"Художественное оформление одежды"

Автор: Кобец Лариса Пантелеймоновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦВР "Гармония"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Художественное оформление одежды"
Дата публикации: 07.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока

: «

Художественное оформление одежды

».

Цель

:
Изучить принципы художественного оформления одежды для приобретения практических навыков, развития образного мышления и воспитания эстетического вкуса учащихся.
Оборудование
: альбомы, образцы, дополнения (бижутерия) , плакаты, манекены, булавки, скотч, справочная литература, ножницы, ткань, образцы изделий.
Ход урока
:
1
.
Ввод в урок. Дежурные.

2.Новый материал.
На уроках технологии вы учитесь изготавливать не только изделия прикладного характера, но и поясную и плечевую одежду. Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей- шкур животных. Через тысячелетия, в результате развития культуры и техники одежда из простого средства защиты тела человека от воздействий окружающей среды стала объектом прикладного искусства- науки моделирования. С одной стороны «Моделирование» служит средством удовлетворения потребностей народа в одежде, с другой - воспитывает вкусы людей. Какую известную поговорку об одежде вы знаете? (По одежке встречают, по уму провожают) С помощью костюма (одежды) можно выявить, подчеркнуть внешние данные человека. Увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, скрыть ее недо статки. А также цветом костюма подчеркнуть цвет глаз и волос. Костюм является средством внешнего выражения духовных и моральных качеств человека определенного времени. А для того, чтобы наш костюм, который мы будем создавать, был красивым и выразительным мы должны изучить ПРИНЦИПЫ художественного оформления одежды и приобрести практические навыки его оформления. Все это мы будем узнавать, и обобщать на сегодняшнем уроке, тема которого – «Художественное оформление одежды».
«Х.О.О.»
- это создание по определенным законам красоты определенных предметов или сочетание различных предметов, составляющих «костюм». «
Костюм
»- это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения и т. д., где ведущая роль принадлежит одежде. На доске-
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ
: 1 2 3 4 5 6 7 Вывод: «
КОМПОЗИЦИЯ
» - от лат. «композите» - составление, соединение, сочленение. Красота и выразительность «костюма», достигнутая посредством соединения образующих одежду составных частей – называется искусством композиции. Выступает один из членов группы. Ответы и дополнения вносятся в оценочную карточку.

АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ
Модель,форма, силуэт Материал, фактура Пропорцио- нальность Цветовое сочетание линии Симмет- рич - ность, ас- симмет- ричност ь отделка -прямой -прилегающий -полу – прилегающий -трапецие- видный -мягкая -жесткая -скользкая -верх и низ -1/1 -1/2 -1/3 -2/3 -есть -нет Конструктивные: -линия плеча -бока -вытачки и т.д. Декоративные. За счет новой линии в костюме


История развития костюма.



Экскурс в историю костюма.
Каждая историческая эпоха характеризуется определенным художественным стилем, основные черты которого отражаются в архитектуре, предметах быта и, конечно в одежде.
СТИЛИ:
-древнегреческий -готический 12-13 вв. -ренессанс 16 в. -барокко 16-17 вв. -классицизм, конец 18 в. -ампир 19 в. -романтизм 19 в. -модерн, конец 19 – начало 20 в. -современный 20 в.: классический, спортивный, романтический (фантазийный). Стиль от греческого «стилю-с»- заостренная палочка для письма по воску. Стиль- это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру. В пределах стиля, всегда возникают какие- то изменения. Эти изменения существуют непродолжительное время и называются МОДОЙ, благодаря которой одежда постоянно обновляется и совершенствуется.
Направления моды в одежде показывают ЛИНИИ одежды:
-силуэтные: линии плеча, талии и низа изделия (они определяют пропорции); -конструктивные: линии швов (плечевой, боковые, по линии талии, швы втачивания рукавов, линии вытачек, складок);
-декоративные ( образуются различными отделками: мережкой, вышивкой, защипами, сборками) и декоративными деталями (воротниками, клапанами, манжетами). Линии в одежде - обладают важной особенности особенностью: они ведут наш взгляд по поверхности объемной формы, создавая те или иные впечатления, эмоции. Так горизонтальная линия создает эмоции покоя, вертикальная – стремление вверх, ломаная – переменного движения, наклонная – неустойчивости или падения.
Формы силуэтов:
-прямой -прилегающий -полуприлегающий -свободный (трапециевидный) Важным элементом в одежде являются пропорции ее составных частей относительно друг друга и по отношению к фигуре человека. Пропорции выявляются в линейных измерениях одного свойства. Например: Длина изделия до талии с длиной рукава. Или: Ширины изделия в груди с шириной в бедрах.
Ткани. Фактура.
Мягкая, ворсистая, в рубчик, шероховатая, блестящая. Фактурные поверхности увеличивают объем. Прозрачная, блестящая, гладкая – придают легкость, зрительно уменьшают объем. Необходимо учитывать и рисунок. Его размер. Крупный – зрительно увеличивает, мелкий – скрывает объем.
Цвет.
Для художественного оформления одежды также велико значение цвета ткани. Ведь определенным сочетанием красок можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее.
Цветовые ряды:
- Хроматические: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. - Ахроматические: то есть бесцветные – от белого до черного. - От хроматического до ахроматического: например – от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному.
Основные цвета:
- красный - желтый -синий Родственные цвета – ближние
Контрастные – противоположные Холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый – отдаляют предмет. Теплые – красный, желтый, оранжевый – приближают. Эти примеры подтверждают значение цвета при создании одежды. И еще одной составляющей частью одежды являются ОТДЕЛКИ , где используют: трикотаж, мех, фурнитуру, сутаж, тесьму, шнур, вьюнок, кружева, кисти, бахрому, ленты, различные строчки, аппликации, вышивку, бисер, цветы, украшения, буфы, бейки, жабо, рюши, воланы, оборки, рулики, фестоны, мережки, складочки, защипы, плиссе, банты и галстуки.
3.

Вводный инструктаж.
1).Разбиться на 3 группы. Фамилии внести в табличку для оценивания. 2).Вытянуть по 2 задания на группу. 3).Выполнение задания. Цель: Найти необходимые сведения в дополнительной литературе. Сделать сообщение, дать ответ, используя таблицы. Оценивание по ходу ответов. Зад.1.1. Определение «силуэта». Их виды. Зад.1.2. Линии в одежде. Зад.1.3.Цвет в одежде. Зад.1.4. Ткани. Их виды. Зад.1.5. Пропорции в одежде. Зад.1.6. Отделка в одежде. Зад.1.7. Стиль в одежде. Зад.2.По таблице( на доске )проанализировать элементы композиции костюма.
Делается вывод:
«И так, подведем итог. Главные выразительные средства это -
СИЛУЭТ, ЛИНИИ, ЦВЕТ , ПРОПОРЦИИ, ТКАНИ, ОТДЕЛКА, СТИЛЬ.
Пользуясь ими, художник «строит», организует костюм. НО главное, чем он руководствуется – это
ЦЕНТР КОМОЗИЦИИ
. Центр композиции (центр внимания) – это элемент костюма, который первым «бросается в глаза». Это может быть что угодно: форма костюма; цветовое решение; фактура и пластика материала – текучесть, обтянутость, мягкость; это могут быть детали – шарф, бант, ремень, пояс, кружевной воротник, украшения и даже пуговицы; орнамент на свитере и так далее - т.е. то ради чего вы создаете этот костюм, что вы в нем хотите проявить своего, личного. При этом все части костюма по величине, форме, цвету, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать, гармонировать, «не спорить» между собой и, конечно, с человеком.» Зад.3.Ателье для модниц «Мой стиль». Каждая группа, зная основные составляющие костюма:
а). создает свою «модель» на манекене, используя ткани (набор), булавки, ножницы, скотч, дополнения, журналы; б). дает анализ своей модели по таблице; в). Выявляет центр композиции; г). Оценивает свою работу. Не забывайте о том, что стиль находится в тесной взаимосвязи модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он, стиль, регулирует и направляет моду. Пожалуйста, используйте в качестве ИСТОЧНИКА ТВОРЧЕСТВА – силуэты и стили. Не забывайте о безопасных приемах труда ! УДАЧИ ВАМ В СОЗДАНИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ! Разрешается моя консультация. Оценка за задание вносится в карточку.
4.Закрепление материала:
1). Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке? 2). Понравилось ли вам создавать и оформлять костюм? 3). Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня? 4). Какое новое понятие вы узнали? (композиция).
5.

Подведение итогов урока. Оценки по карточкам.

6.

Мой мастер – класс.
Приложение. Карточка оценки. Ф. И. учащейся Выдвижение идеи Дополнения Коррекция 1. 2. 3.