"Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо""

Автор: Дюбенко Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо""
Дата публикации: 12.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

FokinaLida.75@mail
Дюбенко

Екатерина

Александровна
Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики Среднее профессиональное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна «Гимназия»
МБОУ «Гимназия» г. Тулуна
FokinaLida.75@mail
«Формирование универсальных

учебных действий у младших

школьников средствами

технологии

«Развития критического мышления

через чтение и письмо»»

FokinaLida.75@mail
0

10

20

30

40

50

60

Высокий

Средний

Ниже среднего

Мониторинг уровня сформированности УУД

(сентябрь 2014 г.) (%)

FokinaLida.75@mail
Формирование стиля мышления:
открытого, гибкого, рефлексивного, осознание многообразия точек зрения, альтернативности принимаемых решений; развитие таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; развитие аналитического, критического мышления; формирование умения ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Цели технологии РКМЧП

FokinaLida.75@mail
«Вызов»

«Вызов»

«Осмысление»

«Осмысление»

«Рефлексия»

«Рефлексия»

этап

актуализации

имеющихся

знаний

этап

актуализации

имеющихся

знаний

этап

взаимодействия

на основе

содержания

текстов

этап

взаимодействия

на основе

содержания

текстов

этап

размышления,

оценки

этап

размышления,

оценки

Технологическая цепочка

технологии РКМЧП

FokinaLida.75@mail
Задачи:

актуализация и обобщение имеющихся у учащегося

знаний по данной теме;

пробуждение интереса к изучаемой теме;

обнаружение и осознание недостаточности

наличных знаний;

побуждение ученика к активной

деятельности.

Стадия «Вызов»

FokinaLida.75@mail
Задачи:

активное получение новой информации;

осмысление новой информации;

соотнесение новой

информации с собственными

знаниями;

отслеживание процесса

познания и собственного

понимания.

Стадия «Осмысление»

FokinaLida.75@mail
Задачи:

целостное осмысление, присвоение и обобщение

полученной информации;

выработка собственного отношения к

изучаемому материалу;

выявление еще непознанного;

анализ процесса изучения материала,

собственных мыслительных операций;

поиск тем и проблем для

дальнейшей работы («новый

вызов»).

Стадия «Рефлексия»

FokinaLida.75@mail
статичные пары;

пары сменного состава (динамичные);

статичные группы (литературные кружки);

мигрирующие группы;

центры активного обучения;

индивидуально-групповая форма

«Мозаика» («Зигзаг», «Четверки», «Сороки»).

Формы организации, используемые в

технологии РКМЧП

FokinaLida.75@mail
стратегия «Чтение с остановками»;

стратегия З Х У;

стратегия Р А Ф Т;

стратегия «Кластеры»;

стратегия «Пирамида критика»;

стратегия «Толстые» и «тонкие» вопросы;

стратегия «Бортовой журнал».

Учебные стратегии в технологии

РКМЧП

FokinaLida.75@mail
Знаю

(вызов)

Хочу узнать

(вызов)

Узнал (реализация

смысла или рефлексия)

Работа в

паре: что я знаю

о теме урока?
Формулирова ние целей Соотношение старой и новой информации
Стратегия

«Знаю-Хочу узнать-Узнал»

FokinaLida.75@mail
? Толстые вопросы

? Тонкие вопросы

В эту графу записываем

вопросы, на которые

предполагается развернутый,

«долгий», обстоятельный

ответ.

-Почему?

-Зачем?

-Как ты думаешь?

-Какова связь между ……? и

т.д.

В эту графу записываем

вопросы, на которые

предполагается

однозначный,

«фактический» ответ.

-Который сейчас час?

-Что произошло?

-Где? Когда?

-Сколько?

Стратегия «Толстые» и «Тонкие» вопросы

FokinaLida.75@mail
Маркировочные пометки:

известная информация

новая информация

непонятно и требует дополнительных

сведений

Стратегия «Пометки на полях»

FokinaLida.75@mail
Цель:
нахождение общего решения.
Стратегия «Мозаика»

FokinaLida.75@mail
Стратегия «Дерево предсказаний»

FokinaLida.75@mail
Цель:
обобщение и систематизация знаний.
Вопросы – план текста:

1.

О чем произведение? (одно слово)

2.

Какой у произведения характер? (два слова)

3.

Место и время действия. (три слова)

4.

Главные события. (четыре слова)

5.

Главные герои, какие они? (пять слов)

6.

Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и

конец произведения? (шесть слов)

7.

О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую

строку)

8.

Ваша реклама (антиреклама),

рекомендация книги (восемь слов).

Стратегия «Кластеры»

Стратегия «Пирамида критика»

FokinaLida.75@mail
FokinaLida.75@mail
Р



роль

(в какой роли ученик выступает на уроке?)

А

– аудитория

(кем является аудитория?)

Ф

– форма

(в форме чего проводится?)

Т

– тема

(какая тема выступления?)

Стратегия РАФТ

FokinaLida.75@mail
0

10

20

30

40

50

60

Высокий

Средний

Ниже среднего

0

10

20

30

40

50

60

Мониторинга уровня сформированности УУД

Сентябрь 2014 г.

Декабрь 2014 г.

FokinaLida.75@mail
Спасибо за внимание