"Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения"

Автор: Крауц Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения"
Дата публикации: 12.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Упражнения для развития

сознательного (осознанного) чтения
(составила Крауц Ольга Викторовна – учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 65» г. Кемерова)
П е р в а я









г р у п п а

– логические упражнения.

1.

Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж – птицы; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свёкла, лук, капуста; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; курица, утка, гусь, индейка; зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый; минута, время, час, секунда; дорога, шоссе, тропинка, путь; молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; ель, сосна, кедр, осина; лук, огурец, морковь, яблоко; гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов.

5. Путем перестановки букв составь слово.
к у к л б о; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый

слог.
Колос, рота, ваза; кора, лото, боксер; молоко, нерест, тарелка.
7
.
Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Зима, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружье; соломка, пора, мель; смола, слеза берет.
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи.

Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая

же связь. Найди четвертое слово.
а) Песня – композитор; самолет - ? - аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель; б) школа – обучение; больница - ? - доктор, ученик, лечение, учреждение, больной; в) нож – сталь, стул - ? - вилка, дерево, стол, пища, скатерть; г) лес – деревья, библиотека - ? - город, здание, библиотекарь, театр, книги; д) утро – ночь, зима - ? - мороз, день, январь, осень, сани.
10. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
корова, шкаф, стул, диван, овца, коза, стол; апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша; мак, липа, клён, ромашка, береза, ландыш, дуб.
11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы:
клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;
Насекомые:
сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
Обувь:
сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12. Какие буква, слог, слово лишние.
а у р о ы ма ра ла ны та ку на ды ти ло река, речка, ручей, ручка, ручеёк
В т о р а я





г р у п п а

– игры по составлению слов со

словами

1.

Найди слово в слове.
гроза шутка часовщик газета поднос щепка кустарник шоколадка ярмарка
2.

Подбери пару
а) песня площадь подруга почтальон подарок полотенце портфель парикмахер б) загар звонок забор зубр задача земляника практичный примерный прилежный праздничный полосатый полотняный прекрасный приятный золотистый занимательный знаменитый звонкий зрелый зеленый

3.

Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г и р, в д р ы ы, о ы б б р.
4.

Шарады.
Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда. А целое в музее Найдете без труда. (Картина) С буквой к живу в лесу. С буквой ч овёс пасу (кабан – чабан)
5.

Найди животное среди строк.
Насос с
осёт р
ечную воду, И шланг протянут к огороду. Среди куст
ов ца
рит покой, Здесь хорошо бродить одной.
6.

Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с

буквы м.
ма ти ма си ра му ло ка до
Т р е т ь я





г р у п п а

– работа с деформированными

текстами; неоконченными рассказами.

1.

Составь текст (перестановка предложений).
1.Они сошлись у ручья, принесли каменья и сложили их в ручье. 2.Ребята сделали себе веселье. 3.Смазали каменья глиной, и стал прудок. 4. Под струйку ребята подвели колесо. 5. Из прудка пошла вода струйкой. 6.Вода вертела колесо. (2 1 3 5 4 6)
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
На реке. Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.
3. Закончи рассказ
. Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу… Дежурные. Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…
Ч е т в е р т а я





г р у п п а

– работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске). 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение. 5. Работа над заголовком.  Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.  Выбери заголовок из предложенных.  Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.  Подбери к заглавию часть текста.  Озаглавь части. 6. Выборочное чтение. 7. Пересказ по вопросам и без них. 8. Составление плана текста.