"Развитие мелкой моторики по средствам тестопластики".

Автор: Кавеева Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик"
Населённый пункт: город Нефтеюганск Тюменской области ХМАО-Югры
Наименование материала: консултация для родителей
Тема: "Развитие мелкой моторики по средствам тестопластики".
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

О.В.Иванова, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 9», (г. Бийск)
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредствам

тестопластики
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и.т.д. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Вот
поэтому необходимость развития тонких движений пальцев рук давно уже признана педагогами, работающими в дошкольных учреждениях. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада. Перед нами была, поставила цель. Цель работы: Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики. Для решения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук. 2. Сформировать у детей навыки лепки. 3. Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи. 4. Развивать фантазию, воображение, мышление. 5. Воспитывать интерес детей к декоративно – прикладному искусству через приобщение к народному промыслу. Лепить можно из пластилина и глины, но в нашей работе по развитию мелкой моторике с детьми дошкольного возраста, мы предпочли использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности – тестопластику. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной в том что: 1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег. 2. Легко отмывается и не оставляет следов. 3. Безопасно при попадании в рот. 4. Не липнет к рукам при лепке. 5. Можно сушить на воздухе. 6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие. В своей работе мы использовали технические приемы при работе с лепкой; 1. Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек теста. 2. Ощипывание - отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его. 3. Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. 4. Сплющивание - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. Перед решением поставленных целей и задач проводим предварительную работу, наблюдение за живыми объектами, чтение художественной литературы и рассматривание
иллюстраций, народных игрушек, муляжей и т.д. Характер проведения занятий – эмоционально-игровой. Своеобразие данной техники состоит из двух этапов – лепка из соленого теста, сушка изделий и раскраска. Для развития познавательного интереса вводной части необходимо следующие использовать приемы; чтение художественных произведений, загадывание загадок, приход сказочного героя. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и заинтересованности занятия. Дети на занятиях учатся лепить и украшать плоские фигуры — декоративные пластины с налепом, сердечки, цветочки, листья, овощи и фрукты. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. и т.п.). Дети умеют анализировать свои творческие работы, умеют выделять главное. Нужно сказать, что разработанная и проведенная нами система игр-занятий с соленым тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики. В рамках реализации данной программы была определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др. Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультации по вопросам развития ручной умелости у детей среднего возраста, беседы. Изучив эту тему можно сделать следующие выводы: развитие мелкой моторики следует начинать как можно в более раннем возрасте, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений. Литература 1. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2005. – 125с. 2. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с. 3. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова; под ред. А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2008. – 243с. 4. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2007.- 64с