"Рабочая программа по биологии"

Автор: Полякова Ольга Борисовна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ МО ПППЭТ
Населённый пункт: Павловский Посад Московская Область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по биологии"
Дата публикации: 07.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум» __________________________Е. И. Волкова «_____»____________________201____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
1
Г. Павловский Посад, 2014г. 2
Рабочая программа дисциплины
Биология
по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания разработана на основе примерной программы по дисциплине Биология, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» «10» апреля 2008г.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно- экономический техникум».
Разработчик
: Полякова О. Б., преподаватель первой квалификационной категории Рассмотрена цикловой методической комиссией общих естественнонаучных и математических дисциплин Председатель _____________ Позднякова Г.Е. Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г. 3

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12 4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре

программы подготовки специалистов

среднего звена: общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Знать/понимать:
 основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;  строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;  сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;  вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику;
уметь
:  объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;  выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;  сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; 5
 анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни
:  для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов; самостоятельной работы обучающегося 33 часа. 6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39 в том числе: Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименования

разделов и тем.

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения
1 2 3 4 Раздел 1. Основы общей биологии. 86 Введение Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. 2 1 Тема 1.1. Учение о клетке. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. 9 1 Практическая работа №1. Техника работы с микроскопом 1 2 Самостоятельная работа. Самостоятельная работа: составление схемы митоза. Рефераты по теме: Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. 6 3 8
Тема 1.2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. 5 1 Практическая работа №2. Сравнение клеток растений и животных. Практическая работа №3. Характеристика процесса митоза. Практическая работа№4. Характеристика мейоза. Сравнение с митозом. 3 2 Контрольная работа по теме: Цитология. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 1 3 Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по темам: Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование. Половое размножение и его биологическое значение. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов). Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации. 6 3 9
Тема 1.3. Основы генетики и селекции. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование . Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). 12 1 Практическая работа №5. Решение задач по генетике. Моногибридное скрещивание. Практическая работа №6. Решение задач по генетике. Дигибридное скрещивание. 3 2 Контрольная работа по теме: Основы генетики и селекции. 1 3 Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по теме: Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. 5 3 Тема 1.4. Эволюционное учение. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. 13 1 10
Практическая работа №7. Описание приспособлений организмов к различным средам обитания. Практическая работа №8. Описание одного вида по морфологическому критерию. 2 2 Контрольная работа по теме: Эволюционное учение. 1 3 Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по теме: Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. 5 3 Тема 1.5. История развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. 6 1 Контрольная работа по теме: История развития жизни на Земле. 1 3 Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по теме: История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии. 4 3 Раздел 2. Основы экологии. 28 Тема 2.1. Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. 6 1 Практическая работа № 9. Составление схем круговоротов веществ и энергии в биосфере. 1 2 11
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по теме: Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. 8 3 Тема 2.2. Человек в биосфере. Человек в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 7 1 Практическая работа №10. Возможные пути решения экологических проблем Подмосковья. 1 2 Самостоятельная работа. Подготовка рефератов. на тему: Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. Устойчивое развитие природы и общества. 4 3 Тема 2.3. Природоохранное законодательство. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Природоохранное законодательство в России. 1 1 Раздел 3. Бионика 2 Тема 3.1. Бионика. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. 2 1 Зачетное занятие. Итоговая проверочная работа по материалам учебного года (дифференцированный зачет) 1 3 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 12
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебных и наглядных пособий. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы
Основные источники: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2012. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2012. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2012. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль

и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения
Умения: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении Контрольная работа (тест), практические работы, устные ответы. 14
наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа. Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; Практические работы (решение задач, составление схем), контрольная работа (тест), устные ответы. Практические работы (составление схем, рефераты), контрольная работа (тест), устные ответы. Контрольная работа (тест), практические работы (рефераты, схемы) 15