"В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова).

Автор: Варламова Анна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Рощинский
Населённый пункт: посёлок Рощинский Чаплыгинский район Липецкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова).
Дата публикации: 06.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и

творчества А.П. Чехова).

Цели урока:
1. Обучающие: - расширить представление о творчестве Чехова; - познакомить учащихся с программными и внепрограммными произведениями писателя; - обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова; - совершенствование надпредметных умений литературоведческого анализа текста, оперирование литературоведческими терминами; 2. Развивающие: - научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную позицию писателя; - развитие умения слушать, анализировать; совершенствовать навыки монологического высказывания; - развитие творческих способностей у учащихся; - развитие умения анализировать прозаические произведения, обобщать, аргументировать свои ответы; - развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя; - развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта 3. Воспитательные: - прививать интереса к предмету; - воспитывать интерес к творчеству писателя; - воспитывать через творческую активность учащихся духовность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и её понимание;
Методы и приёмы:
 работа по изучению и обобщению характеристики творчества А.П.Чехова;  использование мультимедийной презентации;  анализ рассказов, изученных ранее и самостоятельно прочитанных;
Оборудование:

Мультимедийная презентация “Жизнь и творчество А.П.Чехова”;

Выставка книг, посвящённых творчеству писателя;


Художественные тексты чеховских рассказов;

Проекты учащихся.

Опережающее задание: -
ознакомление с биографией А.П. Чехова, подготовка рассказов, изученных ранее и самостоятельно прочитанных (“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Унтер Пришибеев», «Хамелеон»)
Ход урока:
Запишите число и тему нашего урока
I.

Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок, посвященный творчеству А.П.Чехова, я назвала словами, принадлежащими самому писателю:
“В человеке всё должно быть прекрасно…”.
Продолжите высказывание … Именно эти слова потрясающе мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризуют творчество самого писателя. Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской. К.Чуковский – эти слова К. И. Чуковского станут эпиграфом нашего урока. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями художественного мироощущения писателя, понаблюдаем, как формировалось мировоззрение этого талантливого человека, убедимся, что всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Вы перечитали некоторые произведения Чехова, некоторые из вас предварительно изучили биографию писателя. И сегодня поделитесь своими знаниями. Перед вами лежит опорный конспект. Ознакомьтесь с планом нашего урока. На каких же моментах биографии мы с вами остановимся?...Будьте внимательны к слову. Впереди вас ждут вопросы на внимательность. На каких же моментах биографии мы с вами остановимся? ( Слайд) Запишите годы жизни писателя: [17(29).1.1860, Таганрог, - 2(15).7.1904, Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве (слайд) «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь». (слайд) Природа богато одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил - знаменитым актёром и режиссёром, Николай - художником, Иван - оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.
Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. Мы привыкли к портрету Чехова – зрелого человека в пенсне и бабочке, с бородкой. И порой не узнаем писателя на его портретах более раннего возраста. И.А.Бунин оставил воспоминание о внешности Чехова. (слайд) Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Как это произошло? Расскажите о детских и юношеских годах Чехова, оказавших влияние на формирование личности будущего писателя. Ученик1: А.П.Чехов родился на берегу Азовского моря, в Таганроге. Отец его, бывший крепостной крестьянин, был человек недюжинный: рисовал, играл на скрипке, любил пение, руководил церковным хором. С восхищением и любовью вспоминал степь, по которой смолоду гонял гурты скота. Семья была большой и дружной, все дети – одарёнными. Чтобы выбиться в люди, дать детям образование, отец торговал. Но неудачи делали его раздражительным и грубым. Часто его наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. Музыка, книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет и вскоре стал страстным поклонником театра. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Учитель: Отец Антона Павловича был человеком крутого нрава, детей воспитывал в послушании, трудах и молитве. Тем не менее Чехов всегда относился к родителям с уважением, позднее он напишет: «Отец и мать – единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук». В семье царила атмосфера труда и творчества. Вот как вспоминает о жизни семьи Чеховых в Таганроге его сестра Мария. (слайд) Рефлексия: Кто самый внимательный? (слайд) • В каком городе родился А. П. Чехов? • Как Чехов относился к своим родителям? • Сколько детей было в семье? • Как звали сестру Антона Павловича? • Каким был первый литературный псевдоним Чехова? • Чехов с юности верит в возможность победить в себе дурное, победить себя. Под его влиянием в семье изживаются ложь, грубость. «Нужно выдавить из себя по каплям раба, и в одно прекрасное
утро почувствуешь себя настоящим человеком», - говорил Чехов. Сам он с юности жил по принципам, изложенным им в письме брату Николаю о воспитанных людях. (слайд) Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. А когда отец разорился и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь. В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета. Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье. Ученик2: Москва стала вторым родным городом Чехова. Здесь началась его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». (Слайд) Учитель: После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра). С весны 1885 года семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска (Чеховская Истра), к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится. Дом на Садово-Кудринской улице в Москве. (слайд). Здесь прошли самые счастливые годы жизни. Здесь написано около 100 рассказов, первые повести, пьесы. В чеховском доме бывал Петр Ильич Чайковский. Когда – то в Москве, на Садово-Кудринской, у рояля сидел А.П. Чехов и одним пальцем наигрывал для себя мелодию из Пятой симфонии Чайковского; никто и никогда не узнает, о чем он думал тогда, но можно услышать эту мелодию и почувствовать себя невольным свидетелем раздумий писателя. (Музыка) Слайд Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности. Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, - ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Ученик 2: В1890-м году А.П. Чехов совершил путешествие на остров Сахалин. Поездка заняла почти полгода, из них три месяца – в дороге. Сахалин в конце XIX века – это каторжные окраины России, население здесь страдало особенно явно и особенно сильно; дела до сахалинцев властям метрополии не было никакого. Чехов произвёл его перепись, составил почти 10 000 учётных карточек. А главное, он пришёл к выводу, что вину за положение “сахалинских” россиян нельзя возложить лишь на “тюремных смотрителей”, ибо “виноваты не смотрители, а все мы”. Между тем за поездку на Сахалин Чехов заплатил непомерно дорогую цену. Имеются в виду вовсе не денежные средства, а нечто куда более важное. Он с юности страдал начатками опасной болезни, чахотки (так называли тогда туберкулёз). В тяжёлых климатических и бытовых условиях
каторжного Сахалина болезнь обострилась – и уже не оставляла писателя до самой его смерти, преждевременной и потому особенно печальной. Учитель: Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова и ускорила покупку имения под Москвой. Писатель так обосновал своё решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».4 марта он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово. Он начал серьезно размышлять о благоустройстве усадьбы – творческая деятельность (не только в искусстве) была его стихией. Он сажал маленькие деревца, разводил из семян сосны и ели, заботился о них, как о детях. В Мелихово им было написано более 40 произведений Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ, открыл медицинский пункт. Лето 1898 года – последнее мелиховское лето Чехова. Врачи рекомендовали ему перебраться на юг, к морю и 14 сентября он отбыл в Крым. Зимой 1901- 02 года в Гаспре недалеко от Ялты, жил Л.Н.Толстой. (слайд) Чехов часто бывал у него, много говорил с великим писателем. В разное время в Ялте Чехова посещают Бунин, Горький, Короленко, Шаляпин, Рахманинов…
5. Ялта.
К лету 1904 года здоровье Чехова резко ухудшилось. В начале июня он вместе с женой покидает Россию, на заграничном курорте Баденвейлер он почувствовал себя лучше, даже строил планы поездки в Италию. Но вскоре состояние здоровья резко ухудшилось и 2 июля 1904 года в Германии А.П.Чехов умер. Рефлексия: Кто самый внимательный?  Любимый композитор А.П. Чехова?  Какое имение под Москвой было куплено Чеховым?  Какой болезнью с юности страдал Чехов?  Где умер Чехов? А сейчас вы на несколько минут станете экскурсантами, а в роли экскурсоводов будут ваши одноклассники, которые подготовили проекты. Вот вам задание: будьте внимательны и после заочной экскурсии ответьте на вопрос: «Зачем человек живёт на земле? Как на этот вопрос ответил своей жизнью А.П.Чехов?»
Заочная экскурсия
Ответ на проблемный вопрос. Слабым учащимся предлагается тест по биографии Чехова. Назовите повести и рассказы А.П. Чехова. (слайд) Герои А. П. Чехова — какие они? (по рассказам А. П. Чехова) Ученик3: Я хочу рассказать о некоторых из них: это будут герои рассказов «Смерть чиновника» и «Хамелеон». В рассказе «Смерть чиновника» можно заметить явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как этот сюжет рассказывается. Несерьезен
тон. Забавны имена персонажей (Червяков, Бризжалов). Смешна настойчивость, с которой Червяков пристает с извинениями к генералу. Он как будто напрашивается на грубость, которую сам же и не может пережить. На основе этого сюжета можно было бы рассказать очень грустную историю о «маленьком человеке», которого унижают и оскорбляют власти. Но Чехов поступает по- другому: он смеется, причем не над генералом. Объектом насмешки становится тот самый «маленький человек», которому, по идее, читатель должен сочувствовать. У Чехова же человек этот смешон и жалок одновременно. Смешон своей нелепой настойчивостью, а жалок тем, что сознательно подвергает себя унижению, полностью теряет человеческое достоинство. Имя героя рассказа «Хамелеон» давно стали нарицательным. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового моментально менять свои взгляды в угоду обстоятельствам. Герой рассказа Очумелов постоянно меняет свои взгляды. В основе его поведения лежит очень устойчивый принцип, заключающийся в превосходстве «генеральского» над «прочим». Если сравнить героев двух рассказов, то, на первый взгляд, в них нет ничего общего. Но при внешних различиях Червяков и Очумелов оказываются абсолютно родственными типами. Оба уверены, что отношение к «персонам» должно основываться на почтительности и подобострастии. Размышляя над рассказами Чехова, я вдруг понял: «маленьким» человека делают не чин и не положение в обществе. От самого человека зависит — быть ему «маленьким» или «большим». Учитель: Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе «О любви», который мы будем анализировать на следующем уроке, устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель, или не нужно рассуждать вовсе». Почему же герои Чехова отказываются от любви? Как к этому относится автор? – вот вопросы, на которые мы будем отвечать на следующем уроке, после прочтения вами рассказа А.П.Чехова «О любви». Домашнее задание: • Прочитать рассказ А.П. Чехова «О любви». Познакомиться со статьей «О героях рассказа А.П. Чехова «О любви»(в учебнике с. 57-58). Ответить на вопросы (с. 58) В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.
Заключительное слово учителя.


Всю свою жизнь А.П.Чехов посвятил людям. У врачей когда-то была эмблема – горящая свеча («светя другим – сгораю сам»). С полным правом можно сказать , что это относится и к самому А.П.Чехову. Современный мир помнит писателя. У Чехова есть чему поучиться. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи! У писателей всегда с собой записная книжечка. Очень любил записные книжечки Антон Павлович. Он записывал туда темы, остроумные мысли, афоризмы. Вот лишь некоторые из них… (слайд)
И сегодня на память об этом уроке я хочу подарить вам вот эти блокнотики, может быть, кто-то из вас станет писателем...
Учитель.
было трудно было скучно урок не понравился испытывал(а) волнение испытывал(а) страх было интересно было комфортно я многое узнал(а) удивлен(а) судьбой Чехова мне понравился урок
III. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: “В человеке всё должно быть прекрасно…” ( по страницам жизни и творчества А.П.Чехова).Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что мы сегодня открыли Чехова-мыслителя, глубоко переживающего за судьбы людей, страны, Чехова - непримиримого борца за освобождение человека от внутреннего рабства, призывающего к духовной свободе и раскрепощению… Нас ждут замечательные уроки-“погружения”в рассказы, повести, драматургию Чехова... Мы поговорим и о социальном конфликте, и о любви… А сейчас мне очень хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку-открытию вместе со мной и помог мне его провести….