"Синонимы"

Автор: Губаева Зухра Шаукатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Малоашапская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Малый Ашап Ординского района Пермского края
Наименование материала: презентация урока
Тема: "Синонимы"
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Малоашапская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока русского языка

в 5 классе

по теме «Синонимы»
Учитель русского языка и литературы: Губаева З.Ш. Малый Ашап 2015
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: «Синонимы»

Педагогическая цель

Образовательные:
научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
Развивающие:
развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
Воспитательные:
воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Планируемые результаты

Предметные
Расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Метапредметные

Регулятивные:
организация своего рабочего места под руководством учителя, определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для её решения; проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные:
обучение высказываниям своих предположений; овладение навыком ориентирования в содержании учебника; установление аналогий, построение рассуждений; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные:
умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении знаний и способов действий, творческий подход к
выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение признавать собственные ошибки, адекватно оценивать себя и одноклассников.
Формы и методы

обучения

Формы:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах и в группах.
Методы:
приём «яркое пятно», подводящий диалог; решение проблемного вопроса; метод рефлексии.
Оборудование
Учебник, ноутбук, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: карточки с дидактическим материалом к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся
Организационн ый момент. Здравствуйте, меня зовут Зухра Шаукатовна, и я проведу у вас урок русского языка. - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? - А какой праздник приближается? - А с чем ассоциируется у вас этот праздник? - Посмотрите, к нам на урок пришла ёлочка, и мы вместе в конце урока украсим её снежинками. - Зима. - Новый год. - Ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки Мотивация
Приём «Яркое пятно»
(Учитель читает стихотворение С.Я. Маршака)
Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий!

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматой ели!

-
Все ли слова вам понятны в этом стихотворении? (Лебяжий – лебединый, парча – ткань из шёлка с узором). слушают Актуализация и пробное учебное действие. - Укажите слова, которые обозначают одно и то же. - А как мы называем слова, обозначающие одно и то же. - Значит, о чем мы с вами будем говорить на уроке? - Тогда сформулируйте тему урока. -Откройте тетради, запишите число и тему урока. - Вихри, метели, вьюга, пурга. - Синонимы. - О синонимах. - Синонимы. Целеполагание - А какую цель поставим перед собой? - Вы хотите расширить свои знания о синонимах? - Узнать, что такое синонимы, употребление их в речи . - Да, нам хочется узнать больше.
- Зачем нам нужны эти знания? -Значит, какие задачи поставим перед собой? - Чтобы обогатить свой словарный запас. - Подбирать синонимы к словам, использовать синонимы в речи. Выявление места и причины затруднения - Посмотрите, пожалуйста на слайд, и скажите, что означают эти слова : Вихри, метели, вьюга, пурга). - А какие слова называются синонимами? - Мы сказали, что эти слова означают одно и то же, но какие же есть в них отличия? Посмотрите, как мы можем расположить слова? - - Слова- синонимы. - Ответы обучающихся. - В порядке усиления. - Нет. Реализация построенного проекта - Это ребята называется синонимический ряд, а в литературе это называется градацией. - А слова разных частей речи могут быть синонимами? - Ответы обучающихся Первичное закрепление с комментирован ием во внешней речи. Откройте учебники и прочитайте определение на стр. Правильно мы сформулировали определение? Расскажите друг другу определение. - Ребята, в русском языке есть словарь синонимов. Если вы затрудняетесь, можете обратиться к этому словарю. Работа в тетрадях Самостоятельн ая работа с самопроверкой по эталону А теперь поработаем с текстом, где вам нужно вставить подходящие по смыслу слова. Слова для справок даны в рамочке. Проверка с эталоном.
Работа в парах
Физкультминутка
Включение в систему знаний и повторение - А теперь поработаем в группах. У вас на партах лежат голубые листочки, и вам нужно подобрать слова синонимы. Даю вам время. (Работа в группах). - Какие же у вас получились синонимы? - Оцените вашу работу в группах, как работал каждый из вас в группе.
- Для чего используются в речи

синонимы?
Работа в группах. Самооценка 1.Позволяют избежать повторов. 2. Помогают передать мысль и чувство более ясно. 3. Делают нашу речь эмоциональной и красивой. 4. Объясняют значение неизвестных слов.
Самооценка
Рефлексия учебной деятельности на уроке - А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам ответить:  С какими трудностями встретились?  - Где в жизни можно использовать полученные знания?  -Всё ли мы за урок узнали и поняли о синонимах?  - На следующих уроках мы продолжим изучение синонимов и узнаем еще много интересного. -Предлагаю вам продолжить следующие высказывания:  Я на уроке узнал(а)…  Я на уроке научился(ась)… - Ответы обучающихся - Нет.
 На уроке мне было интересно…  Наш урок был…
Домашнее задание
1. Кто научился определять синонимы, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. № 359. 2. Кто научился определять синонимы, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить синонимы, выполните упр. 360. 3. Кто научился отличать синонимы и может объяснить тему товарищу, напишите сочинение по теме «В зимнем лесу», используя синонимы.
Белая снежинка
- мне было комфортно на уроке; всё было понятно;
Голубая снежинка
– материал понял, но остались вопросы;
Фиолетовая снежинка
– я чувствовал тревогу, не уверен в себе.