"Роль народных традиций в духовно-нравственном формировании ребенка"

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г.Курска"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль народных традиций в духовно-нравственном формировании ребенка"
Дата публикации: 08.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Роль народных традиций в духовно-нравственном формировании

ребенка».
Народное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитании в формировании гармонически развитой личности. Пути эстетического воспитания с помощью народного и декоративно-прикладного искусства и народных праздников бесконечно разнообразны. Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующие факторы: - народное искусство - своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; - в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; - произведения народного и декоративно-прикладного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал личности современного ребенка. Задача дополнительного образования - возродить и укрепить то ценное, что нам было завещано нашими дедами, акцентируя внимание детей на возрождение народных традиций и праздников. Учитывая интересы детей, я постаралась составить образовательную программу так, чтобы дети могли познакомиться с русскими обычаями и ремеслами народных мастеров. Из истории русских праздников дети узнают, что давным-давно в старину встречали праздник «Пробуждение земли», который совпадал с христианским праздником «Благовещение». В первый день весны земля пробуждалась от зимы, просыпались все звери, которые засыпали на зиму. Люди после Благовещения начинали вспашку земель и сеяния. Бог как бы благословлял их на это. К празднику, люди готовились: они убирали мусор, накопившейся за зиму, старую солому, старые вещи. Наши предки бережно относились к своей земле, к тем местам, где они жили. Всему доброму учили русские обычаи. Во многих местах в этот день закликали весну, разжигали костры, как символ избавления от злых духов, водили хороводы и пели песни – веснянки. Считалось, что весну приносят с собой птицы. Они прилетают с ключиками, запирают зиму и отпирают весну. Женщины выпекали фигурки жаворонков и куликов, и отдавали их детям. Дети забирались на заборы, крыши домов, деревья, фигурки привязывали, при раскачивании ветром фигурки представлялись летящими. При этом дети пели песни-веснянки, зазывали весну и просили у матушки-Земли хорошего урожая и благополучия. Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам,
Принесите нам, Лето теплое! Унесите от нас, Зиму холодную, Нам холодная зима надокучила, Руки-ноги нам отморозила! Прежде, в России соблюдали обряд «Отпущения птиц на волю». После весенних дней в марте случались морозы, и ослабевшие от перелета и голода птицы, чуть живые лежали на полях и дорогах. Ребятишки подбирали их, приносили домой, лечили, выхаживали, а в первый день весны отпускали. Существовала старинная поговорка: «Благовещение - птиц на волю отпущение». А.С. Пушкин в своем произведении «Птичка» ярко отразил обычай старины. В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! 1823г. В городах специально покупали у ловцов птичек, и со словами: Синички-сестрички, Тетки-чечетки, Краснопузые - снегири, Щиглята молодцы, Воры воробьи! Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей несите. С этими словами птиц выпускали на волю. Сколько хорошего и доброго можно почерпнуть у наших предков. Русские праздники учат детей добру, уважению друг к другу, к старшим, ценить и любить свою Родину и быть преданным своим убеждениям. Ярким примером этого служит еще один весенний праздник «Сороки» - весеннее равноденствие. «Сороки» - день сорока Мучеников Севастийских. И радостное Весеннее Равноденствие. Сорок мучеников памятны людям своими страданиями. Случилось это в давние времена гонений на первых христиан. В горах Армении, бывшей окраиной частью Римской империи, бросили в темницу сорок воинов - хотели заставить их отречься от христианской веры. Но стойко держались в своих убеждениях эти мужественные люди. Тогда загнали их в ледяные весенние воды Севастийского озера. А чтобы увеличить пытку холодом, на берегу развели костер. Один из сорока не выдержал муки и отрекся, и получил право согреться у костра. А лица тридцати девяти осветил небесный свет, пролившийся глубокой ночью с небес. Увидел это один из стражников и вошел в воду к гибнущим христианам, занял место малодушного… И стало их сорок. Сорок верных и верующих. Произошло это в пору весеннего равноденствия, когда день равен ночи. «Сороки»- вторая встреча весны после Благовещения. В честь сорока воинов пекут издавна на Руси по сорок птиц, и не только жаворонки, а и сорок птиц на Русь прилетают. Несут на крыльях весну. Сколько тьмы, столько света. Но начиная от сороков день, будет становиться длиннее, а ночь короче. День весеннего равноденствия очень важен для всех народов земли. Так было и в далеком прошлом. До нас дошло древнее свидетельство этой важности. Ведь именно на точку восхода Солнца весеннего равноденствия указывают две стороны египетских пирамид. Туда же пристально смотрит каменный сфинкс.