"Рукавичка" (украинская народная сказка)

Автор: Григорьева Евгения Зиновьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Виноградное
Населённый пункт: с. Виноградное, Моздокский район, РСО - Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рукавичка" (украинская народная сказка)
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План-конспект составила Григорьева Евгения Зиновьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Виноградное Моздокского района РСО-лания Стаж – 39 лет 2015год.
План-конспект

Занятие литературного чтения (кружок «В гостях у сказки»)

Тема: Сказка "Рукавичка". 1-й класс.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Цели и задачи:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:
формирование представлений об особенности жанра сказки; формирование представлений учащихся о народной сказке; формирование умений характеризовать сказочный персонаж; формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; формирование навыка чтения; формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности; формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; формирование умения формулирования собственного мнения и позиции развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные:
воспитание самостоятельности, организованности.

Используемая технология:
обучение в сотрудничестве, тестовая технология, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная технология, технология развивающего обучения и игровая технология, личностно-ориентированная технология
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности
: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
КСО:
для учащихся: тексты сказки, Карточки - картинки для ребуса. БУКВЫ, Светофорики. Карточки с пословицами. Для учителя: Презентация, Текст сказки, картинки для ребуса. Буквы.
Ход урока.

I.

Самоопределение к деятельности:

Организационный момент.
О чём-то скрипит половица, И спицам опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка. -Любишь ли ты читать сказки? Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения. Когда ты был маленьким, мама или бабушка, укладывая тебя спать, рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой рассказчик пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
II. Актуализация знаний: Изучение нового материала
-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?
Мобилизующий этап
Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.
1. Отгадывание РЕБУСА:
Ответ:
рукавичка.
– Итак, сегодня мы будем слушать и читать украинскую народную сказку «Рукавичка».
2. Слушание сказки:
Прослушайте внимательно эту сказку. (ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ) - Понравилась ли вам сказка? - Каких героев сказки вы запомнили? А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.
III. Речевая разминка.

1.
Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”. - Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2.
Мимические упражнения: 1) “Застёгивание и расстёгивание молнии”. - Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). - Разомкнуть губы (расстегнули молнию). 2) “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.
- Максимально округлить губы (большая пуговица), - вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка).
3.
Гимнастика для глаз “Пуговица”. - Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами: - влево – вправо; - вверх – вниз; - далеко – близко.
IV. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

1.
Чтение слов. – Назовите действующих лиц сказки. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. об-ро-нил – обронил по-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка – поскребушка спра-ши-ва-ет – спрашивает по-бе-гай-ка – побегайка сест-рич- ка – сестричка бре-дет – бредет не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться под-хо-дит – подходит ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается - В сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.
2.
Объясните значение слов:
Бредет
– идет медленно, с трудом.
Врассыпную
– в разные стороны.
Обронил
– уронил.
V. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

ВСЛУХ

1.
Читают вслух более подготовленные ученики.
2
. Беседа по прочитанному: – Кто обронил рукавичку? – Кто первым стал жить в рукавичке? – Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? – Назовите героев сказки «Рукавичка» .

3. Приём “Игровая цель”
- А сейчас мы с вами поиграем
«Покажи героя сказки».
– Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений.
«Доскажи второе имя»
. – На какие особенности указывают вторые части имен? Мышка поскребушка Лисичка сестричка Кабан клыкан Волчок серый бочок Лягушка попрыгушка Медведюшка батюшка Зайчик побегайчик
4. Физкультминутка
Мы немного покружились И в лесу все очутились.
Мышка-норушка
мимо пробежала, Мы все присели, Она нас не узнала.
Зайка-попрыгайка
под кустиком сидит И по сторонам трусишка всё глядит. И мы тихонько поскакали И его не напугали.
Лисичка-сестричка
по тропинке к нам идет, Мы все глазоньки закроем, И она нас не найдет. А вот и
волк-зубами

щёлк
! А с ним встречаться не хотим, От него мы убежим! Вдруг
медведь
давай
громко реветь
, Да на нас смотреть! А мы снова покружились И все в классе очутились!
5. Самостоятельное чтение сказки.

-
Найдите неверные ответы. Ответьте правильно. • «Рукавичка» -
русская
народная сказка? (Украинская.) • Шёл дед с собачкой
полем
? (Лесом.) • Первой увидела рукавичку
лягушка-поскакушка
? (Мышка-поскребушка.)
• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик) • После волка там спрятался
медведь
? (Кабан) • Из-за медведя
разорвалась
рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.) • Прибежала собачка и
тоже влезла
в рукавичку? (Она стала гавкать на зверей.) • Звери ей
обрадовались
? (Они испугались и разбежались.) • Дед пришёл и
забрал
рукавичку? (Да)
6. Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
- Найдите в тексте и прочитайте: • Кто пришёл первым и поселился в рукавичке? • Как просился в рукавичку кабан? • Кто пришёл за мышкой? • Почему дед вернулся в лес? • Кто сломал «домик» зверей.
7. Обобщающий вывод: Работа с пословицами.
– Прочтите пословицы и выберите ту, которая подходит к этой сказке. > Не учись разрушать, а учись строить. > Дружно не грузно, а врозь – хоть брось. > В тесноте, да не в обиде. – Объясните смысл этих пословиц.
VI. Рефлексия
- А как бы Вы придумали название сказки? - Для кого хорошо в этой сказке? А для кого плохо? - Плохо ли деду без рукавичек? – Чему она нас учит?
- «Сегодняшнее занятие научило меня …».
(Дружбе, доброте …)
Самооценка учащимися своей работы.
– Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!

(Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Основной целью
этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
(домашнее задание творческого характера – ПРИДУМАТЬ НОВОЕ НАЗВАНИЕ

СКАЗКИ )