"Экологическое воспитание дошкольников"

Авторы: Магонова Надежда Игнатьевна, Генералова Людмила Александровна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 С/П - детский сад "Теремок"
Населённый пункт: п.г.т. Суходол, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Дата публикации: 10.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Магонова Н.И., Генералова Л.А. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский структурное подразделение – детский сад «Теремок»
Формирование экологической культуры у дошкольников.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. В игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка - это серьезное занятие. В период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний их обобщению и закреплению. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка- дошкольника в целом.