
Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица. - Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д. Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела. -Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
«Зеркало»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий. Оборудование: большое зеркало. Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале — лицо, тело одежду. -Кто там? Это наш. Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т.д. Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия. -Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т.д.

«Посидим, полежим!»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов мебели и их назначение. Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их. -Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д. Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение. - Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели. - Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф — там лежит одежда. И т.д.
«Прятки»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки». Оборудование: игрушки - мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко и др. Ход игры: Игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру. -Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаешь, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Ваня, найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А теперь Ваня, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. и т.д. В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более. В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы из сказок: кошка, собака, корова, лиса, заяц, волк. А вот знакомство с более редкими, экзотическими животными, например крокодил, черепаха, пингвин, тюлень, можно продолжить в будущем. Использованная литература: 1. Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь, первые глаголы. — М.: Карапуз, 2003. 2. Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь, первые глаголы. — М.: Карапуз, 2003. 3. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. — СПб.: Союз, 1998 4. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх.- Москва : Теревинф, 2007.