"Проектная деятельность педагога ДОУ по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста"

Автор: Митькина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС № 31
Населённый пункт: город Копейск, Челябинской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность педагога ДОУ по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 11.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 КГО
Тема: «Проектная деятельность педагога ДОУ по

формированию основ безопасности детей дошкольного

возраста».
Выполнена: воспитатель первой квалификационной категории Митькина Н.А. г. Копейск, 2014
Содержание:

1. Введение (актуальность проблемы по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста). 3 2. Теоретическое обоснование по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста 4 3. Система работы по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы) 6 4. Заключение (вывод) 12 5. Литература 13 6. Приложение:  Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Безопасность» с детьми старшего возраста. Тема: «Если ты остался один дома»  Дидактическая игра: «Доскажи словечко»  Викторина « Пешеход на улице»  Конспект развлечения по правилам дорожного движения для детей 4-5 лет. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»  Консультация для родителей по правилам дорожного движения  Памятка для родителей «Организация безопасности и охрана жизни ребенка» 14 15 16 17 21 24
Введение (актуальность проблемы по формированию основ безопасности

детей дошкольного возраста).
2
Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу. Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, и т.д. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям. Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка.
На мой взгляд, необходимо целенаправленное и систематическое

воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах

деятельности с целью их интеллектуального, физического,

нравственного, духовного развития и формирования опыта

безопасного поведения.

Теоретическое обоснование по формированию основ безопасности детей

дошкольного возраста
3
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина, Н. Авдеева и др.) Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н.Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу, К. Ю. Белая. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня. Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:  Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников  Разработка превентивных или предупредительных мер  Ликвидация возможных последствий Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:  Угроза жизни;  Возможность нанесения ущерба здоровью;  Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:  опасности дома, 4
 опасности на дороге и улице,  опасности на природе  опасности в общении с незнакомыми людьми. Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.). Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого посёлка, города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому — детская жизнь. Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например: ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др. Как утверждают зоологи и охотники, нет правил поведения, которые бы гарантировали человеку абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых следует придерживаться. Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, не снижается и часто заканчивающихся трагически. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников люди моложе 21 года и лишь немногим более 10 % - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели. Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя 5
нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными, печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии (науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Ведь, по сути, они, прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить. Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: "Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...", "Пойдем, покажу тебе на чердаке котят", "Хочешь, я тебя прокачу" и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь. Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Система работы по формированию основ безопасности детей дошкольного

возраста (из опыта работы)
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать? Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, 6
удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка. К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Моя система работы создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками. Мною был разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно- следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.
Задачи проекта:
 Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;  Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице; Объяснить правила общения с животными.  Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;  Обогатить представление детей о здоровье. 7
 Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;  Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи; Моя система работы рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей группы до подготовительной). Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:  «Ребенок дома»;  «Ребенок и природа»;  «Ребенок на улицах города»;  «Ребенок в общении с людьми»;  «Социально-эмоциональное развитие». В своей работе я использую
различные методы
, включая:  Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;  Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);  Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;  Применение видеоматериалов  Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки. В работе использую разнообразные
эффективные формы
работы с детьми по данной теме: - комплексные занятия; - беседы; - ознакомление с художественной литературой; - беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам; - развлечения, досуги; - игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые); - экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка; - наблюдения; - эксперименты и опыты; - игровые тренинги; - «минутки безопасности»; - моделирование заданных ситуаций; Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое 8
внимание уделяла наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Продуктами этой деятельности являются:  создание книжки-малышки «Азбука безопасности»,  выставки детских рисунков,  макет «Наша улица»,  конспекты занятий и тематических дней,  сборник «Копилка загадок»,  мультимедийная презентация. Эффективность моей работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Я не только учитывают это в собственном поведении, но и уделяю значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями я использую следующие формы:  родительские собрания,  индивидуальные подгрупповые консультации,  открытые занятия,  оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков,  совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, милиционера, пожарника. Для решения задач проекта, необходимы условия и одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В группе я создала пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка). Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели создала в группе 9
уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, учитывала опыт детей, имеющийся материал, при этом включала материал, помогающий развивать не только умственную активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществляла разносторонние развитие детей, формируя у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Всё это способствовало воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям. Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже становились средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев. Комната ОБЖ в ДОУ оснащена техническими средствами, это-ноутбук и интердоска, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ; Уголки ОБЖ оснащены:  дидактическими играми;  учебными макетами;  книгами разных авторов на соответствующую тематику;  строительным конструктором;  транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);  настольно-печатными играми;  макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;  разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;  аудиокассетами,  художественными произведениями по правилам дорожного движения;  альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками; 10
 иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей; Эффективность моей работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Я не только учитывают это в собственном поведении, но и уделяю значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях. Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы:  индивидуальный диалог;  приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;  знакомство с публикацией из местной прессы;  приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;  проведение развлечений с участием родителей;  информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;  оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;  информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов: 1. В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита? 2. Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач? 3. Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами? 4. Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)? 5. Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками? 6. Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем? 7. Что знает ваш ребенок об электричестве? Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление 11
расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе.
Заключение (вывод)
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. И чем раньше мы начнём прививать навык безопасного поведения нашим детям, тем более увереннее будем смотреть в будущее. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее их мироощущения, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя на дороге и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дали положительные результаты. Результатом планомерной и систематической работы являются показатели диагностики по разделу «Безопасность», имеющие положительную динамику. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома, в природе и с незнакомыми людьми. По итогам этой 12
работы можно сделать вывод: дети дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме.

13

Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2009 2. Белая Н.Ю. Твоя безопасность. Как вести себя на дорогах и улицах (для дошкольников средней и старшей групп) – М.: Просвещение, 2008 3. Обучение дошкольников правилам безопасного движения: Материалы из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005 4. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 2009. 5. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008 6. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Издательство Скрипторий 2011 7. Г.Д. Беляевскова Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2013 8. Федеральные государственные требования к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования . 9. Журнал Дошкольное воспитание №2008 №4; 2012 №3, №12 10. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. 11. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009. 14

Приложение:

Конспект интегрированного занятия

по образовательной области «Безопасность»

с детьми старшего возраста

Тема: «Если ты остался один дома»

Задачи образовательных областей:

Безопасность:
• Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
• Социализация
: • Побуждать детей включаться в игровую ситуацию на тему опасные предметы дома; • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность
Коммуникация:
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Материал
: игрушечная мебель, кукла для инсценирования ситуации, плакат с колющими предметами, замки для игры, аптечка, телефон.
Ход игровой ситуации:

Воспитатель
: Ребята, вы уже взрослые, кого из вас родители ославляли дома одного?
Дети
: (ответы)
Воспитатель
: - Если вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать правила безопасности.
Воспитатель
: я вам предлагаю поиграть в настольную игру. Представьте, что вы остались дома одни. Как надо себя вести, чтобы не случилось беды? Какими предметами вам нельзя пользоваться самостоятельно (поставьте возле них соответствующий знак) .
Воспитатель
: - Какие опасности могут быть дома?
Дети
: розетка, горячий чайник можно на себя вылить, и будет ожог, цветы над телевизором, лекарства, моющие средства, электрическая плита…
Воспитатель
: Опасности ждут нас на каждом шагу.
Воспитатель
: посмотрите на картинку, давайте разыграем эту ситуацию. Для этой сценки нам нужны девочка и мальчик. Кто будет в роли мальчика и девочки.
Мальчик
: я сейчас возьму вот эту вкусненькую таблеточку и съем её.
Девочка
: Алёшенька нельзя есть, не ешь их, а то плохо будет.
Воспитатель
: дети, а что могло произойти с Алёшей?
Дети
: мог отравиться… 15

Воспитатель
: пилюли и таблетки Нельзя тайком глотать! Об этом наши детки Обязаны узнать. Вот если заболеете, Врача вам позовут, То взрослые таблетку Вам сами принесут. Но если не больны вы, Таблетки есть нельзя: Глотать их без причины Опасно вам, друзья.
Воспитатель
: Дети, давайте повторим правила безопасности. 1. Не включайте электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара. 2. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. 3. Ни в коем случае не пробуйте никакие лекарства – этот опасно для жизни. 4. Не трогайте бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды. Чтобы не приключилась беда.
Воспитатель
: дети вы уже знаете правила безопасности, но в детском саду есть малыши, которые эти правила незнают. Как сделать, чтобы малыши узнали эти правила?
Дети
: рассказать им, нарисовать рисунки, сделать книжки малышки, наклеить картинки с опасными предметами.
Воспитатель
: правильно. Для того, чтобы нам сделать книжку-малышку, что нам нужно?
Дети
: картинки с опасными предметами, клей, ножницы. (дети выполняют работу)
Воспитатель
: посмотрите, какая у нас получилась книжка.
Воспитател
ь: сходим к малышам и расскажем, какие опасные предметы есть дома. И эти правила, они тоже будут знать. Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Цель:
закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры
: Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, 16
Там всегда грозить нам будет Злой…….(пожар) Раз, .два, три, четыре. У кого пожар в …..(квартире) Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил…..( утюг) Красный отблеск побежал. Кто со спичками……(играл) Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над …(газом) Пламя прыгнуло в листву. Кто у дому жог…(траву0 Кто в огонь бросал при этом Не знакомые …(предметы) Помни каждый гражданин: Этот номер:….(01) Дым увидел- не зевай. И пожарных ….(вызывай)
Викторина « Пешеход на улице»

Цель:
организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.
Вопросы викторины:
 по какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару.)  по какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой)  почему надо придерживаться правой стороны? ( чтобы не мешать движению пешеходов.)  почему на улице нужно ходить только по тротуару? ( за тротуаром начинается движение транспорта. Пешеход, вышедший на шоссе, подвергается опасности.)  почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (автобус, троллейбус не могут сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь.)  где нужно ждать троллейбус, автобус? (на остановке.)  как надо себя вести пассажиру в транспорте? ( входить и выходить при полной остановке, разговаривать тихо, обязательно держаться за поручни, уступать место старшим.)  как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? ( только сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт.)  где пешеходы обязаны переходить улицу и как? ( по переходу, спокойным шагом.)  что такое регулируемый перекресток? ( это перекресток, на котором движение регулируется милиционером – регулировщиком или светофором.) 17
 как надо переходить улицу, если нет регулировщика? ( убедиться в безопасности, посмотреть налево, дойдя до середины дороги – направо.)  когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках? ( при зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.)  какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?  Какие сигналы милиционера – регулировщика вы знаете? Каково их значение для пешеходов?  Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (это опасно для жизни.) Конспект развлечения по правилам дорожного движения для детей 4-5 лет Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»
Цель
: Повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения.
Оборудование
: иллюстрации по теме, дорожные знаки, макет светофора, почтовый ящик, письмо, книга «Азбука дорожного движения».
Предварительная работа
: рассматривание иллюстраций, беседы, экскурсии к перекрестку, чтение худ.литературы, подвижные и дидактические игры («Красный, желтый, зеленый», «Скажи наоборот», «Светофор»), разучивание песен, стихов, индивидуальная работа, изготовление книги «Азбука дорожного движения».
Ход развлечения

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто –то по почте нам прислал письмо. Интересно, от кого? Да какое оно большое и яркое. Так, кому? (в детский сад «Берёзка», для средней группы ). От кого? (от Машеньки и Медведя) «Милые, ребятки. Очень просим вас рассказать нам о правилах дорожного движения. Ждите, скоро будем» . - Что – то задерживаются наши гости. Как бы с ними чего – нибудь не случилось, ведь они не знают правила дорожного движения (заходят Маша и Медведь, у Маши рука перебинтована).
Маша
– Ой, ой, ой! Ой, ой, ой! Как больно! Чуть не задавили. А, ты, Мишка, куда смотрел?
Воспитатель:
Что с вами случилось?
Медведь
Дорогу мы переходили, машина чуть её не сбила.
Воспитатель:
Как же вы переходили через дорогу?
Маша
Шла я, волосы чесала И вдруг расческу потеряла 18
Наклонилась поискать Тут меня машина – хвать!
Воспитатель:
Машенька, ну, разве можно идти по дороге и чесать волосы? Ребята, как вы думаете, правильно вела себя Маша? (Нет) Ну, что, Машенька и Мишенька, я вижу, что вы и на самом деле не знаете правила дорожного движения. Ребята, расскажем нашим гостям про правила дорожного движения?
Воспитатель:
Скажите мне, кто самый главный помощник на дороге? (Светофор)
Маша
Светофор, светофор. Это что, дерево что ли такое?
Медведь
Нет, Машенька, это такой столб с фонариками, а на нем огни разные горят. Красиво!
Воспитатель:
Да, красиво, только светофор не для красоты ставят.
Маша
А для чего?
Воспитатель:
Вот, послушайте, ребята вам расскажут про светофор. Перейти через дорогу Вам на улицах всегда И, подскажут, и помогут Говорящие цвета.
1 реб.
Если свет зажегся красный Значит двигаться опасно
2 реб.
Желтый свет – предупрежденье Жди сигнала для движенья.
3 реб.
Свет зеленый говорит «Пешеходам путь открыт!»
Медведь
Вот это да! Сразу все и не запомнишь
Воспитатель:
А чтобы легче было запомнить сигналы светофора, поиграем в игру «Светофор» Я буду поочередно поднимать красные, желтые, зеленые кружочки. Когда я подниму красный кружок – вы стоите, жёлтый – прыгаете, если подниму зеленый – шагаете на месте.
Воспитатель:
Машенька и Мишенька, а наши ребятки знают еще и песенку про правила дорожного движения. (Исполняется песня «Движением полон город»)
Маша
Ой, что – то мне так поиграть захотелось. Ух, ты, мячик. Мишка, давай поиграем!
Медведь
Давай!
Воспитатель:
Вы, что, собираетесь играть на проезжей части?
Медведь
Ой, можно подумать нельзя играть на дороге. А почему нельзя? (ответы детей) А где же тогда можно играть?
Дети
На спортивных площадках, на детских площадках, на участке детского сада. 19

Маша
Ну, ладно, на дороге мы играть не будем.
Воспитатель:
Вот, видите, на проезжей части играть нельзя, а только на специально отведённых для этого местах
Маша
Какие ребята молодцы. Все знают. А вот у меня есть книжка с вопросами про правила дорожного движения, нам дядя полицейский дал, мы с Мишкой думали – думали, гадали – гадали и ни на один вопрос не ответили. Может ребята ответят (передает воспитателю тетрадь). 1. Как называется дорога для пешеходов? (тротуар) 2. Как называется дорога для автомобилей? (проезжая часть) 3. Для чего нужен пешеходный переход? (Чтобы перейти дорогу) 4. Что нужно делать на красный и желтый сигнал светофора? (Стоять) 5. Что нужно делать на зеленый сигнал светофора? (переходить дорогу) 6. Какие автомобили могут ехать на любой сигнал светофора? 7. Где нужно ждать автобус? (на остановке) 8. Как нужно вести себя в общественном транспорте? (не кричать, не бегать, не высовывать голову из окна ,не разговаривать с водителем) 9. Где можно играть детям? 10. Почему нельзя играть на проезжей части? 11.Назовите наземный вид транспорта. 12. Назовите воздушный вид транспорта 13. Назовите водный вид транспорта
Маша
Какие вы молодцы. На все вопросы ответили.
Воспитатель:
Ребята, а давайте покажем нашим гостям, как мы умеем водить машину (физ.минутка) Едем, едем на машине Нажимаем на педаль Газ включаем, выключаем Смотрим пристально мы в даль. Дворники считают капли Вправо, влево – чистота! Волосы ерошит ветер Мы шоферы хоть куда!
Маша
А вот я уверена, что дорожные знаки вы не знаете, потому что даже я их не знаю и Мишка не знает.
Медведь
Маша, я не знаю, сладкие они или соленые эти дорожные знаки, а может быть медовые?
Воспитатель:
Да не сладкие они и не соленые, потому что их не едят. Дорожные знаки стоят на дорогах и подсказывают водителям и пешеходам как нужно действовать. Сейчас ребята вам расскажут про дорожные знаки
4 реб
«Пешеходный переход» По полоскам черно - белым Человек шагает смело 20
Знает: там, где он идет Пешеходный переход
5 реб
«Надземный пешеходный переход» Как дорогу перейти Если нет по ней пути Мы над ней найдем проход Вот надземный переход
6 реб
«Светофорное регулирование» Нам этот знак предупрежденье. Узнаем от знака, Что здесь командует движеньем Светофор – трудяга
7 реб
«Автобусная остановка» Вот троллейбус подошел Тормозят автобусы Ну, куда махнем, дружок, покажи на глобусе.
8 реб
«Подземный пешеходный переход» Подбегаем к перекрестку Ах, досадная загвоздка: Через дорогу хода нет, На светофоре – красный свет. Но зато не подведет нас подземный переход: Дорога пешеходная В нем всегда свободная.
Медведь
Ой, как интересно. Их очень много. Нам столько знаков не запомнить.
Воспитатель:
А чтобы вы их запомнили, мы с ребятами сделаем и подарим вам книгу дорожных знаков. (проводится аппликация - сначала дети собирают, а затем клеят дорожные знаки. Затем готовые знаки приклеиваются в книгу «Азбука дорожных знаков». Книгу дарят Маше и Медведю.)
Маша
Ура! Как здорово! Спасибо вам, ребята. Теперь мы с Мишенькой выучим все дорожные знаки и все правила дорожного движения и никогда их не будем нарушать.
Медведь
Машенька, а давай прямо сейчас и начнем. (уходят).
Воспитатель:
Ну, а нам тоже пора возвращаться в группу. Вы сегодня молодцы, вспомнили и рассказали нашим гостям очень много правил дорожного движения. Давайте будем их помнить и соблюдать. До свидания. 21

Консультация для родителей по правилам дорожного движения
Уважаемые родители! Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей Берегите ребёнка! Начните с себя. Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок. Следующие правила наиболее важны: * По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части; * Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево; * Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора; * Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.; * Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову. Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло. В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить: 22
* правила дорожного движения; * элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток); * транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед); * средства регулирования дорожного движения; * красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора; * правила движения по обочинам и тротуарам; * правила перехода проезжей части; * без взрослых выходить на дорогу нельзя; * правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте. Для этого вам нужно: 1. с правилами только в объёме, необходимом для усвоения; 2. для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге; 3. объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит; 4. когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя; 5. указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей; 6. научите ребенка правилам езды на велосипеде (где можно ездить, а где нельзя, как подавать сигналы о повороте и об остановке); 7. когда едете с ребенком на велосипеде, держитесь сзади, чтобы контролировать ребенка и отмечать его ошибки; 8. закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад); 9. развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади); 10. развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает); 11. не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность; 12. читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения. Рекомендации по обучению детей ПДД При выходе из дома Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности. При движении по тротуару 23
Придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару. Готовясь перейти дорогу Остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте с ребенком на краю тротуара. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка. При посадке и высадке из транспорта Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу). При ожидании транспорта Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей. 24
Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!  Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом!  Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.  Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.  Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».  Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.  Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.  Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.  Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.  Во время каникул неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет, необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.  Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения.
Памятка для родителей
25

«Организация безопасности и охрана жизни ребенка»
С ранних лет ребенок вступает во взаимодействие с окружающим его миром. Он познает его. Но не все в окружающем мире ребенку понятно и безопасно. Задача родителей, воспитателей – обезопасить жизнь детей, вооружив их элементарными знаниями и умениями, помогающими найти выход при встрече с незнакомыми явлениями в окружающем мире, выжить в нем.
Задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности у

дошкольников.
Для детей 3-5 лет 1. Формировать знания у детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые, разница во взаимоотношениях между ними. 2. Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми; убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок») . 3. Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». 4. Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. 5. Знакомить с правилами безопасного поведения в детском саду, общественных местах: не уходить без взрослого с которым пришел, не уходить с незнакомыми людьми и т. д. 6. Учить доверять своим близким, при необходимости рассказывать им, если обидели незнакомые люди. 7. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких. Для детей 5-7 лет 1. Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов) ; объяснить какую угрозу они представляют при встрече. 2. Знакомить с работой органов милиции. 3. Обращать внимание на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. 4. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в разных ситуациях. 26
5. Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома. 6. Знакомить с правилами безопасного поведения в детском саду, общественных местах: не уходить без взрослого с которым пришел, не уходить с незнакомыми людьми и т. д. Прочитайте детям и обсудите с ними эти ситуации, определите правила безопасного поведения в детском саду, других учреждениях: 1. Не прячься от воспитателя Лисичка в уголке играла И спать ложиться не желала. Тихонько где-то затаилась И в тихий час не появилась Звать воспитательница стала Шалунья ей не отвечала. Куда она могла деваться? Пришлось слегка поволноваться. Лисичку все же отыскали, Сердито очень отругали, Сказали - В прятки не играй, Позвали – сразу отвечай. Ну а теперь бегом в кровать, Давно пора ложиться спать! 2. Не уходи из детского сада один, дождись родителей Зайчик мамы не дождался И домой засобирался: - Мне совсем недалеко, Добегу один легко! Тетя Утка не пускает, Зайцу строго объясняет: - Никогда, прошу, друг мой, Не ходи один домой! Лучше маму подожди, Вместе с мамой уходи! 3. Уходя домой, отпросись у воспитателя Вот и вечер на подходе. За зверюшками приходят Мамы, папы, дяди, тети, Вы сейчас домой пойдете. Воспитатель должен знать: Вас пришли уж забирать? 27
Сообщили? Хорошо. До свиданья. День прошел. 4. Не уходи из детского сада с незнакомцами Случай такой был у нас, говорят: Волк за козленком пошел в детский сад. Козлика вызвал, сказал:- Не грусти, Мама просила тебя привести. Ну не задерживай, Козлик, пойдем К братьям козлятам В ваш маленький дом. Но не случилась большая беда, Козлик ему не поверил тогда. Взрослых позвал на подмогу скорей, Сразу сбежал из детсада злодей! Нельзя уходить из детсада с чужими! Лишь со знакомыми, лишь со своими! 28