" Системно-деятельностный подход в обучении биологии"

Автор: Курова Оксана Геннадьевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МБОУ Комиссаровская СОШ
Населённый пункт: Ростовская область, Красносулинский район,х.Лихой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Системно-деятельностный подход в обучении биологии"
Дата публикации: 12.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся. Да, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Но ведь и воспитание (может быть, в большей степени) предстает как процесс, в ходе которого организуются разные виды деятельности, и воспитанник находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою ценностно – смысловую сферу, т.е. сегодня приоритет смещается в сторону формирования деятельностных способностей учащегося. Потому в современных условиях именно системно-деятельностный подход должен создать основу для получения качественно новых воспитательных результатов. Зачем был введён системно-деятельностный подход? Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, т.е. деятельность – это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы воспитания, которая находит отражение в переходе: от стихийности воспитывающй деятельности к ее целенаправленной мотивированной организации, когда учитываются возрастные периоды развития учащегося, виды деятельности и их сменяемость, когда налици сотрудничество и управление этой деятельностью, когда обязательны результаты и рефлексия. При организации внеурочной деятельности я, стараюсь использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, круглые столы, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения. Например, на занятиях «Живая планета» при изучении «Разнообразие растений» задаю вопрос: «Если у кустарника ОТДЕЛИТЬ стебли и оставить только один, станет он деревом?» В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются существенные, и участники приходят к общему мнению. Делаются выводы, убедительные для всех. Для развития теоретического уровня мышления, следуя авторским рекомендациям, использую специальные методические приёмы. Например, работая с заданиями рубрики «Выскажи предположение», « Могут ли птицы жить в норах» школьники учатся выдвигать и на основе имеющихся знаний обосновывать гипотезы, спорить, рассуждать, сравнивать своё мнение с высказываниями других. Очень интересным и эффективным считаю приём творческого рассказывания. Применяю следующие виды рассказов: сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улица полна неожиданностей»); описательный рассказ на основе сравнения («Современная и старая школа», «Лес и луг» и т.д.); рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета или явления; рассказ-диалог, объединяющий рассказ-описание с диалогом («Разговор человека с деревом», «О чём щебечут птицы?»). Предлагаю выполнить следующие творческие задания: написать памятку «Признаки ядовитых растений», «Правила поведения в лесу » и т.д. Организую моделирующую деятельность учащихся: работу со схемами, таблицами, графиками. В ходе моделирования обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять предметные и графические действия.
Мы говорим о системно-деятельностном подходе в образовании и не отрываем это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода воспитания является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не руководителя кружка, а учащихся. Позиция педагога к воспитанникам кружка не с ответом, а с вопросом. Позиция воспитанника: за познанием мира в специально организованных условиях. Необходимым условием деятельностного подхода в обучении является включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Реализации данного условия способствуют вопросы и задания, связанные с жизненным опытом обучающихся, направленные на развитие рефлексии: «Как бы поступил ты? Почему?», «Вспомни, не было ли в твоей жизни такой ситуации? Расскажи об этом», «Где тебе пригодятся эти знания?». Создание описанных условий при реализации системно-деятельностного подхода позволяет ученикам изменить своё отношение к деятельности и готовит их к самообучению. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, предложенные руководителем кружка, а способность и готовность ученика к эффективной и продуктивной самостоятельной творческой деятельности в различных, в т.ч. и социально-значимых ситуациях. Как же осуществляется системно – деятельностный подход в воспитании в нашей школе- комплексе? - через проектирование и исследование на учебных и кружковых занятиях. Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной и воспитательной деятельности учащегося и педагогической деятельности руководителя кружка, которая предполагает их выбор и творческие решения. Это все рядом – обучение и воспитание. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться, реализовать свои творческие способности. В школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике, маленький еще, неопытный. Кроме того, школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Это можно сделать на кружковых занятиях через проектно-игровую деятельность. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний, будь то учебные или воспитательные проекты. Именно в такой работе ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу
.
Вывод: проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Анализируя свою педагогическую деятельность, убедилась в справедливости слов: «Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности». Изучив теоретические аспекты, познакомившись с передовым педагогическим опытом, реализую системно-деятельностный подход, и это приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведёт к достижениям.