"Германское нашествие: трагическое начало"

Автор: Кузнецова Наталья Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект и аспектный анализ урока
Тема: "Германское нашествие: трагическое начало"
Дата публикации: 11.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Открытый урок
«Германское нашествие:

трагическое начало”
Подготовила: учитель истории МОУ СОШ №3
Кузнецова Наталья

Владимировна
Георгиевск, 2015 1

Цель
: - Охарактеризовать причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны; - развивать навыки рабаты с документами; учить отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать свою позицию; - показать мужество, стойкость солдат советской армии, воспитывать патриотическое сознание, формировать гражданские качества личности.
Основные события
: 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны 23июня 1941 года – образование СВГК 30 июня 1941 года – образование ГКО 16 августа 1941 - Приказ №270 10июля-10 сентября 1941 года – Смоленское сражение 19 августа – 16 октября 1941 года – бои за Одессу 8 сентября 1941года – блока Ленинграда
Оборудование
: карта «Великая Отечественная война», компьютер, проектор, тексты с документами
Тип урока:
изучение нового материала с элементами интерактивного метода и использованием ЦОР
Ход урока.

I Организационный момент.
Я надеюсь на нашу с вами творческую и эффективную работу.
Актуализация знаний.
Прежде чем, мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним: 1) когда и почему началось сближение СССР и Германии. 2) Когда началась Вторая мировая война. 3) Какие территории присоединил СССР в 1939-1940гг. 4) Что было сделано Советским Союзом по укреплению обороноспособности? 5) В чем заключались слабые стороны обороноспособности? 6) Когда был принят план «Барбаросса». 7) Что он предусматривал.
II Изучение.
Итак, тема нашего урока СЛАЙД №1 Германское нашествие: Трагическое начало. СЛАЙД №2 2
Перед нами сегодня стоит проблема, которую мы постараемся решить в ходе урока:
В чем, по вашему мнению, заключались главные причины

поражения Красной Армии в первые месяцы войны (На слайде)
Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка почти ежедневно докладывала Сталину о начале войны, о планах Гитлера. О том, как работала разведка управления Генштаба мы узнали из радиограмм наших разведчиков. СЛАЙД №3 Документ №1. Вопросы к документу. - Какие сведения доносили Сталину? - Какова была реакция Советского руководства на данные сведения? Сталин был уверен, что Гитлер не нападет на Советский Союз раньше 1942 года, пока будет сопротивляться Англия. И рассчитывал, что война начнется на «чужой территории и ценой малой крови». Главное, по его мнению, нам нельзя было дать повода немцам для обвинения в нарушении договоренностей. СЛАЙД №4 Документ №2 Что заставило советское руководство выполнять пакт о ненападении? Вывод: несмотря на очевидные факты, доказывающие, что Германия готова к войне, СССР до последнего дня выполнял условия Пакта о ненападении, желая как можно дальше оттянуть начало войны. Тем временем, Германия, не заботясь о выполнении своих обязательств, начинает сосредотачивать свои силы на границе СССР. СЛАЙД №5 (таблица «Соотношение сил») Вывод: Красная Армия не уступала агрессору в численности боевой техники, оружия, но значительно уступала умением распорядиться ими. Почему? Многие танковые, моторизированные, авиационные подразделения находились в стадии реорганизации. Новые же виды техники, только осваивались личным составом, большую роль сыграли репрессии 30-х годов. Когда нападение на СССР стало очевидным нарком обороны С.К.Тимошенко направляет директиву о приведении в боевую готовность воинские части и подразделения, но эта директива до многих частей не дошла или дошла, когда война уже началась. (СЛАЙД №6; объявление войны, фильм) 3
(СЛАЙД№7; карта) Гитлеровцы повели наступление в 3-х направлениях. Группа армий «СЕВЕР» - Прибалтика – Ленинград (командующий Фон Лееб); Группа армий «ЦЕНТР» - Минск – Смоленск – Москва (командующий Фон Бок); Группа армий «ЮГ» - Западная Украина – Киев – Кавказ (Рунштедт). (СЛАЙД №8; периодизация войны) (СЛАЙД №9; реакция Сталина на начало войны)
Анализ документа
(СЛАЙД №10; анализ документа №3)
Анализ документа
А теперь давайте оценим ситуацию, которая сложилась на фронте в первые дни войны. Тем временем, высшее руководство не представляло себе масштабов вторжения. Связь была нарушена. Ген.штаб не получал достоверной информации. В полдень, 22 июня, перед советским народом по радио выступил Молотов. (СЛАЙД №11; выступление Молотова)
Вопрос классу:
-Как вы думаете, какое значение имело, то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная? В этот же день была объявлена мобилизация. (СЛАЙД №12; мобилизация, фильм, песня) Именно эта песня «Священная война» стала настоящим гимном для всего советского народа в борьбе с фашизмом. На следующий день 23.06.41. была образована СГК, позднее переименованная в СВГК. (СЛАЙД№13; состав СВГК) Ставка занималась разработкой всех военных операций в годы войны. Но за это время в полном составе никогда не собиралась. Сталин приглашал лишь тех, кто ему был нужен. (СЛАЙД №14; состав ГКО) 4
30.06.41. был образован ГКО – это высший чрезвычайный орган, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Стратегическое руководство в нем осуществлял Сталин.
Работа с картой и атласами.
Одновременно с этим создаются основные фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Несмотря на труднейшие условия военных действий и отступление, защитники Отечества с первых же дней войны проявляли мужество и героизм. Примеры самопожертвования показали советские летчики. 22 июня летчик Чиркин направил свою горящую машину на фашистские танки. Всей стране стал известен подвиг капитана Гастело, который направил свой бомбардировщик на колону вражеских машин. (СЛАЙД №15; Брест) Несмотря на упорное сопротивление наших войск, их мужество и героизм, немецкие войска к 10 июля захватили Литву, Латвию, Эстонию, часть Белоруссии Украины Молдавию. Враг продвинулся в глубь страны на 350-600 км. Каковы же были потери с обеих сторон? (СЛАЙД №16; таблица)
Работа с учебником стр. 213
Даже в то время, Сталин, виновный больше всех в катастрофическом начале войны, продолжал действовать репрессивными мерами. 16 августа 1941года издается приказ №270.
Анализируя документ №6, давайте ответим на вопрос-
Была ли необходимость в этом приказе? (СЛАЙД №17) К этому времени вермахт оценивает свои успехи. (СЛАЙД №18; успехи Германии, фильм) Гитлеровское руководство, тем временем принимает решение продолжить наступление в трех направлениях. (СЛАЙД №19; карта) Фашистская армия усиливает свое наступление на главном – Московском направлении. Путь на Москву лежал через Смоленск
. (карту)
10 июля враг начал стремительное наступление на смоленском направлении. Это было самое упорное сражение первых месяцев войны. 5
Противник имел двукратное превосходство в людях, артиллерии, самолетах, почти четырехкратное в танках. К 15 июля враг ворвался в Смоленск. В смоленском сражении впервые были применены ракетные установки - «катюши». Командовал экспериментальной батареей капитан И.А.Флеров. С.К.Тимошенко докладывал в Ставку, что всего три залпа батареи остановили вражеское наступление на целый день. 30 июля гитлеровское командование вынуждено дать приказ о переходе группы армий «Центр» к обороне. Это было впервые во второй мировой войне. Ожесточенная борьба продолжалась до 5 сентября. В это время войска Резервного фронта Г.К.Жукова освободили Ельню. И все же 10 сентября наши войска вынуждено оставили Смоленск. Более двух месяцев продолжалась легендарная оборона Одессы – важной базы Черноморского флота. 19 августа в городе было введено осадное положение. Несмотря на упорное сопротивление солдат, матросов, жителей города 16 октября Одессу пришлось оставить. Значительная часть защитников города была переброшена в Севастополь. С 30 октября севастопольцы отражали одну атаку за другой. Лишенные сухопутных связей с тылом, испытывая трудности в боеприпасах, продовольствии защитники города самоотверженно вели борьбу в течение 250 дней. На оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла в Европе. Особое значение командование Вермахта придавало захвату Ленинграда. Но оборона города сорвала планы противника. 8 сентября захватив Шлиссенбург, враг окружил город с суши. Началась 900 дневная блокада Ленинграда. 10 сентября командующим Ленинградским фронтом был назначен Г.К.Жуков. Итак, Красная Армия отступала, враг упорно наступал по всем направлениям. В чем видел Г.К.Жуков причины отступления и поражения нашей армии? (СЛАЙД №20;
анализ документа №7
)
Решение проблемы урока «В чем вы видите главные причины

неудач Красной армии летом – осенью 1941 года?»



(
СЛАЙД № 22- 24; тест на проверку полученных знаний) IV Домашнее задание п. 29, сообщение «Блокадный Ленинград»
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
6

Класс
11
Учитель
Кузнецова Н.В.
Предмет
история
Кол-во уч-ся 25

УМК:
Авторы: А. А. Левандовский
;
Ю. А. Щетинов
Тип урока
изучение нового материала с элементами интерактивного метода и использованием ЦОР
Тема: «Германское нашествие: трагическое начало»

Цель:
- охарактеризовать причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны; - развивать навыки рабаты с документами; учить отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать свою позицию; - показать мужество, стойкость солдат советской армии, воспитывать патриотическое сознание, формировать гражданские качества личности. 7

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Универсальные

учебные действия

Орг. момент

Приветствие

учителя

Приветствие учителя

Подготовка рабочих

мест

Личностные:
- готовность к обучению
Постановка цели

урока

в начале урока

Формулировка

цели урока

Регулятивные:
- саморегуляция; - способ-сть принять уч. задачу
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли
Актуализация

знаний УДД

в начале урока
Повторение пройденного материала
Формы обучения:
Фронтальная;
Объект восприятия:
- речь учителя;
Развитие познав. Д:
- словесно-логическая память; - абстрактное мышление; - логическая память.
Регулятивные:
- саморегуляция, самооценка (формирование осознанного построения речевого высказывания)
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные:
- формирование умения структурировать знания
Первичное

восприятие и

усвоение нового

теор. уч.

материала
Учебный материал соответствует возрастым особенностям
Методы:
словесные (объяснение, рассказ и беседа); наглядные – слайды презентации; частично-поисковые – работа с документами; методы стимулирования и мотивации учебно- познав. Деятельности – поиск решения проблемной
Формы обучения:
групповая (в парах);
Объект восприятия:
- речь учителя; - ИКТ технологии - ; - наглядность.
Развитие познав. Д:
- наглядно-образная память - словесно-логическая; - эмоциональная память; - абстрактное мышление.
Регулятивные:
- саморегуляция, коррекция, самооценка
Коммуникативные:
формирование умения аргументировать свое высказывание
Познавательные:
формирование умения осознанно и правильно строить речевое высказывание
Обратная связь:
активная 8
ситуации
Динамическая

пауза
Физ. минутка
Личностные:
-формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Самостоятельное,

творческое

использование

сформированных

умений и навыков
Изучение нового материала осуществлялось с использованием элементов интерактива и применением ИКТ. Это дало возможность учащимся самостоятельно добывать знания на протяжении всего урока. Работая с документами, у учащихся вырабатывались навыки оценивать ситуацию, анализировать, делать выводы. Использование компьютера усилило мотивацию к обучении., так как взаимодействие осуществлялось по всем каналам восприятия «тест-звук-видео-цвет». Все это помогло учащимся составить объемное и яркое представление по данной теме. Что на протяжении всего урока четко прослеживался принцип сотрудничества по схеме, ученик – ученик и ученик-учитель.
Регулятивные:
- саморегуляция, коррекция, самооценка; (направленные на формирование контрольно- оценочной Д.,)
Коммуникативные:
формирование умения аргументировать свое высказывание
Познавательные:
формирование умения строить логическую цепочку рассуждений и выведение следствий;
Обратная связь:
активное
Обобщение

усвоенного

учебного

материала
После каждого этапа объяснения нового материала анализировались ответы учащихся, что способствовало закреплению и систематизации полученных знаний.
Формы обучения:
индивидуальная;
Объект восприятия:
Тестовое задание
Развитие познав. Д:
- наглядно-образная память; - словесно-логическая память; - эмоциональная память; - абстрактное мышление;
Регулятивные:
- саморегуляция, коррекция, самооценка
Коммуникативные:
- формирование умения взаимопомощи по ходу выполнения задания; умения анализировать собственную деятельность: степень самостоятельности, свои достижения, причины неудач.
Познавательные:
- формирование умения структурировать знания
Обратная связь:
9
активное
Рефлексия
На уроке был предложен фрагмент тестового итогового контроля с выходом на результат.
Регулятивные:
- саморегуляция, коррекция, самооценка (формирование умения анализировать и оценивать собственную работу).
Коммуникативные:
направленные на согласование усилий по достижению общей цели.
Познавательные:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
Гигиенические

требования
Температурный режима, освещенность соответствовали нормам СанПиН На уроке был создан благоприятный психологический климат. Создана образовательная среда «Учитель-ученик-компьютер». 10