"Структура книги"

Автор: Абсалямова Эльвира Аглямовна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Темясово Баймаский район РБ
Населённый пункт: с.Темясово Баймакский район Респбулика Башкортостан
Наименование материала: методичсекая разработка библиотечного урока
Тема: "Структура книги"
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Библиотечный урок «Структура книги как инструмент информационной

деятельности»

Форма:
библиотечный урок
Место проведения:
читальный зал школьной библиотеки
Оборудование:
выставка книг, с заклеенным названием, презентация, экран, проектор.
Подготовка:
обучающимся 2 -х дается задание принести с собой любимую книгу, пишется сценарий, составляется презентация, подбирается музыкальное сопровождение.
Цель:
Формирование основ знаний о структуре и основных элементах книги.
Задачи:
 Сформировать понятия: обложка (переплет), титульный лист, корешок, страница.  Сформировать основу умений использования элементов книги для её характеристики;  Формировать навыки работы в команде.
Ход мероприятия

Библиотекарь: 1 слайд

Добрый день уважаемые гости, мы рады приветствовать вас в школьной

библиотеке на занятии «Структура книги как инструмент информационной

деятельности».
В начале урока демонстрируется видеоролик на песню «Библиотечная песня» слова и музыка Татьяны Боковой
Чтец: 2 слайд
Я книги выбираю с наслажденьем, На полках, в тишине библиотек. То радость вдруг охватит, то волненье. Ведь книга каждая как будто человек. Одна стара, мудра, зачитана до дыр. В другой, все необычно, странно, ново. Мне книги открывают целый мир. За шагом шаг иду от слова к слову.
Библиотекарь:
Действительно книга является нашим надёжным помощником. Она входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней. Как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Библиотекарь:
А какие ваши любимые книги, о чем они?
Ответы детей

Библиотекарь:

Да, с книгой каждый из нас путешествует и в будущее и в историю. Что же такое книга?
Ответы детей

Библиотекарь: 3 слайд
Если бы вы не умели читать, вы бы сказали - пачка бумаги, только в картонках. Но это далеко не так. Вы открываете книгу. Вместе с героями книги вы отправляетесь на далекие планеты, опускаетесь на дно морское, оказываетесь в другом времени. Так что книга - это великий волшебник. Вы закрываете книгу, сдаете ее в библиотеку. Книги с вами нет. Но мысли, которые были в книге, остались. Вы что-то узнали, чему-то научились. Вам хочется стать такими, какими были герои книги. Вы становитесь умнее, добрее, опытнее, грамотнее. А помогла вам книга. Недаром книгу зовут добрым советчиком, спутником, другом.
Библиотекарь: 4 слайд

И сегодня мы должны узнать: «Из каких же частей состоит книга?»
У людей есть туловище, руки, ноги и т.д. А из чего состоит книга? Чтобы ответить на этот вопрос, ко мне выйдут несколько человек и попробуют выбрать книгу, которая больше понравится. Итак, ответьте, что вам помогло выбрать книгу?
(ответы детей)
Действительно, вы по обложке выбрали книгу, ведь именно с обложки она начинается.
Что такое обложка?

(ответы детей)
Каждая книга обязательно одета в обложку.
Для чего она необходима книге?

(ответы детей)

Библиотекарь: 5 слайд
Чтобы страницы не потерялись и были всегда аккуратными на них «надевают» специальную одежду книги – переплёт или обложку. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом.
Библиотекарь: Рассмотрите свою книгу и скажите, какая информация

содержится на вашей обложке?

(ответы детей)

Библиотекарь:
А сейчас поиграем в игру «Угадай книгу». По обложке попробуем определить, про что книги, которые перед вами?
Дети определяют по обложке содержание книги (названия книг заклеены)
Трудно определить только по картинке содержание книги? (ответы детей)
Библиотекарь: Поэтому на обложке обязательно пишут информацию. Напомните

какую?

(ответы детей)

Библиотекарь:
Но обложка, как одежда у людей, бывает и обманчивой, т.е. красивой, но совершенно неинтересной и книга может быть старенькой, но очень интересной.

Библиотекарь:
На очень дорогих или подарочных изданиях (показать детям книгу в суперобложке) есть еще одна обложка, которая называется –
суперобложка или

дополнительная обложка.
Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением.и дополнительной рекламы книги.
Библиотекарь:
А теперь, скажите, что мы видим внутри обложки?
(ответы детей)
Правильно листы. Одна из сторон листа бумаги в книге называется –
страница
.
Библиотекарь: 6 слайд
Все страницы в книге скреплены вместе с помощью корешка. Он – дедушка страничек. Всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Рассмотрите свой корешок, что за информация на нем содержится?
Библиотекарь: 7 слайд
Если мы откроем обложку, то увидим титульный лист книги – самую главную страницу. Это как пароль к компьютеру, на нем много информации, но с титульным листом книги мы познакомимся позднее.
Библиотекарь: 8 слайд

Итак,
давайте повторим, из чего состоит книга? Это новые слова, их надо запомнить обязательно.  Обложка (переплет) служит для того, чтобы предохранить страницы книги от загрязнения.  Корешок  Страница  Титульный лист
Библиотекарь:
Молодцы! Вы все хорошо запомнили.
Звучит песня «Небылицы».

Библиотекарь:
А к нам кто-то спешит в гости.
Выходит книга

Книга:
Привет! Я – Книжка. Вы меня звали? Слышала я, что вы хотите дружить со мной! А знаете, что я могу? Я могу поднять вам настроение, могу дать советы, люблю играть и мастерить. Я очень скучаю, когда вы не приходите в библиотеку. Так давайте дружить! Возьмите за руки друг друга и поднимите руки к верху. «Добрый день», - тебе сказали, «Добрый день», — ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. Почувствуйте тепло своих ладошек. Это нас с вами тоже связали ниточки теплоты и доброты. Чувствуете?»
КНИГА:
Ну, вот теперь мы настоящие друзья!
Библиотекарь:
Ребята, а о чем наша книга, как определить? Правильно по обложке можно прочитать, что книга называется «Золотой ключик, или приключения Буратино» и автор А.Толстой.
Библиотекарь:
Вы убедились, что книга — это живое существо? Ей нельзя делать больно: рвать, мять, пачкать. Сейчас наши артисты расскажут вам одну печальную историю. Исполняется сценка «Две книжки», автор Ильин С., в исполнении учеников 3 «Б» кл.

Автор:
Однажды встретились две книжки. Разговорились меж собой.
1 книга:
«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.
2 книга:
«Ох, милая, мне стыдно перед классом: Хозяин мой обложки вырвал с мясом, Да что обложки… Оборвал листы. Из них он делает кораблики, плоты и голубей. Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака. А у тебя целы бока?»
1 книга:
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня. А посмотри-ка на мои листочки: на них Чернильной не увидишь точки. Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично. Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».
Автор:
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Библиотекарь:
Я думаю, среди вас только хорошие ученики, которые бережно относятся к своим вещам и книгам. Ведь книги – это живые существа. И они всегда с нетерпением ждут вас в библиотеках. А дома вы придумаете свою обложку к сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино
Чтец:
Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте! Любимые книжки Ищите на сайте! В метро, в электричке И автомобиле, В гостях или дома, На даче, на вилле – Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки! Не всё в этом мире Легко нам даётся, И всё же упорный И мудрый – добьётся Того, к чему доброе Сердце стремится: Он клетку откроет, Где птица томится! И каждый из нас Облегчённо вздохнёт, Поверив, что мудрое Время – придёт!
И мудрое, новое Время – придёт! (Н. Пикулева)